П
риложение № 4
к Положению о региональном этапе XI Всероссийского конкурса « Учитель здоровья России - 2020»
Конспект урока или занятия
1. Тема урока или занятия.
Предмет-биология;
Класс – 8;
УМК –Д.В.Колесов,Р.Д.Маш,И.Н.Беляев,Дрофа, 2018;
Тема – «Кожа и её производные»;
Тип урока- «Урок открытия нового знания»
2.Цели и задачи.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений проводить исследование.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования у детей представлений о строении кожи;
- обобщить и закрепить знания о строении и функциях главных частей и производных кожи
- проследить межпредметные связи анатомии с физиологией, валеологией и гигиеной по вопросам здорового образа жизни;
-создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
-развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций;
-развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь;
-развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные способности учащихся, культуру диалогового общения;
- пропагандировать здоровый образ жизни;
- воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
-способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формируются умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Методы:
словесный – беседа на основе знаний учащихся;
наглядный – демонстрация видеофильмов, наглядных пособий, дополнительной литературы, презентаций;
практический – работа с микроскопом, лупой;
исследовательский – поиск правильных ответов на поставленные вопросы, от незнания к знанию;
Методические приемы:
логический – выявление общих признаков, различий, формулировка выводов;
организационный – фронтальная, групповая, индивидуальная работа учащихся;
технический – использование наглядности, интерактивного оборудования.
Оборудование: компьютер, микроскопы, лупы, мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска.
3.Дидактическое оформление плана урока или занятия.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1 | Организационный этап Цели: - подготовка учащихся к работе | Приветствие, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания. | Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 | Мотивация учебной деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельнеость. | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимость темы урока. | Записывают дату в рабочую тетрадь, определяют тему и цель урока. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самоопределение (внутренняя позиция ученика). Регулятивные: целеполагание -(постановка учебной задачи). Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
3 | Актуализация знаний Цели: - актуализация опорных знаний и способов действий | Организация повторения. Учитель вспоминает элементы знаний нужные для освоения новой темы. | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии поставленной задачей. Личностные: умение слушать и вступать в диалог. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий Цели: -обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. | Учитель устанавливает осознанность восприятия Учит выбирать рациональные способы решения учебной задачи. | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации. Регулятивные: планирование своей деятельности. |
5 | Закрепление знаний и способов действий Цели: - обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Организовывает деятельность по применению новых знаний. Обучает работать в мини-коллективе. Дает самостоятельную работу. Организует самопроверку | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации | Познавательные: применяет полученные знания к решению самостоятельной работе Регулятивные: осуществляют самоконтроль. Коммуникативные: уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Личностные: воспринимать одноклассников как членов своей команды. |
6 | Первичная проверка понимания. Цели: - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | | Активность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения своих действий |
7 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цели: - обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Учитель дает инструктаж по выполнению домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Учащиеся записывают д/з. Выбирают уровни: - стандартный; - повышенный; - творческий. | Личностные: положительное отношение к урокам Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог |
8 | Рефлексия Цели: -прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества | Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, обощения) | | Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
4.Краткое описание содержания и хода урока или занятия.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап | Добрый день, ребята! Я рада видеть вас! С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Как много улыбок засветилось Спасибо! - Я желаю вам плодотворной работы на уроке! | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, выбирают смайлик. |
2. | Мотивация учебной деятельности | Задание – «Угадайка» В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр; Этот орган тесно связан с нервной системой. О нем говорят, что это зеркало нашего организма На этом органе находится около 250 тысяч волос; Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. | Угадывают -Кожа |
3. | Актуализация знаний | Задание «ЗХУ»- что знаете о коже?, что хотите узнать?, что узнали? Выделяем главный вопрос урока. | Отвечают на вопросы. Задают вопросы -Почему кожу называют удивительным изобретением природы? - Почему кожу называют зеркалом нашего организма? - Почему кожа – показатель красоты? - Какая кожа является красивой? - Что вы знаете о функциях кожи? - Можно ли по внешнему состоянию кожи определить здоровье человека? - Может ли человек жить без кожи? заполняют таблицу (Приложение №2) Почему человек не может жить без кожи? |
4. | Усвоение новых знаний и способов действий | 1.Ребята, сегодня вам предстоит интенсивная нагрузка, поэтому работу начнём с кинезиологического комплекса - «Зеркальное рисование»: - Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. 2. Работа с текстом. Задание: Прочитайте предложенный текст (лист№1) и выпишите все найденные вами функции кожи в таблицу в ваших технологических картах(Лист№2). На выполнение работы 5 мин. 3. Давайте рассмотрим строение кожи. Работа с рисунком. А для этого выполните задание: 1. Изучите по рисунку 71 строение кожи. В учебнике стр.164 2. Ваша задача по ходу вашего знакомства со строением кожи заполнить кластер в ваших технологических картах (лист №3). | Выполняют задание ( активизируется работа всех отделов головного мозга) Работают с текстом , заполняют таблицу. Изучают строение кожи по рисунку, выполняют кластер. |
5. | Закрепление знаний и способов действий | Физкультминутка 2.Мы узнали: из чего состоит кожа. Для того чтобы ответить на наш проблемный вопрос я предлагаю провести эксперименты в группах. Работа в 4 группах (Приложение №3) | Работают по группам, отчет записывают в тетрадь. |
6. | Первичная проверка понимания | Составить синквейн со словом «Кожа». | Составляют синквейн, зачитывапют. |
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1.Изучить параграф 39. 2.Выполнить практическую работу «Исследование ногтей» | |
8. | Рефлексия | Продолжите фразы: Сегодня на уроке мне удалось …… - узнать.,. -понять... -вычислить... -применить... -составлять... -объяснить... -найти... другое... Урок мне показался очень …….., потому что….. - коротким -длинным - скучным или что-то другое. Оцените свою работу на уроке | Высказывают своё мнение, обсуждают, комментируют. |
5.Здоровьесберегающая направленность урока или занятия.
- Соблюдение этапов урока,
- Оптимальная плотность урока,
-Чередование различных видов учебной деятельности;
-Наличие методов, способствующих активизации учебной деятельности;
- Наличие на уроке моментов оздоровления ( физкультминутки, кинезеологические
упражнения);
-Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
-Технологи оптимальной организации процесса и физической активности школь-
ников;
-Положительный эмоциональный настрой на уроке.
6.Результативность урока или занятия.
-Повышение работоспособности, выносливости;
-Развитие психических процессов:
-Снижение уровня заболеваемости;
-Формирование двигательных умений и навыков;
- Улучшение зрения;
-Повышение речевой активности;
-Повышение успеваемости;
-Повышение мотивации к соблюдению здорового образа жизни.