Сценарий урока по математике в 5 классе по теме
«Угол. Прямой и развернутый угол»
с применением кейс-технологии
Класс: 5
Дата проведения: 21.10.2024г
Тема урока: Угол. Прямой и развернутый угол.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Форма урока: урок с элементами личностно-ориентированного обучения.
Цель урока: формирование представлений об угле, прямом и развернутом угле, его сторонах, вершине.
Задачи:
Образовательные:
- научить обозначать углы и сравнивать их способом наложения;
- познакомить с чертежным треугольником и выработать умение с его помощью прямой угол.
Развивающие:
- развивать пространственное воображение, логическое мышление, наблюдательность;
- развивать навыки групповой работы с кейс-технологией.
Воспитательные:
- воспитывать уверенность в своих интеллектуальных способностях;
- воспитывать способность в выборе необходимой теоретической информации из разных источников.
Технологии обучения: информационно- коммуникативная, кейс-технология.
Тип кейса: обучающий.
Материальное обеспечение урока: учебник, презентация, кейс, раздаточный материал.
Опорные понятия, термины: отрезок, луч, прямая, треугольник, вершина треугольника, стороны треугольника; угол, прямой, развернутый, стороны угла, чертежный треугольник.
Формы контроля: самостоятельная работа в группах с элементами само- и взаимопроверки.
Планируемые результаты:
Личностные: учащиеся получат возможность: научиться ясно, точно и грамотно излагать свои мысли;
- использовать в речи термины: угол, стороны угла, прямой и развёрнутый углы;
- успешно сформировать коммуникативную компетентность в процессе обучающего взаимодействия.
Метапредметные: учащиеся научатся: распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире разные виды углов;
- приводить примеры аналогов этих геометрических фигур в окружающем мире;
- использовать геометрические термины при описании предметов окружающего мира;
- получат навыки организации учебного сотрудничества в группе.
Предметные: учащиеся научатся: формулировать определения угла, прямого и развёрнутого углов, читать и обозначать угол;
- изображать углы от руки и с использованием чертёжных инструментов;
- моделировать различные виды углов;
- появятся представления о пространственных геометрических фигурах.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока | Содержание урока | Методы, приемы | Формируемые УУД | Результаты сотрудничества |
Организационно-мотивационный этап |
Инструктаж по кейсу Цель: активизация внимания, появление интереса к изучаемой теме. | Школьники получают кейс перед началом урока для каждой группы. После приветствия им дается устный и письменный инструктаж, как работать с кейс –пакетом. | Игровое приветствие Монолог | Коммуникативные: умение слушать и понимать учителя. Регулятивные: организация учебной деятельности | Создание эмоционального настроя на учебную деятельность. |
Мотивирование к изучаемой теме | Решили дед с бабкой соорудить новую крышу на своем доме. И обратились они за помощью к архитектору со странным именем Треугольник. Архитектор предложил им много различных вариантов. Но есть проблема: дед старый, бабка старая – некому с крыши снег сгребать. Нужна была крыша, чтобы снег на ней не лежал, а сам с неё «сползал». Были выбраны два варианта. Обе крыши представляют собой одну и ту же геометрическую фигуру, хотя и имеют некоторые отличия. Как сравнить получившиеся фигуры и как они называются? | Слайды с задачами урока, сказка Задание 1 кейса | Личностные: самоопределение. Познавательные: учебные действия с учетом требований программы по математике. Коммуникативные: осуществление взаимоконтроля с кейс-заданием. Регулятивные: самоконтроль. | Изучили теоретический материал. Активно прошло включение в образовательный процесс. Повысился интерес к изучаемому предмету. |
Деятельностный этап с групповым и личностно-ориентированным подходом. Работа по кейс-методу |
Пробные учебные действия по кейс-методу. Актуализация и целеполагание | 1. Работа с кейсом: - знакомство с содержимым кейса с учетом объяснения учителя; - озвучивание заданий, которые учащиеся должны выполнить в процессе работы с материалами кейса; - определение конечного «продукта» учебной деятельности, который учащиеся должны получить. / На изучение материала отводится около 10 минут времени урока/. | Работа в группах – обсуждение задания. Практическая работа в группах | Познавательные: развитие логического мышления. Регулятивные: Формирование волевой саморегуляции. Коммуникативные: управление поведением партнеров путем точности выражения своих мыслей. | Создание проблемной ситуации. Поиск путей её решения. |
Реализация построенного проекта Цель: формулирование алгоритма работы | 1. Выявление причин затруднения при выполнении задания кейса. 2. Для решения проблемной ситуации предлагаю вам несколько заданий: - используя предложенные модели, познакомьтесь с элементами угла. - выступление ученика на тему «История возникновения символа « ». - смоделируйте в тетради развернутый и прямой угол. Сравните модели углов. - Знакомство с алгоритмом построения угла, с помощью чертежного треугольника. 3. Работа в группах: вам необходимо выполнить задания кейса и оформить его в соответствии с планом. | Диалог. Работа с моделями углов. Рассказ ученика Моделирование – индивидуальная работа. Практическая работа с кейсом | Личностные: формирование смолообразования. Познавательные: использование геометрических терминов в речи с точностью их пояснения. Регулятивные: контроль и коррекция полученных знаний. Коммуникативные: способность позитивно контактировать в группе. | Реализовали проект выхода из затруднительной ситуации. |
Самостоятельная работа | Работа с заданиями по кейс-методу Физкультминутка: «Верно или нет» (учитель читает утверждения, учащиеся выполняют определенные движения) | Самостоятельная работа с взаимопроверкой | Познавательные: развитие пространственного воображения, логического мышления. | Научились использовать теоретические знания на практике |
Рефлексия учебной деятельности по кейс-методу |
Обсуждение деятельности Цель: проверка уровня усвоения материала. | (слайды) Вопросы для обсуждения по материалам кейсов: - Какую фигуру называют углом? - Как обозначается угол? - Какие углы называются равными? -Каким способом можно сравнить углы? - Опишите последовательность шагов. -Что называется биссектрисой угла? - Каким способом можно построить биссектрису угла? | Диалог – формулирование точных ответов на вопросы | Личностные: самоопределение и смолообразование. Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения | Подведен итог урока. Выставлены оценки. |
Домашнее задание | Инструктаж по выполнения задания | Фронтальная беседа | Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка | Записано домашнее задание |
Рефлексия «Дерево ожиданий» | Предлагаю выбрать любой фрукт и написать, что вы ожидали от урока и чего добились, согласно цели и задачам урока (дублируется слайд: цели и задачи урока) | Беседа Диалог | Личностные: способность к самооценке | Наглядно представлено мнение учеников об уроке |
Материал для физкультминутки:
- Внимание! Если я читаю верное утверждение, то вы хлопаете в ладошки; если неверное, то поднимаете вверх руки.
Единицы измерения углов: миллиметры, сантиметры? Единицы измерения углов: миллиграммы, килограммы?
Единицы измерения углов: градусы, минуты? Развёрнутый угол имеет градусную меру 100°?
Развёрнутый угол имеет градусную меру 90°? Развёрнутый угол равен 180°? Прямой угол равен 160°?
Прямой угол равен 90? Острый угол больше прямого? Острый угол равен прямому? Острый угол меньше прямого?
Тупой угол меньше прямого? Тупой угол всегда больше прямого и меньше развёрнутого?
Угол, меньше 90° называется острым? Угол, больше 90°, но меньший 180°, называется тупым углом?
КЕЙС ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «УГОЛ. ПРЯМОЙ И РАЗВЕРНУТЫЙ УГОЛ»
СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА:
1. Математика 5 класс. Базовый уровень. Учебник. Комплект из 2-х частей (к новому ФП, 2023-2024 гг.). УМК "Математика Виленкина Н.Я. (5-6)". ФГОС.
2. Набор углов разной величины на цветной бумаге.
3. Лист формата А4, на котором изображен угол.
4. Листы с заданием для группы.
5. Клей.
ЗАДАНИЯ:
Задание 1. Задание от архитектора Треугольника.
Решили дед с бабкой соорудить новую крышу на своем доме. И обратились они за помощью к архитектору со странным именем Треугольник. Архитектор предложил им много различных вариантов.
Но есть проблема: дед старый, бабка старая – некому с крыши снег сгребать. Нужна была крыша, чтобы снег на ней не слёживался и сам с неё «сползал». Остановились на двух вариантах.
Обе крыши представляют собой одну и ту же геометрическую фигуру, хотя и имеют некоторые отличия. Как сравнить получившиеся фигуры и как они называются?
Задание группам:
1. Для решения проблемы вам предлагается прочитать теоретический материал параграфа учебника «Угол. Обозначение углов», набор углов разной величины на цветной бумаге, лист формата А4, на котором изображен угол.
лист с заданием для группы.
2. После знакомства с теорией выполните практическое задание с учетом информационного материала.
Результатом работы должно стать:
- На листе бумаги с изображением угла обозначили его разными способами (базовый уровень).
- На этот же лист наклеены углы, равные изображенному (базовый уровень).
- Составлен алгоритм сравнения углов способом наложения (продвинутый уровень).
- Описан способ построения биссектрисы угла путём перегибания листа (высокий уровень).
№ задания | Содержание задания | Результат работы в группе |
1. | Прочитать текст «Угол. Обозначение углов» | |
2. | Записать обозначение угла, изображённого на листе бумаги различными способами | |
3. | Из предложенного набора углов, выбрать все углы, равные изображённому, и наклеить их на этот же лист. | |
4. | Опишите последовательность действий, необходимых для сравнения углов способом наложения. | |
5. | Из предложенного набора углов выберите самый большой и покажите его биссектрису. Как найти биссектрису угла без использования измерительных инструментов? Запишите последовательность действий. | |
Задание 2. Запишите острые, тупые и прямые углы, изображенные на рисунке. (слайд)
Взаимопроверка:
Острые углы:
АОЕ,
ROC,
BAC,
ACD,
DCA,
CAD,
BRE,
RED,
BAO
Прямые углы:
АВС,
ВСD,
CDA,
BAD
Тупые углы:
AOR,
COE,
ERC,
REA
Задание 3. Исследовательская работа.
1. Берем обыкновенный квадратный лист бумаги и сворачиваем его пополам.
2. Делаем второй сгиб, посмотрите на рисунок, мы загибаем угол квадрата таким образом, чтобы вершина квадрата, она обозначена точкой, совпала с линией первого сгиба
3. Измерить получившийся угол, записать на рисунке.
- Как проверить градусную меру получившегося угла? (взять транспортир и измерить)
- Сколько градусов получился угол? Что нам нужно было получить? (шаблон угла)
- Ребята прогладьте хорошо сгиб несколько раз и сделайте отрыв угла. Получился шаблон?
- Какой этап работы сейчас? (продукт) Какой вид угла мы получили? (острый)
Задание 4. Самостоятельная работа. Самоконтроль.
- У вас на парте три макета углов трех цветов: красный - 90⁰, зеленый - 45⁰, синий - 30⁰.
- Развернитесь друг к другу, поработайте в паре. Я прошу вас составить из макетов углы: 135⁰, 75⁰, 15⁰.
Проверка (слайд)
2