-Наше время полно ярких больших дел.
-Но и сегодня, когда выросло и стало зрелым поколение, не знавшее ни воя сирен, ни визга осколков, ни горя похоронок, священна наша память о войне
-Войне, которая своим безжалостным забралом прошлась по жизни миллионов людей.
-Войне, которая сломала судьбы, искалечила души, уничтожила надежды, лишила жизней.
- Я не была участницей войны,
Но по рассказам бабушки и деда,
Хотев лишь мира, хлеба, тишины,
Сражаясь, наш народ ковал Победу.
- Я не была участницей войны.
Я, к счастью, родилась спустя полвека,
Но боль тех лет, добавив в волос седины,
Коснулась каждого родного человека.
…И будет долгим эхо той войны
- Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок.
- Дети блокадного Ленинграда - особая тема. О них мы хотим вспомнить сегодня.
- Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней
- Давайте откроем книгу о блокаде Ленинграда, прочитаем некоторые страницы и просмотрим фотографии тех лет.
-Вот воспоминания Спиридоновой (Кулакова) Надежды Владимировны - ученицы 2го-3го классов школы в 1941-1943 гг. Она окончила педагогическое училище. Проработала в детских садах и детских домах 15 лет, а затем - на заводе имени Калинина 25 лет. Ветеран труда, имеет правительственные награды.
- Я - ленинградская школьница блокадных лет. До войны успела закончить только первый класс 36 школы Василеостровского района.
- В семье нас было четверо детей: старшая сестра - 11 лет, я - 9 лет, брат - 2 года и двоюродный брат - 3 года.
- Чтобы выкупить продукты по карточкам, надо было занимать очередь с вечера, ночью стояла мама, а утром мы ее подменяли.
- Хлеб брали на два дня и сразу делили на две части. Одну половину убирали в буфет, вторую мама ровно делила на всех.
- Наши братишки, два года одному и три другому, брали ножи и осторожно разрезали свои кусочки на совсем маленькие, и не торопясь, брали в рот, подбирая каждую крошечку.
- Они были отечные от воды, совсем не играли, сидели как два кулечка в меховых жилетах и валенках и все время просили кушать.
- Мы были постарше и понимали, что еду взять негде, а они начинали с 5-6 утра просить хлеба, таким тонким голосом, что слушать было невыносимо.
- А когда мы их просили прекратить, они в два голоса кричали: "Будем просить", и продолжали "ку-у-ушать, хле-е-е-еба!"
- С 20 ноября 1941 года рабочие стали получать 250 грамм хлеба, служащие, иждивенцы и дети – 125.
Ночь. Воздушная тревога.
Как страшен мессершмитов вой.
Зенитки наши бьют, но самолётов много.
Нам не заснуть, идет неравный бой.
Мы переходим на одну кровать,
А мама нам садится в ноги,
«Убьют, так вместе,- говорит,- давайте ждать».
Но вот по радио отбой тревоги.
Вдруг братик говорит: « Я есть хочу,
Мам, дай хоть крошечку от завтрашнего пая».
« Тот хлеб на завтра, трогать не могу».
А он всё просит, не переставая.
« А если немец бомбой нас убьёт,
И хлеб останется лежать в буфете?»
А мама: «Ну, а если не убьёт?
Где я возьму вам хлеб на завтра, дети?
Тот хлеб на завтра. Не могу. Не дам».
К груди она прижала крепко брата,
И слёзы покатились по щекам,
Как будто перед нами виновата.
- За 1941-1942 годы мы съели кожаное кресло, все папины кожаные ремни, столярный клей, олифу, горелый сахар, собранный после пожара на складе. Из сухой горчицы бабушка пекла лепешки.
- И все же ленинградцы не сдавались. Враг не сломил нашей воли.
- Не только мужчины и женщины, но и подростки, и дети были полны решимости во что бы то ни стало отстоять город и спешили выполнить любую работу, куда бы их не направляли.
- Ребята постарше направлялись на строительство оборонительных рубежей, в госпитали - ухаживать за ранеными, на фабрики и заводы - производить больше оружия, боеприпасов, обеспечивать солдат обмундированием.
- Никто не оставался в стороне. Каждый житель города горел священным огнем ненависти к захватчикам.
- Занятий в школе у нас почти не было, а когда бомбёжки участились, нас и вовсе распустили по домам. Мама сказала, что после войны мы доучимся.
-Мы с сестрой пошли работать в артель, чтобы плести сетки для аэростатов, к этой работе были подключены многие другие школьники.
- Распутывали и свивали в клубки плотные нити, затем наматывали на челнок и начинали плести сетки.
- Они были очень больших размеров, мы очень уставали, но надо было защищать наше небо и наш город. Девочки постарше нас дежурили во время налётов на крышах и тушили зажигательные бомбы.
- Мальчики стремились попасть на фронт, многие занимали на заводах и фабриках места своих отцов, ушедших на фронт.
песня
- Памятник маленьким блокадникам был создан детьми, учениками средней школы.
Из десятков детских эскизов и макетов выбрали один: ангел с гирляндой цветов, оплакивающий всех невинно погибших.
Четыре земляных холмика окружены невысокой металлической оградой.
Светлая стела с барельефом: нежный улетающий в небо ангел печально опускает на землю гирлянду роз. И табличка со словами:
«Здесь покоятся дети блокадного Ленинграда,
похороненные в декабре 1942 года. Имена неизвестны,
но люди помнят о них, безвинных жертвах войны.