Фестиваль детского фольклора имени В.Н.Бекетовой.
Ведущий 1: Гости дорогие, гости званые! Приглашаем вас на Фестиваль детского фольклора имени В.Н.Бекетовой.
Ведущий 2: Это имя носит наш фестиваль неслучайно. В.Н. Бекетова – заслуженный фольклорист России, несколько десятилетий занималась собиранием и изучением детского фольклора.
Ведущий 1: А разве есть взрослый и детский фольклор? По-моему, на уроках литературы нам об этом не рассказывали!
Ведущий 2: Ты прав, Кирилл. На уроках литературы мы знакомились со сказками, былинами, загадками, песнями. Но это фольклорные жанры, исполнителями которых выступали взрослые. Они же отвечали за сохранность текстов. А Вера Николаевна, благодаря многочисленным экспедициям по деревням и селам Курганской области и своей научной деятельности, пришла к выводу, что детский фольклор существует, и его носителями являются дети и подростки, не достигшие совершеннолетия. То есть мы с вами.
Ведущий 1: Вот это да! Я носитель детского фольклора! А в каком кармане я его ношу?
Ведущий 2: Кирилл! И вовсе не в кармане, а в своей речи, играх и в общении с ровесниками. Но мы должны придерживаться традиций и поприветствовать наших гостей величальной песней, как всегда поступали наши предки.
Выступление вокальной группы.
Ведущий 1: Представляете, Полина и потрясающее выступление ребят меня убедили, что фольклор – это важный элемент нашей культуры. И он сопровождает нас с самого рождения.
Ведущий 2: Кирилл, ты абсолютно прав! Впервые мы встречаемся с фольклором еще в младенчестве. Интересно, что у всех народов России есть колыбельные песни, прибаутки, сказки. Фольклористы называют это «поэзией материнства» или « поэзией пестования», которая помогает ребенку расти, развиваться, знакомиться с окружающим миром
Ведущий 1: Пестовать? А что означает это слово?
Ведущий 2: Пестовать – значит заботиться, помогать, ухаживать, нянчиться. Отсюда и пошло название фольклорного жанра - пестушки. Как только ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его начинают забавлять пестушками. А как это происходило, вы сейчас увидите.
Группа №1.
Ученик 1: Пестушки – развлекали ребенка и развивали его физические способности. В таких приговорках целый ряд приемов для развития координации движений. Например, «трататушки, тра-та-та». Такая ритмическая приговорка и подобные ей способствуют тому, чтобы ребенок «лихо» отплясывал, сидя на ладони матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, или просто стоя на её коленях. Сколько радости доставляют ребенку такие минуты!
Ребенок просыпается, его освобождают от пеленок и, ласково поглаживая, приговаривают:
Потягунюшки,
Порастунюшки,
Больша расти,
К деду в гости ходи,
Да не уроси!
Ученик 2: Ребенок начинает привставать на ножки, тут на помощь пришли «дыбки»:
Дыбок, дыбок,
Завтра Юре годок.
Дыбок, дыбок,
Целый годок.
Ученик 3: Ребенка подбрасывают на коленях, а затем делают вид, что роняют его:
По кочкам, по кочкам, по кочкам,
По ныркам, по ныркам, по ныркам,
По ухабам, по ухабам, по ухабам…
Б) Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
С калачами, с калачами,
Вприпрыжку, вприскочку,
По кочкам, по кочкам –
В ямку – бултых, пали.
На ножки встали
И опять побежали.
В) Чики-чики-чикалочки,
Едет гусь на палочке.
Уточка – на дудочке,
Курочка – на будочке,
Зайчик – на тачке,
Ванюшка – на собачке.
С кочки на кочку
Да в ямку – плюх!
Ученик 3:
Г) Еду-еду к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке.
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам.
Все прямо и прямо,
А потом вдруг в яму –
Бух!
Д) Шла кукушка через сад,
Поклевала виноград.
Шла кукушка мимо рынка,
Наступила на корзинку.
И упала в ямку – бух!
Раздавила сорок мух!
Ученик 4. Когда ребенок начинает приступать на ножки, его учат подпрыгивать, при этом размеренно – ритмично приговаривают:
А) Попляши да попляши,
У те ножки хороши.
Б) Девки по полю ходили,
Таракана расступили.
Тра-та-та, тра-та та,
Трататушки-тра-та-та.
Таракан пищит,
Сто рублей ташшит.
Тра-та-та, тра-та-та,
Трататушки-тра-та-та.
В) Скок-скок да поскок,
Молодой дроздок
По водичку пошел
Да сапожки нашел.
Будет дрозд танцевать,
Свои ножки казать.
К пестушкам примыкают лирические заговоры, шутки. Они нужны, чтобы уберечь ребенка от сглаза.
Но большую радость несут потешки. Это особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых игрушкой может оказаться собственный нос ребенка, спинка и т.д. «Ладушки, ладушки», «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Что славил?» - такие потешки забавляют ребёнка, тем более, что сопровождаются он игровыми шуточными действиями. Но в них уже есть наставления для малыша: сорока-белобока щедро кормит всех кашей, кроме одного, того, что ленится и не работает с другими. И пестушки, и потешки нужны
Ведущий1:Спасибо! Послушал, посмотрел и вспомнил! Моя мама меня также пестовала! Вот почему я такой красивый и умный, всего одна «4» , остальные «5».
Ведущий 2:Кирилл, да не только твоя мама, но и мамы всех присутствующих ребят! Не верите! Придите сегодня домой и спросите своих мамочек и бабушек. Они вам много интересного расскажут!
Ведущий 1: А еще расспросите их о том, какие колыбельные они вам пели.
Ведущий 2: Счастлив тот младенец, нежное ушко которого ласкают колыбельные песни. В них материнская любовь, нежность и ласковость родного слова – целая симфония звуков, красок, чувств. А вот так исполняют колыбельную песню ученицы 8В класса.
Группа №2.
Ученик 1: Значение колыбельных песен для младенца трудно переоценить. Колыбельные песни и поныне являются испытанным средством убаюкивания ребенка, так как создают неповторимую атмосферу уюта и покоя.
Они приобщают ребенка к гармонии и интонации звучащей речи, знакомят малыша с окружающим миром людей, народным бытом, родной природой. Под их влиянием формируются чувства малыша, его отношение к родным и близким, ко всему, с чем он соприкасается.
Ученик 2: Колыбельные песни – древний жанр, восходящий к заговору. Поэтому их основные мотивы – пожелание сна, здоровья, хорошей и долгой жизни. Поются колыбельные песни непрерывно, без разделения текстов, в одной мелодии, в одном укачивающем ритме, пока дитя не уснет.
Баю-баю-баю-бай,
Поди, бука, под сарай.
Под сараем кирпичи –
Буке некуда легчи.
Баю-баю-баю-бай,
Поди, бука, под сарай,
Поди, бука, под сарай
Маськам сена надавай.
Маськи сено не едят,
Все на Виконьку глядят.
Баю-баю-баеньки,
Шли старушки стареньки,
Попросились ночевать,
Нашу ляльку укачать.
Баю-баю, на кровать
Стали гули прилетать.
Ворковали сладко:
Спи, моя касатка.
Баю-баю-баеньки,
Скатаю Вике валенки,
Валенки по ножкам –
Бегать по дорожкам.
Баю-баю-баеньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Баю-баю-баеньки,
Прибежали заиньки.
Сами зайки беленьки,
Хвостики их сереньки.
Баю-баю-баеньки,
Спи, сыночек маленький.
Скоро вырастешь большим,
Крепким молодцом.
На заводе у станка
Станешь за отцом.
Твой отец в тяжелый год
Отбивал в бою завод
Для того, чтоб ты сынок,
Для себя работать мог.
Ведущий1: Мне очень понравилось! Давайте поаплодируем нашим замечательным девчонкам! Они исполнили колыбельные песни, записанные В.Н.Бекетовой во время фольклорных экспедиций. А сейчас вы услышите таджикскую колыбельную песню в исполнении Сангиновой Саноат, ученицы 6д класса.
Ведущий2: А я смогу понять, о чем эта песня?
Ведущий1: Конечно! Любовь мамочек к своим деткам чувствуется в колыбельных песнях и без перевода! Они нам понятны и близки, на каком бы языке не звучали! Вы сейчас в этом убедитесь!
Выступление Сангиновой Саноат.
Ведущий 1: Пестушки и колыбельные песни - это творчество взрослых для детей. А детский фольклор, носителями которого являемся все мы, возник благодаря игровой деятельностью. Еще во времена Древней Руси игра – любимое детское развлечение. Игра делает мир ярче и интереснее. Вера Николаевна считает, что существует два основных направления: детский игровой фольклор и детский внеигровой фольклор.
Ведущий 2: Детский игровой фольклор - это игровые припевки, приговорки, считалки, жеребьевки. В них заложена система игрового этикета.
Группа №3.
Ученик 1: Среди детей считалка в большом почете. Главная её особенность – четкий ритм, возможность кричать раздельно слова. Самый распространенный вид народной считалки предназначен непосредственно для расчета играющих.
Раз, два, три, четыре, пять –
В прытки мы хотим играть.
«Да» и «нет» не говорить-
Все равно тебе водить.
Ученик 2: Но есть такие считалки, где нет прямого словесного указания на водящего. Его заменяет последнее выразительное слово. В этой группе особо выделяются бессмысленные считалки с абсурдным сюжетом, звуко- и словосочетанием.
Эни-бени, лики-паки,
Тюль, буль-буль,
Эус, деус, космодеус,
Бакс.
Ученик 3: Бессмысленость и «заумность» считалок объясняется тем, что перешли они из взрослого фольклора. В древности люди пользовались «тайным» счетом, так как запрещалось считать убитую дичь, куриные яйца, гусей во время перелета из-за опасения неудач в охоте, домашнем хозяйстве. Взрослые забыли о загадочном счете, а дети продолжают до настоящего времени пользоваться им в считалках.
Ценность считалки в том, что она содержит в себе игровой этикет, полна неизменного веселья и наивного юмора.
1. Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять-
Стали ноги вытирать
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
Экото, бакото, укото: мэ,
Абуль, фабуль, дама – мэ.
Ики, пики, грамматики - фленус.
Первинчики – другинчики,
Летели голубинчики
По утренней росе,
По зеленой полосе.
Здесь яблоки, орешки,
Медок, сахорок-
Поди вон в уголок
Вовлечение в игру зрителей проходит в процессе объяснения условий и правил. Работа со зрителями в зале.
Игры.
АФАНАС.
Так называли игру в жмурки. Считалкой определялся Афанас. Его раскруживали, а потом спрашивали:
-Где стоишь?
- На посту!
- Что пьешь?
- Квас!
- Ищи нас!
Все разбегаются в разные стороны.
КРАСКИ.
Все стоят кругом. Выбирается продавец и черт. Каждый из стоящих в круге выбирает для себя цвет и шепотом сообщает продавцу, чтобы черт не слышал. Черт подходит и стучит в воображаемую дверь:
- Тук-тук ножкой.
- Кто там под окошком? (говорит продавец)
- Это я, черт с рогами,
С горячими пирогами.
- За чем пожаловал?
- За краской.
- За какой?
Черт называет краску. Названная краска убегает. Черт называет цену краски и бежит за ней. Если краску поймали, она становится на место черта, если же нет, то игра продолжается с этим же чертом.
Игра «Крыс-крыс»
Выбирается ведущий игры. Ребята разбегаются и кричат ему:
- Крыс-крыс, что ты любишь?
Крыс-крыс называет любой предмет, например, дерево. Все играющие бегут к дереву, а Крыс-крыс их догоняет и пытается кого-нибудь «заляпать». «Заляпанный» становится Крыс-крысом.
Ведущий 1: Мне приятно думать, что в такие игры дети и 100 лет назад играли, а возраст некоторых считалок превышает пару-тройку сотен лет. А может и больше!
Ведущий 2: А на таджикском языке считалки есть?
Ведущий 1: Конечно! Посмотри, сколько гостей разных национальностей собрал наш Фестиваль! Давай спросим у них!
Ведущий 2: Ребята, а какие считалки вы знаете?
Работа со зрителями в зале.
Ведущий1: А на сцену я приглашаю Советова Мади, который всех нас научит казахской считалке.
Выступление Советова Мади
Ведущий1: А сейчас я хочу, чтобы ты Кирилл и все ребята познакомились с детским внеигровым фольклором. К нему Вера Николаевна относит фольклорную прозу, фольклорную поэзию и малые жанры.
Ведущий 2:А с чего начнем?
Ведущий 1:Я предлагаю с малых жанров: рифмованные прозвища, дразнилки, мирилки, отмиралки, отговорки. Они всегда помогают нам решить любую ситуацию, регулировать детское общение.
Группа №4
Ученик 1: Жизнь детей пробуждает в душе осознание не только радостных, счастливых переживаний. По разным причинам и поводам им свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни и др. Народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в сопровождающих его движениях, прыжках, гримасах.
Ученик 2: Наличие дразнилок, их разнообразие – показатель здоровых отношений в коллективе, в которых раскрывается умение постоять за себя без помощи взрослых и без кулачной расправы. Дразнилки предназначены для того. Чтобы поставить на место обидчика, высказать свое отношение к неприятным отклонениям в поведении, в привычках, в отношениях. Также дразнилка – это первый опыт словотворчества.
Борька-Борис
На завалинке прокис,
Снес морковку на базар,
На базаре не берут –
Борьку за уши дерут.
Васька-Васенок –
Худой поросенок.
Ножки трясутся,
Кошки волокутся.
3.Валька-каралька,
Ты беззуба тарара,
Тебя кошка родила.
4.Ленка-пенка-карапуз
Съела бабушкин арбуз.
Бабушка ругается.
Ленка отпирается:
- Я не ела, я не ела,
Я за печкою сидела.
5. Воображуля номер пять
Вышла с мальчиком гулять.
Сумочку на ручку –
Мальчика под ручку.
Мирилки.
Ученик 1: Ссора заканчивается. Примирение требует того, чтобы поссорившиеся дети, взявшись за руки, покачивая ими, произносили приговорку:
Мирись, мирись, больше не дерись.
Если будешь драться, я буду кусаться.
А кусаться ни при чем, я ударю кирпичом.
А кирпич ломается, дружба начинается.
Кря-кря-кря, мы с тобой друзья.
После чего рукопожатие разбивается и участники его считаются помирившимися. Когда наступает перемирие, девочки берутся за руки и, покачивая их в сторону, ритмично произносят:
Я маленькая девочка,
Прыгаю как белочка:
С веточки на веточку,
Дайте мне конфеточку.
Молчанки.
Ученик 2: После очень подвижных игр, ссор, примирений приходит естественное желание отдыха. Тогда в силу вступают приговорки-заговоры, которые называются молчанками.
Чок-чок, зубы на крючок,
А кто слово скажет – тому щелчок.
Ехали бояре,
Кошку потеряли.
Кошка сдохла,
Хвост облез –
Кто скажет слово,
Тот и съест.
Кто засмеётся,
Тот крови напьется.
Крючки-замочки.
Замкните щечки!
Крик пополам
По всем городам.
Не усмехаться.
Не улыбаться,
Хлым!
Отмиралки.
Наскучившее молчание снимают «отмиралки»:
1. Прилетели комары
И сказали: «Отомри!»
2.За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок.
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Ведущий1: Никогда не знал, что дразнилки могут мне помочь избавиться от отрицательных качеств, научиться не зазнаваться, не задираться, а тебе не воображать и не сплетничать. Куколка- балетница, выбражуля, сплетница..
Ведущий 2: Вот еще! Ты говоришь небылицы! Это не про меня,
Ведущий 1: Давай мириться!!!
Мирись, мирись, больше не дерись.
Если будешь драться, я буду кусаться.
А кусаться ни при чем, я ударю кирпичом.
А кирпич ломается, дружба начинается.
Кря-кря-кря, мы с тобой друзья.
Ведущий 2: Да, и самое главное! Небылицы – это жанр детского внеигрового фольклора.
Группа №5.
Ученик 1: Большую группу небылиц составляют такие, содержанием которых является чепуха, нелепость, ерунда. Многие нелепицы начинаются с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных, диковинных чудес, которых в реальной жизни не существует.
Курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес.
Или:
Ехала деревня мимо мужика.
Ученик 2: Для детской небылицы характерен сравнительно ограниченный круг образов и тем. Здесь фигурируют знакомые с детства животные и предметы: свиньи, лошади, коровы, быки, собаки, кошки, куры, утки;; насекомые: блоха, муха, комар; птицы: воробей, сова. Они наделяются человеческими свойствами, добродетелями, пороками.
Небылицы и докучные сказки помогают развить чувство юмора, удовлетворяют потребность ребенка в смехе, веселье, радости.
1. Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из под собаки лают ворота.
Выбежала скалка с бабою в руках.
«Тпру», - сказала лошадь, а мужик заржал.
Лошадь ела сено, а мужик овес.
Лошадь села в сани,
А мужик повез.
2.Косил Сенька, косил я,
Накосили стога два,
На пече сено сушили,
На полатцах ворошили,
На полу стога метали,
Огороды городили,
Чтобы крысы не ходили:
А мышата проточили-
Всю скотину пропустили.
3.Чепуха-чепуха.
Это просто враки!
Сено косят на печи
Молотками раки
4. Как у бабушки Арины
Расплясалася скотина:
Заиграли утки в дудки,
Тараканы – в барабаны.
Коза в синем сарафане,
Во льняных платках,
В шерстяных носках,
Так и пляшет, ноою машет,
Журавли пошли плясать –
Долги ноги выставлять,
Серым хвостиком махать.
Сказки-надоедки.
1.На улице две курицы
Да петух.
На болте две гагары
Да кулик.
На покосе две старухи
Да старик.
Накосили они стог сенца –
Эта песенка опять с конца.
2.В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил был царь богатый:
У него был двор,
На дворе стоял кол,
На колу-то мочало,
Не начать ли сначала?
Ведущий1: Эти сказки не надоедают никогда! Посмотрите и почувствуйте, как на наших глазах будет рождаться сказка.
Три брата.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был один мужик. У него было три сына: Старший, Средний, ну и Младший. Перед своей смертью отец наделил их всех троих наследством. Старшему он оставил коня, на котором можно было доскакать до любого конца света. Среднему он благословил зеркало, в которое можно было узреть все, что творится на всем белом свете. Ну, а Младшему досталось яблоко, но такое, что если кто это яблоко съест, то тот избавится от всех недугов и болезней.
И вот однажды, в один прекрасный день Средний брат видит в своем зеркале, что далеко-далеко за морями синими, горами высокими умирает молодая царевна. Тому, кто царевну вылечит, царь отдавал её в жены и полцарства в придачу. Много людей её лечило, но толку не было. Сказал об этом Средний брат Старшему, что надо ехать и помочь царевне, но Старший ответил, что без помощи Младшего ничего не выйдет, так как только его яблоко может вылечить царевну..
Все три брата посовещались и решили ехать лечить. Быстроногий конь Старшего брата в один миг доставил их в то царство, в коем умирала молодая царевна. Младший брат подал свое яблоко царевне, та его съела и сразу выздоровела.
Царь стал думать, кому же из трех братьев отдать в жены молодую царевну и полцарства в придачу, - ведь все же братья имели на энто одинаково право, без участия одного царевну не вылечили бы.
Дак кому же?
Ведущий 1: Вот и подошел к финалу наш Фестиваль детского фольклора имени В.Н.Бекетовой. Неужели мы смогли рассказать все о детском фольклоре?
Ведущий 2: Конечно, нет. Это лишь маленькая часть богатого научного наследия В.Н.Бекетовой! Поэтому встретимся на следующем Фестивале детского фольклора ровно через год!
Музыкальный номер. Народная песня в исполнении вокальной группы.
10