СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарный план урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарный план урока русского языка в 5 классе по теме "Имя прилагательное"»

Сценарный план урока русского языка в 5 классе


Учитель Зудина Л.Н.

Дата – 24.04.2022г.

Место проведения – КОУ ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа при исправительном учреждении»

Цели урока:

  1. Формирование личностных результатов (понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию).

  2. Формирование метапредметных результатов (овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному).

  3. Формирование предметных результатов (опознавание и анализ основных единиц языка; совершенствовать лингвистическую монологическую речь учащихся; способствовать формированию навыка правописания орфограмм имен прилагательных; совершенствовать умения и навыки, связанные с повторяемыми темами; работать над ликвидацией этих пробелов путем совместной и индивидуальной работы; обобщить теоретический материал по теме «Имя прилагательное»; выявить имеющиеся у пятиклассников пробелы в знаниях по повторяемым темам).



Тема: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО


Тип урока: повторение и обобщение изученного.


Вид урока: урок-путешествие.


Оборудование:

- карточки;

- компьютер, проектор;

- творческие работы обучающихся по теме «Мой Курск» (рисунки, поделки и др.);

- схема маршрута



Ход урока.


  1. Орг. момент.
    Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
    Улыбки подарим гостям!
    К уроку готовы? Тогда -  за работу!
    Удачи желаю всем вам!
     
    2. Активизация знаний детей. Формулирование  темы и целей урока.

- У нас очень много гостей, и они попросили рассказать об учениках нашего класса. Подберите слова, которые характеризуют вас. Вы какие ученики?

- Какую часть речи вы использовали, характеризуя себя?

-Как вы узнали, что это имя прилагательное?
- Можно ли объединить эти слова, по какому – либо признаку?

- Именно по этому признаку прилагательные отличаются от других частей речи.

- Сформулируйте тему нашего урока.


Слайд 1. Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»


- Сегодня у нас урок - путешествие. Я приглашаю вас вместе с гостями побывать в прошлом и настоящем родного города, которому в прошлом году исполнилось 980 лет. Пусть и с опозданием, но в день рождения принято дарить подарки. И пусть сегодня вашими подарками будут хорошие отметки.

Моим помощником будет имя прилагательное, потому что без него невозможно описать всю красоту любимого города.


3.Орфографическая работа.

- Итак, в путь! Сейчас мы отправимся на железнодорожный вокзал и приобретем билеты на волшебный поезд.


Слайд 2. Курский железнодорожный вокзал.


Так как мы собираемся совершить необычное путешествие, билеты можно получить в кассе только в том случае, если правильно выполнить задания, предложенные кассиром. И вот его первое задание:


Слайд 3.

Орфографическая разминка

(В) (железнодорожный) округе, (красивейший) здание, (больш_й) вокзал, (архитектурный) достопримечательностью, (скрипуч_) вагон.


- Как вы думаете, что нам необходимо сделать?

- Давайте проверим, это ли задание подготовил кассир?

Голос кассира за кадром: «Самостоятельно согласуйте имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже, раскрыв скобки. Помните, что помощниками в этом задании вам будут имена существительные».


- Какое правило о правописании окончаний имен прилагательных мы будем применять, выполняя это задание?

- Напомните это правило.

- Как это будет выглядеть на первом примере?

- Приступайте. Не забудьте указать вид работы: орфографическая разминка.


- Проверьте себя.


Слайд 4.

(В железнодорожном округе, красивейшее здание, большой вокзал, архитектурной достопримечательностью, скрипучий вагон)


- Признайтесь честно, все ли справились с этим заданием? Если не все, то в чём была допущена ошибка?

- Те, кто не совсем справился с заданием или у кого были сомнения, поставьте на полях напротив этого задания вопросительный знак зеленой ручкой. При проверке работ я это учту и путем индивидуальных заданий мы еще раз поработаем над этим правилом.


- Работая с этими словосочетаниями, какое еще правило о правописании прилагательных вам пришлось вспомнить? (о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных)

- Какие слова иллюстрируют это правило?

- Объясните написание этих слов.


- Какая загадка содержится в словосочетании скрипучий вагон?

- Какое правило спрятано в прилагательном скрипучий, если изменить форму этого прилагательного? (Правописание ь после шипящих)

- Напомните это правило.

- Приведите примеры.


- Ребята, на уроках мы говорили о правильном употреблении имен прилагательных. С какой нормой употребления мы еще раз столкнулись в слове красивейшее? ( с орфоэпической – правилами произношения)

- Запомните, в этом слове только одни вариант произношения: красивейшее.

- Поставьте ударение в этом слове. На полях нарисуйте значок: ОВ! – «Обратите внимание».



Голос кассира за кадром: « Поздравляю, задание выполнено успешно, вы получаете билеты на волшебный поезд. Счастливого пути!»


  1. Лексико-грамматические разряды прилагательных.


— Наше путешествие продолжается. Мы смотрим в окошки и вспоминаем, чем так славится Курский край.

Авторская группа в составе Реутовой Ксении подготовила творческий проект-презентацию на тему «Визитная карточка города Курска» с использованием прилагательных.

- Запишите в тетради зеленой ручкой следующий вид работы « Диктант-молчанка». Запишите прилагательные с именами существительными.


Презентанция


- Я рада, что всё-таки мы с заданием справились! Можно продолжать путь!

 5. Непостоянные морфологические признаки прилагательных.


Мы приближаемся к Базарной площади. Так ранее называлась современная Красная площадь.


Слайд 5. Базарная (Красная) площадь.


- Как вы думаете, почему?


- Курск являлся немаловажным торговым центром. Развитию торговли способствовало его расположение на пересечении речных путей: Десны, Сейма, Тускари и т.д. Из города курские купцы увозили свои товары за границу, сюда прибывали заморские гости, промышляющие торговлей.

Голос за кадром: «Станция Непостоянная».


- Какое-то странное название. Вы не знаете, почему?

- Здесь нас должны встречать. Но почему-то встречающие задерживаются. Мы пока подготовимся к встрече с ними.


- Запишите следующий вид работы – «Четвертое лишнее»

- Спишите с доски. Подчеркните четвертое лишнее.

1. Падеж, спряжение, число, род.

2. (По) многоголосой (ярмарке) – Д.п., ед.ч., 1 скл., ж.р.

3. Разноцветные (платки) – прил., мн.ч., Им.(В.п.), м.р.


- Назовите «четвертое лишнее» под цифрой 1. Почему?

-//- под цифрой 2?

-//- под цифрой 3?

- Ребята, кто затрудняется, не забывайте о зеленом «вопросике».


(звучит песня Н.Кадышевой)


- А вот и скоморохи! Здравствуйте, я рада встрече с вами!
 

(Инсценирование. Входят скоморохи, коробейники под веселую музыку)


1 скоморох: На ярмарку! На ярмарку!


Спешите все сюда!


Торопись, честной народ!

Тебя ярмарка зовет.

Все товары хороши!


Что угодно для души!


А товары не простые.


Все заданья удалые!


За оценки дорогие!


И подарки расписные!


У меня вопросик есть!

Ответьте мне старательно,

Что такое прилагательное?


Слайд 6. Курский государственный цирк.

Скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского цирка.


Медведи в танце кружатся,

Урчит проворный тигр.

Мы приглашаем вас прийти

В наш новый Курский цирк!!

Что ж, ответы – загляденье!

Прямо всем на удивленье!

Подходи-ка, детвора!

Приз разыгрывать пора!

Кто из вас повнимательней?

Как изменяется прилагательное?


Слайд 7. Курский драматический театр имени А.С. Пушкина

Скоморох (правильно ответившему скоморох дарит открытку с изображением Курского Драматического театра имени А.С. Пушкина.


Театр – полет свободной мысли,

В нем мир фантазии живет.

Чудесная игра актеров

Любых сердец растопит лед.


Устали с вами не на шутку!

Настало время физминутки.


Я высокий!


А я ниже!


Я широкий!


А я уже!


Я силач!


А я слабее!


Я мудрец.

А я глупее!


Вот и солнце закатилось!

Наша ярмарка закрылась!

Все дружно: Приезжайте снова к нам!

Рады мы всегда гостям! (под музыку скоморохи уходят)


- Ребята, на какие слова вы обратили внимание, когда упражнялись со скоморохами? (ниже, уже, слабее, глупее)

- С точки зрения лексикологии что это за слова? (антонимы)

- Наше путешествие по Базарной площади закончилось.


- Ну что? Поехали дальше? Вдалеке виднеются огни новой станции  

3. Синтаксическая роль имен прилагательных. 

- И пока мы приближаемся, следующий вид работы – «Проверь себя».


Слайд 8. Коренная пустынь


- Перед вами текст под названием «Коренная пустынь», к нему задание. Это задание вы должны выполнить самостоятельно в карточках. Будьте внимательны. Поезд движется с быстрой скоростью, поэтому не задерживайтесь. До стоянки осталось 3 минуты.


Прочтите текст и выполните задания В1-В3.


Коренная пустынь

(1) На правом берегу Тускари среди обширных рощ и садов приютилась обитель. (2) Ее белые храмы и здания живописно выглядывают из-за деревьев, словно головки белых лилий из корзины зелени. (3) Соборный храм величественен.


Ответы на задания В1-В3 записывайте словами или цифрами.



В1 Укажите номер(а) предложения(й), в котором имя прилагательное является сказуемым.

Ответ: ____________________________________________________________________________


В2 Из первого (1) предложения выпишите имена прилагательные, являющиеся в предложении определениями.

Ответ: _____________________________________________________________________________


В3 Из второго (2) предложения выпишите все словосочетания

«прилагательное + существительное».

Ответ: _____________________________________________________________________________








Голос за кадром: Станция «Синтаксическая»


- Проверим себя.

- Каким образом вы выполнили задание В1?

- Каким образом вы выполнили задание В2?

- Каким образом вы выполнили задание В3?

- Ребята, сделайте вывод. Какими членами предложения могут являться полные прилагательные?

- Краткие прилагательные?

- Те, кто испытывал затруднения, выполняя эту работу, напротив заданий поставьте вопросительный знак.

- Вложите карточки в тетради для проверки.


6. Роль имен прилагательных в речи.


- Ребята, вот мы и приближаемся к завершению нашего путешествия, к нашему привычному Курску, к конечной станции.


Слайд 9. «Черно-белый» Курск.


- Но разве таким – черно-белым – видим мы наш Курский край?


(чтение учителем текста, записанного на доске)

Эта земля … . … степи тянутся вдаль. …лентой вьется … река. Лучи солнца озаряют отблесками ее … поверхность. В … синеве неба парят … птицы. Здесь дышишь … воздухом … трав. … ветерок коснется … камышей, и они споют … песню о нашей … стороне.


- Ребята, смог ли автор передать прелесть курской земли, насколько точно показал ее неповторимость? Почему?

- Правильно, автор не смог детально описать красоту и неповторимость курской земли, так как в тексте нет эпитетов (красочных прилагательных).

- Запишите следующий вид работы «Подбери эпитет».

- Чтобы наш текст не оставался без прилагательных, словно птица без крыльев, помогите автору передать красоту и своеобразие Курского края.

- Раскрасьте его, покажите его красоту и неповторимость. И пусть это волшебное имя прилагательное поможет вам выразить свои чувства, свою любовь к нашему городу. Пользуясь «Словариком эпитетов», вставьте прилагательные и озаглавьте текст.


Голос за кадром: «Станция выразительная».


- Ребята, кто из вас желает прочитать получившийся текст? (1-2 уч-ся)


Слайд 10 «Красочный» Курск.


- Ребята, посмотрите – вам удалось передать своеобразие и красоту нашего края – и город окрасился яркими, сочными красками.

- Какова роль имен прилагательных в нашей речи?


  1. Подведение итогов урока.

- Ребята, какие знания вам понадобились, чтобы совершить наше увлекательное путешествие?

- Какой учебный материал вы знаете хорошо?

- Какой учебный материал вам надо повторить?


8. Домашнее задание.

- Работу по устранению выявленных недочетов вы проведете дома, повторив теоретические сведения по конспекту и составив словарный диктант из 15 слов, включающий те орфограммы, в знании которых вы сомневаетесь.

- Некоторые ученики в качестве домашнего задания получат индивидуальные задания: подготовить сообщение об этимологии слов: Пушкарная, Стрелецкая, Казацкая.

- Ребята, знакомы ли вам эти слова?



- Ребята, я надеюсь, что после нашего урока наш город открылся для вас по-новому, он стал вам ближе и роднее. Так давайте будем любить Курск, беречь его прошлое, заботиться о настоящем, думать о будущем и гордиться званием курянин!


- В конце урока вас ожидает небольшой сюрприз. В знак того, что вам понравился наш урок и вы хотите продолжить совершать такие увлекательные путешествия, возьмите из корзины красное яблоко. Если что-то разочаровало, возьмите зеленое яблоко. Кушайте на здоровье! И вспоминайте еще один символ Курского края.