Уверенность в себе родителей-залог успешности детей в учебе
Ключевые слова:
Успех, успешность, уверенность в себе, асертивное поведение,самооценка.
Тетяна КАВЕРІНА,
учитель биологии и химииМакеевской общеобразовательной школы I–III ступени № 37, Донецкая обл.
Ірина ТЕРЕХОВА,
практический психолог Макеевского КДОУ №148, Донецкая обл..
Содержание статьи
Превалирующим условием успеха в любом деле на наш взгляд является уверенность в себе. Успех в учебе не исключение, любой классный руководитель ставит своей целью повышение успеваемости детей. Преимущественно обращается внимание на внешние и внутренние причины, однако уверенности в себе не уделяется достойного внимания, считается, что это один из многих внутренних факторов, влияющий на успешность в учебе. Уверенность родителей может влиять на уверенность детей, кроме того рассматривается ассертивное поведение как залог успеха, в том числе и в учебе. Таким образом, возникла идея провести интегрированное родительское собрание педагога и психолога.
Цель мероприятия: рассмотреть успеваемость детей, как элемент жизненного успеха; выявить причины плохой успеваемости; проиллюстрировать зависимость уверенности родителей в себе от уровня успешности детей.
Наша задача замотивировать родителей на развитие ассертивного поведение, как у себя так и у своих детей.
Подготовительная работа:
Диагностика самооценки «Лесенка»(Щур В.Г.) для учащихся 6 класса (Додаток 1)
Изготовление раздаточного материала для родителей.
Подготовка презентации.
Додаток 1
Методика на изучение уровня самооценки у детей «Лесенка» (Щур В.Г.)
Ребёнку показывают нарисованную лесенку с семью ступенями и объясняют задание.
ИНСТРУКЦИЯ:
"Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трёх верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные - чем выше, тем лучше (показывают: "хорошие", "очень хорошие", "самые хорошие"). А
на трёх нижних ступеньках окажутся плохие дети - чем ниже, тем хуже ("плохие", "очень плохие", "самые плохие"). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему.
После ответа ребёнка, его спрашивают: "Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть." "Покажи, на какую ступеньку тебя бы поставила мама?"
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребёнок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребёнок не даёт никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: "Почему ты себя сюда поставил?" "Ты всегда такой?" и т.д.
В итоге обработки данных по методике получены такие результаты:
Високий рівень самооцінки;
Середній рівень самооцінки;
Низький рівень самооцінки.
Сценарий стогового годового родительського собрания«Влияние уверенности родителей на урівень успешности детей в учебе» .
Вступительное слово учителя:
Успех — достижение положительного результата, в соответствии с поставленными целями, и признание социумом этого результата.
Успешность в учебе – это предпосылка и жизненного успеха.
Без уверенности в себе невозможно достичь успеха ни в каком деле, в том числе и учебе. Тип поведения личности тоже влияет на успех в учебе.
Поведение может быть агрессивным, манипулятивным, неуверенным и ассертивным.
Агрессивное поведение сопровождается нанесеним какого-либо ущерба: психологического или физического.
Манипулятивнное поведение- заблаговременное, тайное принуждение человека к выполнению каких либо действий.
Неуверенное поведение – это поведение человека, который не может достойно принять ни тех людей, с которыми общается, ни те жизненные обстоятельства, в которых оказывается.
Ассертивное поведение – уверенное, позитивное поведение человека, который учитывает не только свои интересы, но и интересы других.
На первый взгляд кажется, что поведение родителей не влияет на успешность детей. Однако есть прямая взаимосвязь между уверенностью школьников и типом поведения, степенью уверенности в себе родителей. В этом нам сегодня и поможет убедиться практический психолог.
Практический психолог
1). Вашему вниманию представляется подборка видеофрагментов, иллюстрирующих стили поведения людей. Ваша задача определить какому стилю поведения соответствует определенный видеофрагмент.
Детский кинофильм «Буратино» - герой Пьеро (неуверенное поведение).
Детский кинофильм «Буратино» - герой Лиса Алиса (манипулятивное поведение).
Детский кинофильм «Буратино» - герой Буратино (ассертивное поведение).
Детский кинофильм «Буратино» - герой Карабас Барабас (агрессивное поведение).
Предполагаемый результат: родители различают типы поведения и идентифицируют ассертивное поведение из всех остальных типов. Ассертивное – это лучший способ достижения поставленных целей.
2). Каждому родителю раздаются разноцветные карточки: желтого, зеленого, красного и синего цвета. В соответствии с цветом карточки происходит деление на четыре группы. Каждая группа в качестве задания получает одну и ту же ситуацию: ребенок не хочет выполнять домашнее задание – родителю необходимо замотивировать его, которую необходимо в ролевой игре разыграть в зависимости от стиля поведения (1- неуверенный стиль поведения, 2 – агрессивное поведение, 3- ассертивное поведение, 4 – манипулятивное поведение).
Предполагаемый результат: родители успешно разыграли ситуацию.
Удалось наглядно показать:
Неуверенное поведение – ребенок не выполнил домашнее задание и отказался его выполнять – родитель смутился и не смог настоять на своем. Итог: задание не выполнено, родитель чувствует свою неспособность повлиять на ситуацию.
Агрессивное поведение – родитель в грубой форме заставляет ребенка выполнить задание, не обращая внимание на его отрицательные эмоции. Итог: задание выполнено, но ребенок негатив и к учебе и к родителю.
Ассертивное поведение – родитель проявляет интерес к проблемному домашнему заданию и на начальном этапе координирует действия ребенка и мотивирует его. Итог: задание выполнено, ребенок испытывает позитивное отношение и к учебе и к родителю.
Манипулятивное поведение – родитель обещает что-либо ребенку за выполненное задание. Итог: задание выполнено, ребенок доволен, но без значимого стимула (как правило материального) он домашнее задание впоследствии делать не будет.
Вывод: ассертивное поведение – самое оптимальное для достижения положительного результата в учебе.
3) Слово учителя:
Чем увереннее в себе человек, тем больших результатов он способен достичь. Уверенность в себе родителей помогает и детям быть уверенными в себе, если это качество не явно выражено, то можно прогнозировать проблему с учебой у ребенка. Уверенность в себе тесно связана с самооценкой. До родительского собрания практическим психологом была проведена предварительная работа: изучение самооценки детей – (методика «Лесенка» Щур В.Г). У Вас будет сегодня возможность сравнить результаты самооценки Ваших детей с собственными. (каждый родитель получает результат своего ребенка по уровню самооценки).
Практический психолог:
ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ САМООЦЕНКИ
Методика предложена Г.Н. Казанцевой и направлена на диагностику уровня самооценки личности. Методика построена в форме традиционного опросника.
Инструкция. Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответа: «да» (+), «нет» (-), «не знаю» (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует Вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).
4. У меня отсутствует уверенность в себе.
5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей (ребят в классе).
6. Временами я чувствую себя никому не нужным.
7. Я все делаю хорошо (любое дело).
8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем (после школы).
9. В любом деле я считаю себя правым.
10. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею.
11. Когда я узнаю об успехах кого-нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.
12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Мне кажется, что для успешного выполнения поручений или дел мне мешают
различные препятствия, которые мне не преодолеть.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я сам.
17. Думаю, что я постоянно кому-нибудь необходим.
18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.
19.Мне чаще везет, чем не везет.
20. Я всегда чего-то боюсь.
Обработка результатов. Подсчитывается количество согласий (ответы «да») с положениями под нечетными номерами, затем – количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй.
Конечный результат может находиться в интервале от – 10 до +1.
Результат от –10 до –4 свидетельствует о низкой самооценке; от +4 до +10 – о высокой самооценке.
Родители самостоятельно подсчитывают свои результаты и делают вывод о соответствии на 80% результатов детей с результатами родителей.
Слово учителя: родителям предлагается сравнительный анализ успеваемости детей по предметам в виде гистограмм в процентном соотношении. Производится сравнительный анализ успеваемости в 4-том и 5-том классе, делается вывод о положительных тенденциях успеваемости детей. Раздаются табеля.
В презентации представлена памятка для родителей направленная на повышение самооценки и уверенности детей.
ПАМЯТКА
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, только с его собственными достижениями.
Внушайте ребенку, что он самостоятельная личность и что он не зависит от негативной оценки окружающих.
Старайтесь хвалить и ценить успехи ребенка. Похвала должна превалировать над порицанием.
По возможности старайтесь расширять круг общения у ребенка.
Позвольте ребенку проявить самостоятельность в решении собственных проблем.
Заключительное слово: Уважаемые родители, Вы наглядно убедились, что успеваемость детей зависит и от Вас в том числе: от Вашего позитивного настроя, от веры в Ваших детей, от Вашей собственной уверенности в себе. Необходимо уже на протяжении летних каникул внедрить рекомендации в жизнь, и успеваемость будет лучше.