ПРОЩАНИЕ С БУКВАРЁМ
- Сегодня мы отправляемся в путешествие на волшебном поезде. Давайте вспомним, как всё начиналось. Многие из вас, ещё не умея читать, на первых уроках учились слушать и слышать слово. А слушая слово, что мы слышали? (звуки – прикрепляется к доске)
1 станция – ЗВУКОВАЯ
Игра «Звуки-помощники»
- Я читаю слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете в словах первый звук. Эти звуки помогут составить вам новое слово.
(У команд листы бумаги, на них записываются слова, за каждое слово – 2 очка)
Шоколад, корона, омут, лось, арка (школа)
Праздник, астра, ракета, танец, аист (парта)
Букварь, утренник, карандаш, восток, армия (буква)
Зонтик, вагон, уши, кино, иглы (звуки)
Слушай не зевай, звуки скорей считай
- Сколько звуков [ш] в стихотворении?
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки
У них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки
Приехали на кошке.
И пели до порожка
И щёлкали орешки –
От деревушки Ложки
До деревушки Пешки. 20
Пешком идти не близко,
Когда идёшь обратно.
А на пушистой киске
И мягко, и приятно.
Если кошке по пути –
Отчего не подвезти? (24 звука [ш]) (5 очков)
2 станция – АЛФАВИТОВО (закрыто)
- Чтобы узнать, какая следующая станция, нам предстоит отгадать, о чём пойдёт речь на этой станции.
Буквы строго встали в ряд
Будто на линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
- Отгадали, о чём идёт речь? (алфавит)
Вот и станция наша называется АЛФАВИТОВО.
А что это за 33 сестрицы? (буквы – прикрепляется к доске)
- На этой станции вас тоже ждёт несколько заданий.
Найди своё место
Каждая команда получает по 5 карточек с буквами. Игроки должны, держа карточки перед собой, построиться так, чтобы буквы читались в алфавитном порядке (1 очко).
ДБГАВ
ЖИЁЗЕ
ЙНЛКМ
ТСОРП
УХФЦЧ
ЯЭЫЬЮ
Загадки (1 очко)
-) Эта буква широка и похожа на жука. (Ж)
-) В этой букве нет угла,
До того она кругла,
Укатиться бы могла. (О)
-) С этой буквой на носу филин прячется в лесу. (Ф)
-) На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3. (З)
-) Палочка, рядом две ровные дужки,
Вот и готовы очки для лягушки. (В)
-) На прямую палочку справа села галочка. (К)
Расположите эти буквы в алфавитном порядке. (1 очко)
Третий лишний (1 очко)



О,А,М Л,М,Х Ж,Н,Ц

Ы,А,У Ь,Й,Ъ Ю,О,Я
Остановка «СЛОГОВОЕ ПОЛЕ»
Каждой команде даются карточки со словами. Распределить на группы по количеству слогов. (1,2,3, 4 слога – 1 очко за каждую группу)
Выдаются листы со слогом НА. Составить как можно больше слов, начинающихся с этого слога.
3 станция - СЛОВЕЧКИНО
- Что составляли из слогов? (слово – прикрепляется к доске)
1) Только буквы в словах перепутались.
Печал, хума, пука, баобчак
Ксёлт, сугь, дебель, тука
Репечаха, богуль, уркуген, лютень
Кокша, льдоша, тикула, ембогет
2) А сейчас вам предстоит разгадать кроссворд. (10 очков)
1. Нашумела, нагремела, всё промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (гроза)
2. Без рук рисует, без зубов кусает. (мороз)
3. Чёрен, да не ворон,
Рогат, да не бык.
Шесть ног, да без копыт.
Летит – жужжит, сядет – замолчит. (жук)
4. Зелен и густ стоит на грядке куст,
Покопай немножко, под кустом … (картошка)
5. Длинноклювый, длиннокрылый, белый с чёрною каймой.
Встал на крыше он высокой, возвратясь к себе домой. (аист)
6. Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (собака)
7. Я тяжёл для неумелых рук, а в руках умелых – стук да стук.
Я хороший друг для умелых рук. (молоток)
8. В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И подпись ставит … (дятел)
9. Эй, звоночки, синий цвет
С языком, а звону нет. (колокольчик)
10. Я бегу струёй из крана, бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах великаны-корабли. (вода)
- А какая следующая ступенька в нашей лесенке?
(предложение – прикрепляется к доске)
- Составьте предложения со словами из кроссворда.
(за каждое – 1 очко)
- А мы на волшебном поезде приезжаем на последнюю станцию.
4 станция – УГАДАЙКИНО
Здесь вам надо угадать литературные произведения, авторов, героев.
В какой сказке героиня пришла на бал в хрустальных туфельках? (Золушка)
Кто попал в страну Дураков? (Буратино)
Кто не хотел учиться, но пытался стать и поэтом, и музыкантом, и художником, и водителем газированного автомобиля? (Незнайка)
У кого была большая луковая семья? (Чиполлино)
Кто говорил такие слова «По-щучьему велению, по-моему хотению»? (Емеля)
Кто говорил «Ваша матушка пришла, молочка принесла»? (Коза)
На чём совершали путешествие Незнайка и его друзья в Цветочный город? (на воздушном шаре)
На ком совершила путешествие Дюймовочка из норы крота в тёплые края? (на ласточке)
Вот и завершилось наше путешествие на волшебном поезде. Мы ещё раз вспомнили и повторили то, с чем познакомились в Букваре.
Пока мы изучали Букварь, мы совершали путешествие по АЛФАВИТИНСКУ. А сейчас, остановившись на станции «УГАДАЙКИНО», мы не заметили, как въехали в ворота КНИГОГРАДА.
Впереди много книг, а сегодня мы прощаемся с Букварём – вашим первым учебником.
За что можно сказать СПАСИБО Букварю?
Подведение итогов игры (очки, грамоты)
ПЕЧАЛ
ХУМА
ПУКА
БАОБЧАК
У какого животного 8 ног?
КОКША
ЛЬДОША
ТИКУЛА
ЕМБОГЕТ
Какое из этих животных ни на шаг от собственного дома?
КСЁЛТ
СУГЬ
ДЕБЕЛЬ
ТУКА
Какая птица выводит птенцов зимой в наших лесах?
РЕПЕЧАХА
БОГУЛЬ
УРКУГЕН
ЛЮТЕНЬ
У какого из этих животных всегда с собой сумка?