СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сценарий профориентационного мероприятия для обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций "А кем будешь ты?"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии является одним из важнейших моментов, определяющих жизненный путь любого человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное. 

Просмотр содержимого документа
«"Сценарий профориентационного мероприятия для обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций "А кем будешь ты?"»


"Сценарий профориентационного мероприятия для обучающихся начальных классов общеобразовательных организаций "А кем будешь ты?"





































Краткая аннотация


Все профессии важны,

Все профессии нужны.

Ведь профессий друг мой много

Выбирай свою дорогу

Всегда к знаниям стремись

Хорошенько ты учись.


Светлана Боголюбова


Выбор профессии является одним из важнейших моментов, определяющих жизненный путь любого человека. Поэтому нельзя рассматривать профессиональный выбор как нечто отдельное, ни с чем не связанное.

Большое место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Созданное внеклассное мероприятие «А кем будешь ты?» позволит познакомить учеников 1-4 класса в игровой форме с разными профессиями, а также осуществить первичный профессиональный выбор. Содержание и структура профориентационных занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников.

Начальная школа, где обучаются дети 7–10 лет представляет собой пропедевтический этап, на котором решаются ряд важных возрастных задач: воспитание положительного отношения к труду, ответственности, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях.

Особенность данного мероприятия состоит в том, что занятие проходит в форме игры, непринужденной для детей атмосфере. Игра есть и остается ведущей деятельностью для ребенка и правильно выстроенное мероприятие, имеющее четкие правила и происходящей под контролем наставника, создает среду для раскрытия творческих, лидерских и коммуникативных качеств ученика. Получив первичные представления о особенностях той или иной профессии, ученик уже на первом этапе выявляет симпатию относительно понравившегося вида деятельности.

Данное мероприятие может проводиться на базе любого общеобразовательного учреждения как учителями, так и вовлечением учеников среднего и старшего звена. Мероприятие было проведено на базе МКОУ Панской школы-интерната с учениками 1-4 класса.
















Содержательная часть

Внеклассное мероприятие на тему: «А кем будешь ты?»

Разработала: Никанорова Виктория Витальевна

Цель занятия: познакомить учащихся с миром профессий.


Задачи занятия:

  • пробудить у учащихся интерес к конкретной профессии либо области деятельности;

  • развивать коммуникативные способности учащихся, ответственность за работу в команде;

  • воспитание культуры общения.

Оборудование: музыкальное сопровождение, краски, кисти, палитра, настольная игра -башня, бумага, беговая карта, шарики.

Использованные технологии:

  • групповые технологии (каждый участник группы активно работает в течении всего занятия);

  • коммуникационные технологии (развитие коммуникативных навыков).

  • игровые технологии (процесс познания через игру).

Возрастная группа: 1-4 класс


Ход мероприятия

Наименования этапов занятия
I. Организационный этап (общий сбор, приветствие учеников).
II. Вводный этап (сообщается тема, цели и задачи мероприятия, происходит деление на команды).
III. Основной этап (путешествие по станциям)
IV. Заключительный этап (подведение итогов, обмен впечатлениями о занятии).

I. Организационный этап.

Проводится общий сбор, на котором собираются все классы начальной школы, а также ученики старшей школы, принимающие участие в мероприятии (если они задействованы).

Примечание: количество команд и станций зависит от количества учеников, обучающихся в начальной школе. Мероприятие было проведено в малокомплектной школе, поэтому представлено всего 6 команд и 9 станций, однако, количество игроков, команд и станций легко варьируется.


II. Вводный этап.

Объявляется тематика мероприятия, раскрываются цели, задачи, а также объясняются правила игры.

Сначала происходит деление на команды. К каждой команде будет прикреплен свой учитель-наставник, который вместе с детьми проходит станции (учителя выбраны заранее). У классных руководителей начальной школы находятся мешочки с лентами разного цвета. Каждый класс вытаскивает из мешочка своего классного руководителя ленту с определенным цветом, что говорит о принадлежности игрока к той или иной команде. Таким образом, ученики 1-4 класса смешиваются, что позволяет создать равные команды по уровню развития и подготовки. Это делается так же с целью научить ребят командной работе, развить чувство поддержки и ответственности друг за друга.

По разделению образовалось 6 команд (т.е. всего 6 цветов лент разного цвета) под руководством 6 учителей-наставников, которые будут передвигаться вместе с детьми по этапам. Каждая из команд встает вместе, привязывают себе цвет своей ленты. Это делается для выделения каждой участвующей команды.

После этого капитаны (ими могут быть как учителя, так и ученики) получают карту с определенной последовательностью станций. (Пример карты в приложении 3). У каждой группы своя заранее продуманная карта, станции выстроены таким образом, что между командами не пересекаются. По правилам игры на каждую станцию отводится по 8 минут времени. Игроки находятся на станции до того, как заиграет музыка. Переход от одного этапа к другому происходит в течении 2 минут. Начало каждой станции происходит только после того, как музыка перестает играть.

Объяснив правила игры, включается музыка и все участники разбегаются по станциям, указанным в индивидуальном беговом листе (карте).



III. Основной этап.

В основном этапе представлены все станции карты (каждая команда проходит одни и те же станции в определенной последовательности).



1. Строитель.

Команда прибегает на станцию "Строитель", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой строитель?

-Чем он занимается?

-Важна ли его работа?

-Хотели бы сами дети стать строителями?

Далее команде предлагается сыграть в игру "Башня" (настольная игра, заранее подготовленная для станции), где ученики, по очереди вытаскивают один из кирпичиков, и устанавливают их наверх, пока башня не рухнет. Играют до 3 раз.

Цель станции: показать важность и ответственность профессии строителя.



2.Повар.

Команда прибегает на станцию "Повар", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой повар?

-Чем он занимается?

-Что он и где готовит?

-Хотели бы сами дети стать поварами?

Далее команде предлагается разгадать вкусные загадки, чтобы проверить так ли хорошо они знают эту профессию. (Вкусные загадки представлены в приложении 1).

Цель станции: развить логическое мышление детей.



3.Хореограф.

Команда прибегает на станцию "Хореограф", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой хореограф?

-Чем он занимается?

-Хотели бы сами дети стать строителями?

Далее команде предлагается устроить танцевальный батл. Представитель станции показывает движение, а дети стараются повторить за ним его. После небольшого батла, команда размялась и ей предлагается поставить совместный танец "Маленьких утят".

Цель станции: выявление и развитие пластики, музыкальных и творческих способностей ребенка, укрепление физического здоровья.



4. Всезнайка.

Команда прибегает на станцию "Всезнайка", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой всезнайка?

-Чем он занимается?

-Чем вы будете заниматься?

Далее команде предлагается назвать профессии, подходящие под описание:

  1. Самая зеленая профессия (ПРИМЕРЫ: садовод, лесник...)

  2. Самая сладкая профессия (ПРИМЕРЫ: кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)

  3. Самая денежная профессия (ПРИМЕРЫ: банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)

  4. Самая волосатая профессия (ПРИМЕРЫ: парикмахер...)

  5. Самая детская профессия (ПРИМЕРЫ: воспитатель, педиатр, учитель...)

  6. Самая смешная профессия (ПРИМЕРЫ: клоун, пародист...)

  7. Самая общительная профессия (ПРИМЕРЫ: журналист, экскурсовод, тренер, учитель...)

  8. Самая серьезная профессия (ПРИМЕРЫ: хирург, разведчик, полицейский, политик, психолог...)

Цель станции: развить у учеников умение выстаивать причинно- следственные связи.



5. Художник.

Команда прибегает на станцию "Художник", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой художник?

-Чем он занимается?

-Что он рисует?

-Хотели бы сами дети стать художниками?

Далее команде предлагается смешать цвета. Художник так торопился, что по дороге растерял все краски и теперь ему не хватает цветов. Ученики должны смешать цвета, чтобы получились:

-фиолетовый;

-оранжевый;

-зеленый;

-коричневый;

-голубой.

(таблицы цвета в приложении)

Используя полученными цветами, дети должны нарисовать рисунок.

Цель станции: развитие художественного восприятия, знание цветовой гаммы.



6. Тренер.

Команда прибегает на станцию "Тренер", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой тренер?

-Чем он занимается?

-Кого он тренирует и зачем?

-Хотели бы сами дети стать тренером?

Далее команде предлагается разделится на 2 мини команды. Участники, соревнуюсь должны пройти испытания.

1. Льдины. Команды стоят рядом, по свистку тренера по одному представителю начинают перешагивать по льдинам (листы бумаги) до корзины с шариками. Берут один и также идут к своей команде, после чего наступает очередь следующего игрока.

2. Бадминтон. Мини команды встают друг напротив друга, между проводится линия. По свистку команды начинают перебрасывать друг другу шарики. Задача состоит в том, чтобы на поле игроков было как можно меньше шаров.

Цель станции: развивать двигательную активность и быстроту реакции.



7. Доктор.

Команда прибегает на станцию "Доктор", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой доктор?

-Чем он занимается?

-Кого он лечит и зачем?

-Хотели бы сами дети стать доктором?

Далее команде предлагается исполнить роль докторов. Учитель-наставник, который активно принимает участие в прохождении станций, выполняет роль больного. Детям должны лечить своего учителя. Ведущий станции предлагает варианты того, что заболело, а ребята должны сообразить и начать бинтовать больное место с помощью бумаги. Болит: мизинец на левой руке, кленка на правой ноге, левое ухо, правое плечо, правая пятка, левая нога, голова.

Цель станции: показать детям, что оказание первой помощи - дело не трудное и под силу всем.



8. Актер.

Команда прибегает на станцию "Актер", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Кто такой актер?

-Чем он занимается?

-Где снимается и зачем?

-Хотели бы сами дети стать актерами?

Далее команде предлагается побыть актерами. Ведущий станции берет на себе роль режиссера и предлагает разыграть сказку "Репка". Определяются действующие лица (в зависимости от количества игроков добавляются персонажи), ведущий читает сказку и игроки должны повторять действия в заданной тематике. Например: Грустная "Репка" (все персонажи выполняя действия плачут), Веселая "Репка" - смеются, Активная "Репка" - прыгают, Медленная "Репка" - замедленные движения, Быстрая "Репка" - ускоренный темп движений. (Текст сказки в приложении 2)

Цель станции: раскрепостить и развить творческий потенциал ребенка.



9. Учись говорить.

Команда прибегает на станцию "Учись говорить", где её приветствует закрепленный игрок (это может быть как учитель, так и ученик). Детям задаются наводящие вопросы:

-Что значит правильно?

-Кто умеет правильно говорить?

-Зачем нужно правильно?

-Должны ли вы говорить правильно?

Далее команде предлагается выполнить упражнения для развития дикции и правильного произношения. Для начала разминка.

«Улыбочка» – постарайтесь изо всех сил натянуть губы, при этом не открывать рот. «Заборчик» – сохраняйте положение «Улыбочка» и откройте рот, чтобы были видны зубы (губы по-прежнему должны быть натянуты).

«Трубочка» – губы должны тянуться вперёд (как вы делаете при произнесении звука «У»).

«Лошадка» – сохраняйте положение «Грибок», после чего резко ударьте языком по нижнему нёбу (должен получиться звук цоканья лошадки).

Приступаем к разучиванию скороговорки: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки». Во время произношения скороговорки команда должна, например: стоять на левой ноге, прыгать, приседать.

Цель станции: развитие речевого аппарата ребенка, совершенствование произношения.

IV. Заключительный этап

На заключительном этапе проводится беседа с учениками. Выясняется, что они запомнили, понравилась ли им игра, кем бы они хотели стать, какие профессии важны.











































Перечень использованной и рекомендуемой литературы.


  1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2005.

  2. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. –   Челябинск: Два комсомольца, 2011 г.

  3. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры упражнения, опросники (8-11 классы). Москва: ВАКО, 2005.


Интернет источники:

  1. http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-edu-s-otvetami.html

  2. http://shkolabuduschego.ru/doshkolniki/osnovnyie-uprazhneniya-dlya-uluchsheniya-diktsii-u-doshkolnikov.html

  3. https://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-edu/



   







































Приложения.

Приложение 1



Станция "Повар".

Вкусные загадки.



Хлеба мягкого кусок,

Сверху колбаса, чеснок.

Сам он просится к нам в рот,

Аппетитный... (бутерброд)

 

Теплый, мягкий и блестящий,

С корочкой такой хрустящей!

Спросим мы у детушек:

«Что же это?» (Хлебушек)

 

Пчелки летом потрудились,

Чтоб зимой мы угостились.

Открывай пошире рот,

Ешь душистый, сладкий... (мед)

 


Белый снег

В чести у всех.

В рот попадает –

В миг пропадает...(сахар)


Лук, капуста и картошка,

Разных овощей немножко.

Ты в кастрюле их ищи.

Это суп с названьем... (щи)

 

Сахаристая рубашка,

Сверху — яркая бумажка.

Сладкоежки любят это.

Что за лакомство? (Конфета)

 

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нем так много разных дыр.

Догадались? Это... (сыр)

 

Не окрошка и не супчик.

Свекла в нем, морковь, огурчик.

Подают нам на обед

С постным маслом... (винегрет)


Ножка деревянная,
Одежка шоколадная.
На солнышке я таю,
Во рту я исчезаю...(мороженое)

 

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас... (сметана)

 

Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье —

Ароматное... (варенье)

 

Что за белая водица

С фермы к нам в бидонах мчится?

Мы ответ нашли легко —

Это просто... (молоко)

 

Завернули эту плитку

В серебристую простынку.

Скушать плитку каждый рад.

Что же это? (шоколад)


Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Начинается на К
Наш продукт из молока...(кефир)

 

Спрыгнул он со сковородки,

Подрумяненный в середке.

Знать, готов еще один

С пылу с жару тонкий... (блин)

Сладок, нежен и воздушен.
Иногда он всем нам нужен.
Ни одно ведь торжество
Не проходит без него...(торт)




Приложение 2


Станция "Актер".

Сказка "Репка".

Посадил дед репку и говорит:


— Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.


Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.


Позвала бабка внучку.


Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.


Позвала внучка Жучку.


Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.


Позвала Жучка кошку.


Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут, вытянуть не могут.


Позвала кошка мышку.


Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку —

Тянут-потянут — и вытянули репку.



Фотоотчет с мероприятия.


Приложение 3

Пример беговой карты команды



13