СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Суд над элементами" при изучении темы "Обобщение свойств металлов", 9 класс (Нестандартные уроки)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение изученного материала в разделе "Металлы", выявление общих и отличительных свойств и строения для металлов главных и побочных подгрупп,  обобщение и углубление знаний учащихся о свойствах металлов, способах их получения, роли металлов в истории человечества, умения ориентироваться в периодической системе, применять теоретические знания в нестандартных условиях.

Просмотр содержимого документа
«"Суд над элементами" при изучении темы "Обобщение свойств металлов", 9 класс (Нестандартные уроки)»



Раздел образования: среднее образование

Автор: Идрисова-Фомина Людмила Ивановна

Должность: учитель химии

Учебное заведение: МОУ «Школа №9 г. Донецка»

Населенный пункт: ДНР, г. Донецк.

Наименование материала: конспект урока по химии

ТЕМА: "Обобщение свойств металлов", 9 класс

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ: Обобщение изученного материала в разделе "Металлы", выявление общих и отличительных свойств и строения для металлов главных и
побочных подгрупп, обобщение и углубление знаний учащихся о свойствах металлов, способах их получения, роли металлов в истории человечества, умения ориентироваться в периодической системе, применять теоретические знания в нестандартных условиях.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: Развитие мышления, памяти,

коммуникативных и творческих, интеллектуальных

компетентностей, эрудиции, способности

ориентироваться в экстремальных ситуациях,

расширение кругозора, развитие химического языка,

умения общаться, кратко и точно выражать мысль,

переходить от частного к общему, обобщать и система-

тизировать изученный материал.

ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизации знаний

по 1-ой модели развивающе-ролевого подхода А.В.

Руденко.

ФОРМЫ РАБОТЫ: индивидуальные, групповые,

нестандартные.




Оборудование: песочные часы, магнитофон,

периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, цветные сигнальные карточки ( столько цветов, сколько групп учащихся), реактивы и оборудование для проведения демонстрационных опытов.

ХОД УРОКА

I.Организация класса, создание благоприятной психологической обстановки с помощью смайликов.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

ЗАСЕДАНИЕ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА.

ДОКЛАДЧИК 1: Освещает положение элементов-металлов в периодической
системе и строение их атомов, характерные степени окисления металлов.
ОППОНЕНТ 1: а) Почему с увеличением радиусов атомов отрыв электронов от
атомов металлов облегчается? В чем сходство и различие разных видов
химических связей (ионной и ковалентной) с металлической?

ДОКЛАДЧИК 2: Физические свойства металлов (тепло- и электропроводимость, пластичность с точки зрения кристаллических решеток металлов).

Химические свойства металлов.

ОППОНЕНТ 2: Почему в электрохимический ряд

включен водород?






ДОКЛАДЧИК 3: Промышленные способы получения металлов.

ОППОНЕНТ 3: Почему для получения натрия нельзя брать раствор соли?

ДОКЛАДЧИК 4: Свойства щелочноземельных металлов и алюминия в свете
строения атомов.

ОППОНЕНТ 4: Почему щелочные металлы в природе не могут находиться в
свободном виде? Подтвердите уравнениями реакций.

ДОКЛАДЧИК 5: Строение и свойства железа и его соединений. На примере
свойств соединений железа (II) и (III) показ перехода количественных
изменений в изменения качественные.

ОППОНЕНТ 5: В чем сходство алюминия и соединения

железа со степенью окисления +3?

Соответствующие рецензенты - 1,2,3,4,5 и оценщики анализируют выступления докладчиков и оппонентов, выставляют им оценки.

Составители итогового документа обобщают самое

главное в строении и свойствах металлов изученных

подгрупп: У элементов главных подгрупп валентны

электроны лишь наружного слоя, а у элементов-металлов

побочных подгрупп и наружного и предпоследнего d-

подуровня. У элементов металлов на наружном слое

находится от одного до трех электронов.

Металлический блеск, тепло-,электропроводимость металлов, непрозрачность, ковкость, пластичность обусловлены наличием свободного электронного газа в металлической кристаллической решетке.


Ученики-лаборанты проводят качественные реакции на ионы металлов и демонстрируют химические свойства металлов в соответствии с опорными конспектами.

Качественные реакции: Na+ - пламя желтое, К+ - фиолетовое, Са2+- ярко-красное;

АL3+ - со щелочами дает осадок белый, растворимый в избытке щелочи;

Fe2+ - со щелочами дает зеленоватый осадок, буреющий в воздухе. Fe3+ со щелочами образует осадок бурого цвета.

Химические свойства металлов:

|--- +CL2 --- MCL (хлориды)

|--- +S --- MS (сульфиды)

|--- +HCL --- MCL + H2

Me |— +H О --- МОН + Н2 (щелочные М и Са)

тал-|--- +НОН --- МО + Н2 (для магния)

лы |--- +Н --- МН (гидриды со щелочами и- щелочно-

земельными металлами)

|--- +Соли --- М' + соль более активного металла

|--- +О2 --- МО (кроме К, Na --- К2 О2, Na2 О2 ).

Оксиды: Na2 О, К2 О, CaO, MqO, FeO - основные.

5.. МеО + к-та — соль + вода
А12О3, ZnO - амфотерные оксиды
А12 Оз + щелочь — соль + вода

6.. ГидроксиИиды:
основные:

LiOH

|

амфотерные:

КОН

NaOH

Са(ОН)2

Mg(OH)2

|

| + к-та- соль + вода

|

|






7. Fe(OH) 3 и AL(OH) 3

8.AL(OH) з + NaOH -- [NaAL(OH)4].

Организатор группы подводит итоги и ообъявляет

конкурс на звание экс-эрудита и лучшей микрогруппы.

Для этого при проведении викторины представители

каждой микрогруппы будут поднимать сигнальную

карточку со своим цветом, чтобы помощник организатора

группы на магнитной доске отмечал число правильных

ответов каждой микрогруппы. Параллельно

счетчики будут вести учет личного

первенства каждого учащегося класса по списку,

чтобы выявить экс-эрудита по знаниям темы " Металлы ".

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ: (Их можно вывесить за

три дня до урока).

1.Кто автор следующего определения: "Металлом

называется твердое, непрозрачное и светлое тело,

которое на огне плавить и холодное ковать
можно? (М.В.Ломоносов." Первые основания Горной

науки”).

2. Какой металл в глубокой древности называли"небесной

медью" и почему? (Железо. Первое железо, с которым

познакомился человек, было метеоритным, а обрабаты-

вали его так, как медь).

3.Алхимики утверждали: "Семь металлов создал свет по



числу семи планет..." Назовите эту "великолепную

семерку “. (Золото, серебро, медь, железо, олово,

свинец, ртуть)

4.В каких географических названиях встречается медь?

(Медногорск (город на Южном Урале), Остров

Медный, Кипр и слово купрум).

5.Кем был открыт русский член платинового семейства?

(Профессором Казанского университета Клаусом, он

назвал его Рутением (от латинского названия

России)).

6.Какой металл академик А.Е.Ферсман назвал

металлом консервной банки"? Правомерно ли это

утверждение в наше время? (Олово. До сих пор

жесть, из которой делают консервные банки,

покрывают оловом. А в будущем основным

металлом консервной банки станет алюминий).

7.Если бы существовал приз "за активность", то

атомам какого металла вы бы его присудили? (Цезию,

если не считать франций, которого нет практически

в природе).

8.Какой металл является самым легким? (Литий).

9.Какой металл самый тугоплавкий? (Вольфрам).

10.Какие металлы в природе встречаются

исключительно в самородном виде? (Золото и

платина).

11.Если верить древнему историку, то во время похода

Александра Македонского в Индию офицеры его

армии болели желудочно-кишечными заболева-

ниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них

были одинаковыми, а вот металлическая посуда –

разная. Из какого чудодейственного металла

изготовлена офицерская посуда? (Из серебра,

обладающего бактерицидными свойствами).



I2.B каких случаях золото бывает разноцветным?

Бывает ли оно белым? (3олото бывает разноцветным

за счет сплавления его с медью или серебром. Оно

может быть от фиолетового до иссиня-чсрного,от

желто- золотистого до зеленого и т.д. А вот даже

небольшие добавки палладия придают золоту

красивый белый цвет).

13. 0 каком металле говорят: "В грамм добыча, в год

труды? ". Кто из ученых получил в подарок 1 г этого

металла? (Радий. 1 г этого металла был подарен

Марии Кюри в 1921 году).

14.Оловяные пуговицы, хранившиеся в неотапливаемом

помещении, к весне превратились в серую пыль. Что

случилось? (Олово "заболело" оловяной "чумой”.

Причина-переход белого олова в серое при низких

температурах. Это предупреждает висмут, который

цементирует кристаллическую решетку олова).

15.Что означает выражение: “Металл, принесенный в

жертву рыжему дьяволу?"(Железо превращается в

бурую ржавчину под действием коррозии).

16.Почему морскую воду можно назвать "жидкой"

железной рудой? (Если извлечь все железо,

растворенное в морской воде, то его придется по 35

тонн на каждого жителя планеты, в то время как на

каждого ныне живущего человека за все время

добывания железа произведено по 6 тонн).

17. Кем из наших соотечественников был раскрыт




секрет булата? (П.П.Аносовым-русским

металлургом).

Для ответов на вопросы викторины первой

предоставляется слово той группе, которая первой

подняла руку или сигнальную карточку. Если же

все группы одновременно подняли сигнальные

карточки, то микрогруппы отвечают по очереди

(пока будет получен правильный ответ). Если же

правильный или полный ответ не дан, то его

раскрывает ведущий викторины.

Счетчики объявляют победителей викторины (2

микрогруппы). Подводят итоги личного

первенства. Победители участвуют в суде над

элементами.

III. ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ В

НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ

СУД НАД ЭЛЕМЕНТАМИ: (из протокола

судебного разбирательства)

Прокурор: - Начинаем заседание табличного суда Менделеевского района Химического города. Товарищи народные заседатели! К нам поступило заявление от жильцов квартир № 4, 5, 12, и № 20 с просьбой разобраться

в случившемся: в ночь с 28 февраля на 1 марта исчезли жильцы квартир № 1,8,

А в квартирах № 3, 11, 19, 37 и 55 произошли вообще очень странные явления.

Из показаний свидетелей (жильцов кв. № 4, 12, и 20): вечером 28 февраля, жилец кв. № 8 пришел в гости к





жильцу кв. № 1. Когда стемнело, они
зажгли свет, и тут произошло короткое замыкание, в результате которого произошел пожар, а потом почему-то сам по себе погас.

Через некоторое время, когда жилец кв. № 4 уже собрался лечь спать, он вдруг услышал за стенкой сильные шипение и бульканье воды. Дверь в
квартиру № 3 открылась сама по себе, как будто бы от ветра. Но комната была пуста, жилец исчез. На полу виднелась лужа какой-то мыльной на ощупь
жидкости.

Через несколько минут послышались взрывы - один сильнее другого. Причем, чем ниже происходили эти взрывы, тем сильнее были они по силе.
Испуганный жилец кв. № 12 постучал своему соседу через стену в кв. № 13. Жилец кв. № 13 уже спал, поэтому выбежал раздетым и ворвался в квартиру № 11. Он вначале
побелел, а потом исчез и вовсе, превратившись в бесцветную жидкость. Заглянув в кв. № 19, 37, и 55, свидетели обнаружили, что внутри все
обгорело, а жильцы исчезли. Председатель суда: Дальнейшее расследование исчезновения жильцов кв. № 1, 3, 8, 11, 19, 37, и 55, а также № 13 мы предоставляем микрогруппам. Результаты исследования представить в виде записей произошедших
реакций.

ЭРУДИТ показывает на экране правильные уравнения, пока рецензенты оценивают работы каждой микрогруппы:

1) 2Н2 + О2 — 2Н2 О + Q;

2) 2Н2О + 2Li — 2LiOH + Н2 + Q;





3) 2Н2О + 2Na — 2NaOH + Н2 + Q;

  1. 2О+ 2К — 2КOН +H2 + Q;

  2. 2О + 2Rb — 2RbOH + Н2 + Q (со взрывом)

  3. 2О + 2Cs — 2Cs ОН + Н2 + Q (взрывается даже во влажном воздухе)

7) 2AL + 6Н2О = 2AL(OH)3 + ЗН2 (т.к. AL был без одежды - AL2 О3).

  1. 2AL(OH)3 + 2NaOH = 2NaAL(OH)4 (Если просуммировать, то получим:
    2AL(OH)3 + 6Н2О + 2NaOH = 2NaAl(OH)4 + ЗН2 )

Организатор группы называет
экс-эрудита, поздравляет.

IV. Подведение итогов, сообщение заданий эрудитам на следующий урок:

1. Подготовить интересные сообщения об истории металлургии Донбасса .
2. Рассказы - сказки о сплавах металлов, наиболее широко встречающихся в технике и быту:

а) О сплавах железа - чугуне и стали,

б) О сплавах алюминия - дюралюминии, силумине,

магналии, ЦАМе.

в) Медь и ее сплавы - бронза, нейзильбер, латунь, медно-никелевые сплавы.

г) Рассказы о титане, молибдене, вольфраме.

Задание всему классу:

Повторить основные восстановители металлов.









ЛИТЕРАТУРА

1.Программа: Химия: 7-9 кл.: программа

для общеобразоват. организаций / сост.

Козлова Т.Л., Дробышев Е.Ю. Старовойтова

 И.Ю., Науменко В.И., Журбенко В.Е.; ДРИДПО.

– Донецк: Истоки, 2016. – 37 с.


2.Учебник: Рудзитис Г.Е.,Фельдман Ф.Г. Химия.

9 класс. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.

– 208 с.