СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Судьба и трагедия Григория Мелихова в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Судьба и трагедия Григория Мелихова в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"»

Конспект урока литературы

в 11 классе КГУ СШ № 5


Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Карпова Н.М.


Тема урока - семинара:

«Судьба и трагедия Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».


Эпиграф урока: Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени.

Е.Тамарченко – исследователь.


Цели урока:

  • обучающая – помочь учащимся разобраться в сложном содержании большого по объему произведения (эпопеи), выделяя главную сюжетную линию через использование ИКТ;

  • развивающая – развитие навыка самостоятельного изучения программного материала; монологической речи учащихся, памяти, выразительного чтения и развитие читательского интереса.

  • воспитывающая – воспитание нравственной личности, способной вдумчиво оценивать свои поступки, формирование современного читателя, и его потребности в общении с искусством.


Условия урока – семинара:

  • говорить без бумажки;

  • анализировать эпизоды через внутренние монологи героя;

  • составить характеристику главного героя романа;

  • ответить на вопрос «Что делает с человеком война?»

  • определить истоки трагедии главного героя;

  • сопоставить ситуации испытания героя войной и любовью;

  • обобщить финал романа.


Класс делится на три группы

Первая – рассуждения о войне.

Вторая – рассказы о любви.

Третья – группа арбитров, наблюдателей.


Вопросы урока- семинара:

  1. Что мы узнаем из романа о мирной, спокойной жизни в казачьей станице?

  2. Что делает с человеком война, и какие эпизоды романа помогают осмыслить «чудовищную нелепицу войны»?

  3. Как можно объяснить, что в душе Григория Мелехова уживаются две столь разные любви: к Натальи и Аксиньи?

  4. В чем истоки трагедии Григория Мелехова?

  5. Кто виноват в том, что Григорий Мелехов – колеблющейся казак не может сделать выбор в жизни?


План – схема «Повороты судьбы Григория Мелехова»


Л юбовь к Аксиньи Женитьба на Натальи



В оинская служба Убийство австрийца



Р анение и «Георгиевский орден» «Тяжелая наука войны»



Р асстрел отряда Подтелкова Участие в восстании



С мерть Натальи Служба в Красной Армии



М ечта о мирном труде В банде Фомина



Г ибель Аксиньи Возвращение к родному дому



План к характеристике главного героя


  1. Описание внешности (портрет).

  2. Общественное положение героя (социальная характеристика).

  3. Основные черты характера героя.

  4. Поступки и поведение героя.

  5. Отношения героя с другими персонажами романа.

  6. Речевая характеристика героя.

  7. Психологический портрет (эмоциональная окраска внутреннего состояния героя).

  8. Замечания автора о герое.

  9. Мое отношение к герою.


Работа над теорией литературы:


Катарсис – (с греческого) очищение

  • термин введен Аристотелем, означает очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии;

  • душевная разрядка, испытываемая в процессе сопереживания, сочувствия.


Вступительное слово учителя:


По языку сердечности, человечности, пластичности – произведение «Тихий Дон» общерусское, национальное. Словно сама жизнь говорит со страниц романа. Запахи степи, свежесть вольного ветра, зной и стужа, живая речь людей – все сливается в раздольную, неповторимую мелодию, поражающую трагической красотой и подлинностью. Разве можно забыть мятущегося в поисках правды Григория Мелехова? Его мучительный путь в пламени гражданской войны, его пронзительную, незабываемую любовь к Аксиньи, все изломы этой тяжелой и такой прекрасной судьбы… Так написано в аннотации к роману «Тихий Дон».


Слово предоставляется первой группе – арбитры.


  • Что определяло духовное начало казачьей станицы?

  • Что ценил превыше всего Григорий Мелехов в жизни?

  • Какие главные слова характеризуют мирную жизнь станичников?


Обобщение учителя: Хорошо известно из классической литературы, что писатели проводят своих героев через испытания. И наш герой - Григорий Мелехов не исключение. Война для него это жестокое, противоестественное человеческому существу явление. Что же принесла война Григорию Мелехову? Как психологически его изменила?


Слово предоставляется второй группе – «Война в жизни Григория Мелехова»


Просмотр эпизода. «Убийство австрийца»

  • Что испытывает Григорий Мелехов, убив австрийца?

  • Почему так тяжело он переживает это убийство?


Просмотр эпизода: «Расстрел отряда Подтелкова.

  • Какие мысли и чувства испытывает Григорий Мелехов?

  • Почему Шолохов осуждает войну в этом эпизоде?


Выразительное чтение ученицы эпизод «Утопление винтовки»


Обобщение учителя: Григорий Мелехов совершает такой бессмысленный , но человеческий поступок – бросает в Дон оружие, патроны и вытирает о полы шинели свои руки. Это говорит о его брезгливом отношении к войне и о том, что его руки в крови от жесткой бойни. А также характеризует его душевный надлом. Он как бы хочет очисться от грязи войны.


Вторая группа на интерактивной доске делает обобщение – вывод в форме кластера.




Слово учителя: На первый взгляд кажется, что Шолохов, верный традициям классической литературы, в центр романа ставит любовный треугольник, и разрешает своему герою проявлять себя в этом чувстве.


Слово предоставляется третьей группе – «Размышление о любви героя»


Доклад-сообщение ученицы о том, как герой проходит испытания любовью.


Просмотр эпизода «Смерть Натальи»


Выразительное чтение отрывка «Возвращение героя домой».


Третья группа на интерактивной доске делает обобщение – вывод в форме кластера

ЛЮБОВЬ

разрушение семьи

страдания

гибель жены

смерть ребенка


несчастье детям






гибель возлюбленной




одиночество



Ответ на вопрос «Так в чем же истоки трагедии Григория Мелехова?» (учащиеся зачитывают тезисы, записи-характеристику Григория Мелехова).


Так, отрицательный или положительный герой Григорий Мелехов?

Мы ему сочувствуем или осуждаем?


Первая группа - арбитры после просмотра финальной сцены делают обобщения и выводы.


Выводы учителя: В трагедии Григория Мелехова лежит неразрешенный конфликт личности и эпохи. Роман Шолохова подводит нас к выводу о том, что эпоха тоже ответственна перед личностью. По-настоящему цельная личность заранее обречена на трагедию, потому что для нее невозможен выбор, диктуемый эпохой.


Итоги урока – семинара подводят арбитры.

  • Как отвечали учащиеся?

  • Выразительно ли читали тексты?

  • Достоинства и недостатки выступлений.

  • Оценки за урок.


Домашнее задание:

Закончить характеристику Григория Мелехова, прочитать страницы учебника

Задания на выбор:

  1. Написать эссе «Григорий Мелехов в поисках смысла жизни»

  2. Выучить близко к тексту одну из пейзажных зарисовок из части шестой, главы - 1,2.