Просмотр содержимого документа
«"Суффикс - значимая часть слова"»
Урок русского языка в 5 классе
Учитель МКОУ «Радченская СОШ»
Ткачева Наталья Сергеевна
Орфографическая минутка
- Задание: Найдите и исправьте ошибки. Укажите, в каких морфемах они допущены.
Через поляны, через душистый сасновый бор и висёлые бирезовые пирелески вьётся лесная трапинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой трапинки.
Терминологическая работа
1. Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
2.Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания.
3.Наименьшая значимая часть слова.
4. Раздел науки о языке, изучающий звуки.
5. Раздел науки о языке, изучающий слово и его значение.
6.Словарный запас отдельного человека.
7. Часть слова без окончания.
2
1
3
5
6
4
7
Проверим кроссворд
2 п
1 п
у
р
н
и
3 м
к
5 л
с
6 л
о
т
р
е
е
у
т
к
ф
а
к
а
ц
с
в
е
4 ф
с
и
и
о
м
и
7 о
н
к
к
к
с
о
а
а
я
а
е
н
н
о
т
и
в
к
а
а
Суффикс – значимая часть слова
Суффикс
Задание: объясните лексическое значение слов .
- лес
- лесной
- лесничий
- лесничество
Что обозначают суффиксы существительных (диктант-молчанка)
- Задание: записать существительные называющие людей по роду деятельности, выделить суффиксы.
Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель
Назвать людей по месту проживания
Проверим себя:
Волгоградец, туляк, москвич, россияне, богучарцы.
Назови ласково
- Проверим себя: котенок, собачка, белочка, водичка, листик, крылышки, стульчик, бабушка
Допиши сказку «Суффиксы»
Жили да были друзья-суффиксы –ЧИК, -ИСТ, -НИК и –ТЕЛЬ . К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Суффикс –ИСТ познакомился с гитарой , пианино и баяном . И заиграл целый ансамбль: гитарист, пианист и баянист.
А суффиксы – ТЕЛЬ, -НИК и –ЧИК пошли к глаголам строить , охранять , грузить …
(Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним выделенные суффиксы и допиши сказку)
Обобщающие вопросы
- Что такое суффикс?
- Назовите суффиксы имен существительных.
- Что они обозначают?
Домашнее задание
1) Упр. 413
Или
2) Творческое задание. Нарисуйте любимое животное и составьте несколько предложений к рисунку, используя слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.