Суммативное оценивание № 3 за раздел «Герой нашего времени».
Вариант 1.
Цели обучения: 10.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;
10.2. 3 определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев;
10.1.2 понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
Задание 1. Укажите последовательность глав в романе. Затем восстановите их хронологический порядок. С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
Задание 2. Дайте аргументированные ответы на вопросы:
1.Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе?
2.Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
Задание 3. Напишите характеристику Печорина. Через взаимоотношения с какими героями раскрывается характер героя?
В случае затруднения воспользуйтесь примерным планом.
План характеристики литературного героя.
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам подойдут.
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
определяет роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев | определяет авторский порядок чередования глав | 1 |
определяет хронологический порядок чередования глав | 1 |
определяет причины нарушения хронологического порядка глав | 1 |
понимает содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному | обозначает проблемы, затронутые автором в романе | 1 |
дает аргументированный ответ на вопросы | 2 |
формулирует высказывание, используя информацию текста; соблюдает структуру и логику изложения | 1 |
выражает свое отношение | 1 |
характеризует героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей | Указывает место героя в системе персонажей | 1 |
Определяет роль участия героя в конфликте | 1 |
Характеризует основные черты характера | 1 |
Раскрывает эволюцию (или неизменность) характера героя в сюжете | 1 |
Раскрывает мотивы поступков | 1 |
Комментирует авторскую позицию | 1 |
Делает вывод о значении персонажа в сюжете и системе действующих лиц | 1 |
Всего баллов | 15 |
Суммативное оценивание № 3 за раздел «Герой нашего времени».
Вариант 2.
Цели обучения: 10.2.5 характеризовать героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей;
10.2. 3 определять роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев;
10.1.2 понимать содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному
Задание 1. Укажите последовательность глав в романе. Затем восстановите их хронологический порядок. С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?
Задание 2. Дайте аргументированные ответы на вопросы:
1. Почему автор называет Печорина «героем времени»?
2. Согласны ли вы с тем, что Печорин использует волю не только для подчинения людей своей власти, но и для проникновения в "тайные пружины их поведения"? (аргументируйте)
Задание 3. Напишите характеристику Максима Максимыча. Через взаимоотношения с какими героями раскрывается характер героя?
В случае затруднения воспользуйтесь примерным планом.
План характеристики литературного героя.
1. Место героя среди других персонажей (главный или второстепенный).
2. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.
3. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.
4. Семья, полученное воспитание, история жизни.
5.Род занятий.
6. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
7. Анализ имени.
8. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.
9. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.
С помощью представленного плана вы сможете наиболее глубоко и точно рассказать о литературном герое. При анализе не обязательно использовать все пункты плана, так как план предназначен для любого героя, но не для отдельно взятого. Используйте только те пункты, которые вам подойдут.
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
определяет роль композиции в раскрытии идеи произведения, образов героев | определяет авторский порядок чередования глав | 1 |
определяет хронологический порядок чередования глав | 1 |
определяет причины нарушения хронологического порядка глав | 1 |
понимает содержание художественного произведения, его проблематику, критически осмысливая, выражать своё отношение к услышанному или прочитанному | обозначает проблемы, затронутые автором в романе | 1 |
дает аргументированный ответ на вопросы | 2 |
формулирует высказывание, используя информацию текста; соблюдает структуру и логику изложения | 1 |
выражает свое отношение | 1 |
характеризует героев произведения, определяя их роль и значение в системе персонажей | Указывает место героя в системе персонажей | 1 |
Определяет роль участия героя в конфликте | 1 |
Характеризует основные черты характера | 1 |
Раскрывает эволюцию (или неизменность) характера героя в сюжете | 1 |
Раскрывает мотивы поступков | 1 |
Комментирует авторскую позицию | 1 |
Делает вывод о значении персонажа в сюжете и системе действующих лиц | 1 |
Всего баллов | 15 |