Конкурс молодых исследователей «Минута славы"
Тема:
Свадебный наряд – характер осетинского народа.

Автор работы:
Цховребова Дана Вячеславовна
Место выполнения работы:
МБОУ СОШ № 1, 5 класс,
г. Ардон
Научный руководитель:
Бибоева М.Б.,
учитель осетинского языка
Ардон, 2017-18
Ι. 1. Гипотеза:
2. Цель проекта:
3. Задачи:
Планирование деятельности
Дизайн-анализ проекта
Анализ моделей для изготовления изделия
Выбор материала для изготовления изделия и вида отделки
Изготовление изделия
Отделка изделия
Оформление документации
Разработка презентации
Защита проекта
Анализ проведенной деятельности
1
l. Введение.
Каждая нация по-своему уникальна, ведь все традиции отличаются друг от друга, и каждая народность обладает своими характерными только ей, обычаями. Пожалуй, не секрет, что разные народы богаты не только традициями и обычаями, но и имеют свою национальную одежду – яркие, колоритные костюмы.
И я очень заинтересовалась подобными нарядами. Конечно же, под огромнейшим впечатлением остаюсь от красивого свадебного костюма моей родной Осетии. Осетины уважают и соблюдают свои традиции, а также по-настоящему гордятся национальной одеждой.
Национальный костюм осетин, несмотря на свою яркую, красочную расцветку, является довольно сдержанным в крое и фасоне, прежде всего потому, что осетины не приемлют даже самые малые проявления излишеств (вульгарности и пошлости) в одежде.
Примечательно то, что осетинские традиции не допускают фабричного производства костюмов, этим ремеслом занимаются исключительно женщины, вручную расшивая каждую, даже самую мелкую, деталь одеяния.
ll. Основные элементы женского свадебного костюма
Что же представляет из себя осетинское свадебное платье? Прежде всего, это одеяние, в котором каждый элемент, каждый узор имеет своё, очень важное значение. И так, платье осетинской невесты длинное, в пол, обязательно с закрытым горлом, длинными рукавами, узорами по краям ткани, с нагрудником, и обязательно с металлическим поясом на талии. Дополняет его круглая шапочка на голове и фата.

2
Теперь, перейдём непосредственно к значению элементов платья. Чтобы вам дальше было понятней, для начала поясню, сюжет осетинской свадьбы, это повторение сюжета из осетинского Нартского эпоса, в котором дочь покровителя всех вод, прекрасная Дзерасса , в образе голубки прилетает к нарткскому Дереву Жизни и крадёт яблоко Нартов, а один из нартов-Ахсартаг (его имя переводится как смелейший из смелейших) ранит её стрелой в крыло, а потом излечивает её и женится на ней. Так вот, невеста в осетинской свадьбе олицатворяет Дзерассу , Голубку.

Основными элементами женского свадебного костюма являлись рубаха , корсет , кафтанчик , распашное платье , шапочка , фата , обувь.
3
ΙΙ. Основные элементы женского свадебного костюма
Кафтанчик
Девушка начинала носить кафтанчик с момента, когда она вступала в брачный возраст и начинала ходить на танцы. Он надевался поверх рубахи под распашное платье. Шили его по возможности из дорогих тканей (бархата, атласа, плотного шелка). Кафтанчик схватывал и стягивал фигуру от плечей до талии. При застегивании он туго натягивался, иначе, если одежда была свободной, нагрудные застежки бы расстегивались. Ворот, борта, подол кафтанчика украшались галуном и вышивкой золотыми нитками.
Наибольшей устойчивостью узора отличалась вышивка в углу полочки кафтанчика. Чаще всего это был равнобедренный треугольник, обращенный вершиной в угол полы. От основания этого треугольника отходили изогнутые кривые, напоминавшие иногда рога. По всей видимости, эти фигуры выполняли функцию оберега и символизировали плодородие.
Кафтанчик надевали под распашное платье, из-под которого были видны его отдельные части, поэтому он распался на:
1. нагрудник с застежками,
2. нижние полочки на пояске,
3. нарукавники,
4. воротничок.
Под кафтанчик одевалась шелковая или ситцевая рубаха с длинными и широкими рукавами, в которых скрывались кисти рук. Цвет рубахи был красный или желтый.

4
Одним из элементов традиционного женского свадебного костюма осетин являются нагрудные застежки, которые пришивались на платье или кафтанчик и прошли путь от собственно застежек к их имитации - украшениям. Несмотря на то, что нагрудные застежки были частью праздничного костюма многих народов Северного Кавказа, исследователи связывают их происхождение с аланами, так как все ранние образцы рассматриваемых предметов на Кавказе были обнаружены в погребальных комплексах Осетии.
В.И. Батчаев, балкарский исследователь, составил схему эволюции кавказских нагрудных застежек с VI по XX вв., проследив преемственность их формы и конструкции. Форма со временем менялась, но конструкция оставалась неизменной. Особенность последней состоит в том, что «петля» и вдеваемая в нее «пуговица» отлиты (или скованы) непосредственно вместе с декоративной планкой-щитком и составляют с этим щитком единое целое.
К концу XIX в. в комплект нагрудных застежек входило от 7 до 18 пар, в зависимости от размера и плотности их размещения. Застежки были разного размера, от длинных 15-20 см наверху до 9 см внизу вертикального ряда. Различались они также и шириной. Большинство ювелиров делало застежки 1,5 см шириной, тогда в комплект входило 13-19 пар. Отдельные ювелиры делали застежки очень широкими - 4-5 см, и в комплект входило 7-8 пар. Крючки изготовлялись из серебра с позолотой и были украшены филигранью, чернью и зернью.
У балкарцев и карачаевцев верхняя пара нагрудных застежек была иногда представлена в виде двух птиц. Застежки в виде двух птиц существовали еще в аланский период и по каким-то причинам у самих осетин не сохранились. На аланских застежках помимо головок хищных птиц встречалось изображение, подобное скифской богине, двух баранов, павлинов (в мифо-поэтических системах многих народов символы солнца и плодородия) и стилизованных растительных побегов. Характерно, что на застежках клюву и соответствующему «царскому» оперению птиц, в других случаях птицы изображались с кинжалом.
Я думаю, изображения на нагрудных застежках птиц, богини, баранов символизировали «фарн». Напомню, что в иранской традиции фарн имел множество воплощений, соответствующих вышеперечисленным изображениям. Образ хищной птицы, сохранившийся на кавказских нагрудных застежках до конца XIX в., является изображением одной из инкарнаций царского фарна у иранцев.
5
Вместе с тем, застежки с птицами в верхнем ряду можно рассматривать как одну из реализаций образа древа жизни, устойчиво сохранившегося в осетинских орнаментах. Известно, что пара птиц, сидящих на ветвях древа жизни, воплощает в себе идею плодородия, благополучия и богатства. Птицы в ритуальном плане выступают как своего рода стражи богатства и гаранты правильности совершения ритуала.
Итак, помимо утилитарных и знаковых функций, застежки у алан-осетин выполняли и магические функции, символизировали «фарн».

6
Корсет.
Важным элементом свадебного костюма невесты был корсет, который одевался на рубаху под кафтанчик. В прежние времена он мог быть и из кожи , в поздние - из двух или трех слоев шелка. Верхняя часть корсета доходила до подмышек, нижняя - до талии, или немного ниже. Спереди корсет был завязан на мелкие узелки тесьмой или шнуром.
Для того, чтобы молодой не развязывал шнур зубами, его натирали перцем, а иногда и мылом. Существовал запрет использовать что-либо острое для развязывания шнура. Если в первую ночь молодому не удавалось развязать корсет, то он не имел права притрагиваться к молодой. Если шнур был разрезан или порван - это считалось позором для мужчины.
Корсет, после того как его снимут, надо было вернуть женщине (соседке или родственнице невесты), которая его сшила, приложив к нему подарок.
Распашное платье
Поверх кафтанчика надевалось распашное платье светлых тонов. Покрой его во многом совпадал с мужской черкеской .
Особенностью свадебного платья является широкий висячий рукав , который восходит еще к скифским временам.
Как отмечала Е.Н. Студенецкая, висячий, длинный рукав, иногда переходящий в лопасть, был характерен не только для праздничных платьев женщин определенной социальной среды - феодальной верхушки. Преувеличенно длинные рукава, низко висящие лопасти были очень неудобны для работы и не могли быть повседневными. Они подчеркивали именно праздность, возможность не работать: кратковременную для большинства (свадьба, праздник) или постоянную для высших сословий
Полочки, рукава и подол платья были украшены растительным и геометрическим орнаментом, который, как и нагрудные застежки, символизировал древо жизни (невесту в осетинском фольклоре часто сравнивали с плодоносящим деревом) и служил в качестве магического оберега.
Аналогичные рукава были элементом средневекового мужского и женского костюма высших сословий как в Западной Европе, так и на Руси, что является свидетельством этнокультурных связей наших исторических предков с разными народами.
7

Пояс
Поверх распашного платья одевался пояс ,который, как и кафтанчик, девушка начинала носить в период, когда ее уже можно было сватать. По своей форме, качеству и материалу пояса отличались разнообразием и зависели от материальных возможностей. Серебряные пояса имели большую ценность и передавались из поколения в поколение в качестве наследства, приданого, подарков.
8


Шапочки
Частью свадебного костюма были шапочки . Они имели форму усеченного конуса с плоским дном, обтягивались красным бархатом. Околыш и донышко украшались золотым шитьем с зооморфным или растительным рисунком.
По мнению исследователей, шапку одевали на невесту, с одной стороны, чтобы
9
защитить ее от порчи, с другой, - шапка подчеркивала высокое положение невесты и жениха в контексте свадебной обрядности.

Фата
Поверх шапочки накидывалась тонкая белая кисея, которая в свою очередь прикрывалась обширной шелковой шалью, спускающейся на лицо.
После того, как девушка была засватана, ей прикрывали голову и лицо куском красного сукна, и в таком виде она обходила в сопровождении родственниц аулы. По красному сукну на голове нетрудно было узнать девушку накануне вступления в новую жизнь. Последнее, по всей видимости, было одним из локальных вариантов свадебной одежды.
10

Обувь
Специфической свадебной обувью, в отличие от праздничной, являлись деревянные башмачки - ходули, распространенные в отдельных районах Осетии.


11
ΙΙΙ. Заключение – вывод.
Осетинский свадебный наряд - это самый красивый наряд в мире . Раньше белый наряд носили дочери богатых людей , алдаров. А женщины одевали осетинские наряды красного и бордового цвета.
Сегодня осетинский свадебный наряд можно увидеть на невестах . Все платья разные . Одни вышиваются золотыми нитками , другие жемчугом и дорогими камнями. Но все они очень красивы.
Я думаю, что осетинская девушка должна в день свадьбы одевать наш национальный наряд.
Европейские платья тоже красивы, но в былые времена невесте не разрешалось открывать плечи и руки.
12
ΙV Литература:
Газданова В.С. / Традиционная культура осетин/.
Гостиев Казбек /Народные традиции и обычаи осетин/.
Iriston.com /Традиции и обычаи осетин ./
Руслан Туаев /Современная осетинская свадьба. Традиции и обычаи/.
Гастан Агнаев / Осетинские обычаи/.
www.vplate.ru /Национальный костюм осетин/.
svadba.e-osetia.ru
www.allwomens.ru
13
Оглавление:
Ι. 1. Гипотеза - стр. 1
2. Цели проекта - стр. 1
3. задачи проекта - стр. 1
4. Введение - стр. 2
ΙΙ. Основные элементы женского свадебного костюма. - стр. 2
Кафтанчик - стр.2
Нагрудные застежки - стр.5
Корсет - стр.7
Распашное платье - стр.7
Пояс - стр.8
Шапочки - стр.9
Фата - стр.10
Обувь - стр.11
ΙΙΙ. Заключение - стр.12
ΙV. Литература - стр.13
V. Оглавление - стр.14
14