СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Святитель Иннокентий (Вениаминов): мужество и сила духа, проявленные в опасные минуты его жизни.

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

xiv районные образовательные Иннокентьевские чтения «80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений» Тема: Святитель Иннокентий (Вениаминов): мужество и сила духа, проявленные в опасные минуты его жизни.В данной работе рассматривается непростой путь миссионера в условиях сурового севера.

Просмотр содержимого документа
«Святитель Иннокентий (Вениаминов): мужество и сила духа, проявленные в опасные минуты его жизни.»

Здравствуйте. Я хочу представить вам работу «Святитель Иннокентий (Вениаминов):мужество и сила духа, проявленные в опасные минуты его жизни».

Это наша третья работа о жизни митрополита Московского и Коломенского.

Святитель Иннокентий Московский проявлял мужество и силу духа в опасных ситуациях на протяжении всей жизни. А начинались испытания с детства. Иван Попов (святитель Иннокентий) родился в 1797 г. в селе Ангинском Иркутской губернии. Его отец, служивший пономарем в церкви, умер, когда Ивану было 6 лет, и мать осталась одна с четырьмя детьми. Нужда и лишения, непрестанный труд приучали мальчика к мужеству и стойкости, самообладанию, воздержанию, помогали обретать покорность воле Божией в различных жизненных обстоятельствах. Это пример для всех нас. Ведь многие современные люди, попадая в трудные ситуации, ожесточаются на жизнь. Благодаря дяде, брату отца, Иван поступил в Иркутскую духовную семинарию, где провел более одиннадцати лет. После семинарии его хотели направить в Духовную академию для получения высшего богословского образования, но за год до окончания курса он женился.

В начале 1823 г. Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на остров Уналашку, подумав отец, Иоанн поехал на Алеутские острова. Путешествие до места служения, в то время чрезвычайно трудное и опасное, продолжалось 14 месяцев. Чего только не пришлось пережить путешественникам-миссионерам во время многодневных морских переходов! Не раз они, попадая в шторм, причаливали в пустынном месте и, не имея несколько дней пищи, вынуждены были ждать перемены погоды или по горам добираться до ближайшего селения, неся на себе байдарки и весь груз. Но и духовные утешения посылал Бог самоотверженному священнику. Алеуты встречали его как самого близкого и родного человека. Всем селением с малыми детьми приходили они просить его благословения.

Большую часть времени отец Иоанн проводил в поездках по приходу, который включал около шестидесяти островов. В несколько байдарок помещали все необходимое для богослужения, провизию и запасы питьевой воды, садились гребцы — алеуты, толмач и сам отец Иоанн. Эти поездки требовали немалого мужества и терпения: в узкой байдарке нужно было сидеть с протянутыми и прижатыми ногами, а при сильном ветре был риск перевернуться. От холодной воды у батюшки начались сильные боли в ногах, которые мучили его всю жизнь.

Об одном из путешествий на остров Еловый, на котором жил и умер в 1837 г. известный монах Валаамского монастыря Герман, рассказывает дочь святителя Иннокентия, Екатерина Петелина: «Пять дней плыли мы к острову Еловому хорошо: дул попутный ветер. На пятые же сутки, в ночь, вдруг неожиданно все на судне почувствовали сильные толчки и качку…. Все перепугались… Произошло землетрясение, продолжавшееся с минуту или две. Море запенилось, забурлило, судно закачало и подбрасывало. 28 дней и ночей кидало по волнам утлое судно и так сильно качало, что не было возможности ходить, а ползком ползали или сидели — ноги у всех обессилели. Высидеть 28 дней и ночей во тьме кромешной, да еще без пищи и пития, было крайне тяжело, особенно без привычки. Все заболели. Наконец, небо прояснилось, виден был берег. Но капитан не хотел приближаться к нему, опасаясь перемены благоприятного ветра на противный. „Если вы боитесь, то я сам буду править судном“, — сказал владыка не без горечи капитану. Владыка стоял на палубе и распоряжался. Благополучно пристали к берегу, отслужили благодарственный молебен Господу Богу с коленопреклонением…. „Ноги болят“, — сказал владыка, ступая на землю Елового» Изнурённая голодом и жаждой команда не знала покоя ни днём, ни ночью, но святитель спокойно переносил свои страдания и даже не подал виду, что испытывал их. 

Глубокая вера святителя в Промысл Божий делала невозможное возможным и сохраняла жизнь ему и его спутникам в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях. 

В сентябре 1843 г. преосвященный Иннокентий вернулся из трудного и долгого путешествия по Камчатке и Охотскому побережью. Пять тысяч верст проехал он на собаках и отчасти на оленях. Владыке часто приходилось ночевать в сугробах в сорокаградусные морозы — ледяной ветер не давал поставить даже палатку. Вьюга продолжалась иногда несколько дней. Для спасения в таких случаях на каждых пятидесяти километрах стояли юрты. В них путешественники могли найти убежище и переночевать. Юрта представляла собой непрочный бревенчатый сруб с очагом (чувалом).Но часто путешественники не успевали добраться до пристанища к ночи. Тогда они прорывали снег до земли, делали что-то вроде логовища, при входе раскладывали огонь и так, в снежной яме, и ночевали. При этом вся одежда сначала отсыревала, потом замерзала, и её нужно было менять.

Следующая его миссия на острове Ситха. Колоши — народ, живший на острове Ситха, по сравнению с алеутами был более гордым, самолюбивым и мстительным. К русским они относились с большим подозрением.  По разным незначительным причинам отец Иоанн все откладывал свой визит к колошам. Наконец, он назначил себе срок — после Святок. Но вдруг, за три дня до намеченного им срока, у колошей появилась оспа, и именно в тех местах, куда собирался ехать священник. Если бы отец Иоанн приступил к беседам до эпидемии, всю вину возложили бы на него, приняв за русского шамана, напустившего на них такое зло. Ветряная оспа в течение двух месяцев погубила почти половину народа. Ни местные шаманы, ни колдуньи не помогали. Увидев, что русские остались невредимы, колоши обратились за помощью. Отец Иоанн добрым отношением расположил к себе колошей, они поверили священнику и соглашались делать прививки. Местный доктор по фамилии Бляшке стал делать индейцам прививки.

5 лет отец Иоанн пробыл на острове Ситха.

Несмотря на преклонные лета, архиепископ постоянно предпринимал путешествия по своей еще более расширившейся епархии, часто подвергая себя разного рода лишениям и опасностям. Неутомимость и ревностность в служении везде отличали его.

Жизнь святителя Иннокентия шла прежним порядком: в постоянных поездках, трудах и заботах. Но все чаще приходили тревожные известия. Шла Крымская война и свт. Иннокентий пристально следил за военными действиями. На стенах его келии появилась присланная в подарок карта Крыма. События на Черном море влияли на ситуацию в море Охотском. Но военные действия не пугали Святителя: в 1855 г. он замыслил опасное путешествие в Аянский порт, а от туда в устье Амура. В это время под руководством Василия Степановича Завойко сюда были эвакуированы жители и гарнизон Петропавловска и шло строительство и укрепление Николаевска-на-Амуре. По пути, в селении Нелькан, он встретил свою дочь Екатерину, которая очень удивилась решительности отца: – Куда вы едете? Ведь в Аяне англичане. – Я им не нужен, – отвечал Владыка, – а возьмут в плен – себе убыток сделают: ведь меня кормить надо. Святитель Иннокентий продолжил свой путь и, наконец, прибыл в Аян 9 июля 1855 года, в тот день, когда англичане только что оставили его. Здесь никого не было: закопав несколько имевшихся пушек, жители покинули его еще до появления противника. Они перебрались в лес, за тринадцать верст от Аяна. Англичане сорвали замки со всех амбаров порта. Открытой стояла и церковь Казанской Божией Матери. На полу были разбросаны прокламации, призывавшие аянских жителей вернуться в свои дома. Святитель Иннокентий, видя такую печальную картину, не падал духом: ежедневно полно и благоговейно он совершал в церкви богослужение, посещал жителей Аяна, скрывавшихся в лесу, и за неимением священника исполнял все требы и даже крестил новорожденных. Но все-таки архиепископу Иннокентию пришлось столкнуться с неприятелем и довольно близко. 21 июля Владыка совершал в аянской церкви молебен с коленопреклонением о даровании победы. В это время неожиданно прибыл в Аян английский фрегат, а следом еще один. Сойдя на берег, англичане узнали, что здесь находится русский архиерей. англичане толпой с шумом и криком отправились в церковь… Посреди пустого храма стоял на коленях архиепископ Иннокентий и, нисколько не смутившись и как бы никого не замечая, громко произносил слова молитвы. Невозмутимое спокойствие Владыки и благоговейное выражение его лица поразили англичан, заставили их смолкнуть и терпеливо выждать конца службы. После молебна офицеры подошли к Владыке и очень вежливо стали расспрашивать, как он мог попасть сюда, каким путем ехал? Потом сообщили, что по долгу службы и обстоятельствам военного времени они должны будут взять его в плен. На это Святитель, улыбаясь, ответил, что человек он невоенный, следовательно, пользы от него никакой не будет, а, напротив, они причинят себе одни убытки. Затем пригласил английских моряков к себе в дом и, угощая чаем, долго беседовал с ними через переводчика. Из разговора Святитель Иннокентий узнал, что вместе со вторым фрегатом пришел и пароход “Баракута” и привел на буксире бриг с пленными, среди которых находился священник-миссионер Махов. Владыка стал убеждать офицеров освободить батюшку. На другой день после вечерни они снова были у Камчатского архиепископа. Офицеры сообщили, что их генерал освободил от плена как его, так и священника Махова. Перед отъездом в Якутск святитель Иннокентий пробыл три дня в лесу у аянских жителей. В самом городе оставались три неприятельских судна, но порт оставался цел: закопанных пушек не нашли, не сожгли и строящуюся шхуну. Беспокоился Архиепископ о Ситхе, куда направилась французская эскадра.
Через два года после первого исторического сплава, в январе 1856 года, высокопреосвященный Иннокентий получил указ Святейшего Синода совершить путешествие к устью Амура. Вскоре он отправился из Якутска в Иркутск. В Николаевске, у о. Гавриила Святитель прожил весь август. Здесь 1 августа у него родился внук Иоанн. 24 состоялся молебен по поводу закладки новой Никольской церкви. Путь с Амура, был трудный и полный опасностей. Первая попытка уйти из Николаевска на маленьком боте кончилась неудачей: судно чуть было не залило волной, и путешественники должны были возвратиться. Наконец, в начале сентября на пароходе “Америка” святитель Иннокентий выехал в Аян. Отсюда следовало поскорее отправиться в Якутск, где Архиерея ожидало немало дел, но помешала рано наступившая зима. Дождавшись зимнего пути, 12 ноября Владыка выехал из Аяна. Дули сильные ветры, да такие, что в одном месте повозка опрокинулась и он сильно ушибся о камень. На реке Мае по неосторожности проводника повозка, в которой ехал Святитель, попала в полынью, и он пробыл в ледяной воде несколько минут, пока подоспели люди. На счастье полынья была неглубокой. Но все неприятности и опасности пути Высокопреосвященный воспринимал с давно укоренившемся в его характере благодушием: “Слава и благодарение Господу, дивно хранящему меня во всех путях моих! – писал он, – платье давно уже высохло и носится, бок поболел около двух месяцев и перестал, а из полыньи давно уже меня вытащили.” В Якутске, куда Владыка прибыл 1 декабря 1856 года, его ждал указ Святейшего Синода: Высокопреосвященный Иннокентий, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский был награжден орденом святого Александра Невского.


Его епархия была самой большой в мире и включала в себя Камчатку, Аляску, Алеутские, Командорские и Курильские острова, побережье Охотского моря, часть Якутии и Приамурье. Чтобы добраться до всех поселков, стойбищ, островов, которые он окормлял, святитель преодолевал огромные расстояния. По землям, где никогда не было дорог. По вечной мерзлоте. По рекам, морям и океанам. Он пережил настоящие шторма и кораблекрушения.

А мы будем продолжать изучать миссионерский путь Святителя Иннокентия.