I. Мотивирование к учебной деятельности. | Эмоциональный, психологический и мотивационный настрой. | Проверка готовности к уроку – Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? – Ребята,а какое сейчас время года? (Осень) – Назовите признаки осени. (Реже светит солнце. Дни стали короче. Всё чаще льёт дождь. С деревьев облетают листочки. В лесу и поле стало намного тише. Птицы собираются в стаи.) -Ребята, посмотрите на слайд 1,2 Под ногами в листопад Листья жёлтые лежат. Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок - Папа, мама и ребенок. В. Голяховский. -Что мы представляем , когда слышим это стихотворение? - Какие слова выдумал автор стихотворения? -Какой звук мы выделим? Правильно, это звук [ш]. - Что мы знаем о звуке [ш]? (Согласный, твердый, непарный, глухой парный. Пара по звонкости [ж]). - Какой буквой обозначается звук [ш] на письме? (Буквой Ш) | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | самоопределение (Л); смыслообразование(Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебно-познавательная мотивация (Л); - планирование учебного сотрудничества (К) |
II.Каллиграфи ческая минутка. | Отработка каллиграфии. | Чистописание. Я тетрадь свою открою Уголочком положу. Я, друзья, от вас не скрою, Ручку правильно держу! - Откройте рабочие тетради, запишите число. Сегодня 21 сентября. На следующей строке запишите Классная работа. - Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать букву Ш прописную и букву ш строчную. Слайд 3 Вопрос-вывод. С какой буквой мы работали? | Вырабатывают каллиграфический почерк | - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); |
III. Актуализация знаний | Словарно-орфографичес-кая работа. Яблоня, яблоко (с. 37) | Слайд 4 Записаны слоги: ня ло яб ко ло яб -Посмотрите на слайд. Что это? -А для чего нужны слоги? Какие слова у нас получились? Слайд 5 Яблоня Яблоко -Дайте определение словам «яблоко», «яблоня». ЯБЛОНЯ Фруктовое дерево с бело-розовыми пахучими цветами весной, а осенью с очень вкусными и полезными плодами ЯБЛОКО. Плод яблони. Антоновские, анисовые, коричные яблоки. Летние сорта яблок. Сушеные, моченые, печеные яблоки. Компот из яблок. * «Яблоку негде упасть» (разг.) - о большой тесноте.«Яблоко от яблони недалеко падает» ( о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца, матери). -Запишите эти слова. Поставьте ударение. Выделите «опасные» места зеленым цветом. -Какая орфограмма в слове? - Подберите однокоренные слова. Яблочный, яблочко. | Усваивают написание непроверяемых слов, объясняют значение слов. Воспроизводят полученную информацию. | Познавательные: -Знать, что компоненты речи представляют собой целостную систему. |
IV. Постановка учебной задачи | Составление предложения, формулировка темы урока | -Составьте нераспространенное предложение со словом яблоко. Яблоко созрело. -Запишите, подчеркните главные члены предложения. Что будет являться подлежащим, а что сказуемым? -От какого слова задавали вопрос? -Какой вопрос задавали? Итак, ребята, что мы можем составить из слов? Предложение. Дайте определение предложению. А что мы составляем из предложений? А вот наш друг Незнайка составил такое предложение: Слайд 6 сильный на идёт дождь улице - Получилось ли предложение у Незнайки? - Что вам не понравилось? (Предложение начинается с большой буквы, заканчивается точкой, восклицательным знаком или вопросительным знаком. Предложение должно иметь законченную мысль. Слова должны быть связаны по смыслу. Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? О чем мы будем говорить? О связи слов в предложении. -Значит, какая тема нашего урока? Слайд 7 Тема: Связь слов в предложении. Давайте подумаем, какие цели мы поставим на уроке? И сформулируем их с помощью опорных слов. Слайд 8 Узнать, как устанавливать связь (слов) в (предложении). Учиться ставить ( вопрос ) от главного слова к зависимому. Оценивать свою (работу) на уроке. -Какую цель поставите вы сами? Тема нашего урока: « Как установить связь слов в предложении?» | Принимают учебную задачу, сформулирован-ную вместе с учителем (Предложение - законченная мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.) | учебно-познавательный интерес (Л); - смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); - подведение под понятие (П); - использование знаково-символических средств (П); - определение основной и второстепенной информации (П); |
V. Усвоение новых знаний и способов действий. | Связь слов в предложении | Давайте вернемся и поможем Незнайке составить предложение и запишем его. Слайд 9 ( у доски один ученик записывает предложение и разбирает его) Выделим грамматическую основу. На улице идёт сильный дождь. Ученик: В предложении говорится о дожде. Это подлежащее. Подчеркиваем одной чертой. Дождь (что делает?) Идёт. Это сказуемое. Подчеркиваем двумя чертами. – Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.) – А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами? – Как вы думаете, какое слово поясняет подлежащее дождь? (СИЛЬНЫЙ) – Поставьте вопрос. (Дождь какой? сильный) – В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос, от того слова и ведем стрелку. – Какое слово поясняет сказуемое идёт? (на улице) – Почему вы так думаете? (Задали вопрос. Идёт (где? на чём?) на улице) Схема на доске: Слайд 10 – Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении. Слайд11 Находим в предложении подлежащее и сказуемое. Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь. Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь. -Докажите, что это предложение распространенное. -Вопрос-вывод. Как установить связь слов в предложении? | Высказывают свое мнение. Умеют задавать вопросы к членам предложения. | - постановка познавательной цели (П); - познавательная инициатива (Р); - построение логической цепи рассуждений (П); - использование знаково-символических средств (П); - построение речевых высказываний (П); - выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); - определение основной и второстепенной информации (П); |
Физминутка | Правильное выполнение движений | Вот мотор включился, Пропеллер закрутился, Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р. . (Вращательные движения руками перед собой.) К облакам поднялись, И шасси убрались. (Поочередное поднимание колен.) Вот лес – мы тут приготовим парашют. (Покачивание руками, разведенными в стороны.) Толчок, прыжок, Летим, дружок. Парашюты все раскрылись, Дети мягко приземлились. (Приседание, руки в стороны.) Покрутили, покрутили (покрутить сцепленными пальцами), Потянули, потянули – И открыли! (Расцепить пальцы, развести руки в стороны.) | Выполняют элементарные физические упражнения (в соответствии с текстом стихотворения). Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют в физкультминутке. | |
VI. Закрепление знаний и способов действий. | Распростра-ненное предложение. Работа в парах | Работа по учебнику. с. 37 (правило) - Откройте учебники на странице 37. -Прочитайте, чему мы с вами сегодня научимся? Упр. 43 -Прочитайте два предложения и найдите распространённое предложение, прочитайте… Спелое яблоко упало с яблони. - Назовите основу предложения? (Яблоко упало.) - Что называют основой предложения? (подлежащее и сказуемое) -Какое слово поясняет подлежащее? Как определить? (задать вопрос) Яблоко (какое?) спелое. - Какое слово поясняет сказуемое? (вопрос) Упало (откуда?) с яблони. -Как установить связь между словами в предложении? I.Работа в парах. Слайд12,13. Игра «Составь и докажи» Берлоги, бурый, медведь, из, вылез. Задание: -Составьте предложение. Докажите, что вы составили предложение. 1вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны с подлежащим. 2вариант. Находит грамматическую основу и слова, которые связаны со сказуемым. Проверка с доской. Самооценка. II.Работа в парах с взаимопроверкой. Один ученик записывает предложение у доски, остальные в тетрадях. В небе светит яркое солнце. Установите связь слов в предложении по алгоритму. Взаимопроверка. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания. – Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно. 1 уровень. (Задание на карточках раздает учитель) Подчеркнуть подлежащее и сказуемое, установить связь между словами по алгоритму: На поляне появились первые подснежники. Остальные дети выполняют задание, записанное на доске: Слайд14 2-3уровень. Вставить в предложения пропущенные слова и установить связь между словами по алгоритму. 1ряд: (Как?) … налетел (какой?) …ветер. (Быстро, осенний) 2ряд: (Где ?)…закружились (какие?) листья. ( В саду, сухие) 3 ряд: (Когда?) … наступят (какие ?) дни. (Скоро, холодные) Проверка:слайд15; 1 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 2-3 уровень(Самопроверка) – дети зачитывают свои предложения. – А теперь оцените, как вы справились с заданием. – Что у вас вызвало затруднения? Можно ли сказать , что у нас получился текст? Докажите. | Устанавливают с помощью вопросов связь слов в предложении. Умеют работать в паре. Осуществляют само- проверку . Осуществляют взаимопроверку. Выполняют разноуровневые задачи. Текст- высказывание, состоящее из двух и более пред.Объединены общей темой и связаны по смыслу.Текст можно озаглавить. | -планирование учебного сотрудничества (К); - разрешение конфликтов (К); - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); - понимание относительности мнений и подходов для решения проблем (К); - адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности (К) - самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале (Р); - использование знаково-символических средств (П); - волевая саморегуляция (Р); - познавательная инициатива (Р); - использование общих приемов решения задач (П); - осуществление самоконтроля по результату и по способу действия (Р); - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив (Р); |
VII. Рефлексия учебной деятельности | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | – Какая цель стояла перед нами? – Удалось ли ее решить? Закончите предложение: Слайд 13 Сегодня на уроке я -узнал… -открыл для себя… -научился… -смог… -могу похвалить себя и своих одноклассников за… – Поднимите руку, кому все было понятно и интересно? – Кто испытывал затруднения? - Почему? -Удалось ли вам достигнуть цели, которую вы сами поставили? | Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения; определяют свое эмоциональное состояние | - самостоятельная адекватная оценка правильности результатов действия, переоценка результатов работы (Р); |