Просмотр содержимого документа
«"Своеобразие развития речевого аппарата у детей старшего возраста"»
Своеобразие в осуществлении этой задачи по отношению к детям с общим недоразвитием речи обусловлено тем, что в процессе овладения произношением у них возникают специфические затруднения, связанные как с усвоением звуков, так и с усвоением ритмически организованной звуко-слоговой структуры речи. Формирование произношения обязательно предполагает восприятие звуковых элементов речи и их воспроизведение. В то же время точное слуховое восприятие звуков и слов невозможно без опоры на артикулирование.
Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. У старшего дошкольника недостатки речи физиологически не оправданы. Наблюдения показывают, что у большинства старших дошкольников и школьников первых классов, обладающих недочетами речи, нет не каких серьезных нарушений, у этих детей выработалась привычка нечистой речи, связанная и с неправильным воспитанием.
Как показывает практика большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на успеваемость, среди неуспевающих школьников младших классов отличается большой процент косноязычных.
Развитие правильного произношения одна из основных задач дошкольного учреждения. В это время внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.
Вопросами развития правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте занимались многие отечественные ученые, среди них можно отметить А.Н. Гвоздева, И.Е. Тихееву, А.В. Миртова, А.М. Бородич, М.Ф. Фомичева и т.д.
Цель работы − выявить условия для успешного развития правильного звукопроизношения у детей шестого года жизни (старшего дошкольного возраста).
Для достижения цели были определены следующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
изучить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.
рассмотреть деятельность педагога по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста.
рассмотреть этапы обучения детей правильному звукопроизношению.
провести экспериментальную работу по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста.
представить результаты исследования по обучению правильному звукопроизношению детей старшего дошкольного возраста.
Объект − звукопроизношение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс развития правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза − развитие правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте идет эффективно в случае применения в работе с детьми методик, с использованием пальчиковой гимнастики, специально разработанных для нормально-развивающихся дошкольников.
Методы исследования: теоретические – анализ педагогической, психологической и методической литературы; изучение нормативных, методических и учебно-программных документов; эмпирические – беседа, наблюдение, анализ документов, педагогический эксперимент.