Тема урока: «Своеобразие характеров и их недостатков у детей с ограниченными возможностями».
Начальные проявления психических заболеваний у детей;
Группировка характера и его недостатков;
Недостатки характера, обусловленные нарушениями в эмоциональной сфере и активно-волевыми моментами.
1. Начальные проявления психических заболеваний у детей.
• Снижение аппетита.
• у детей грудного возраста — выраженное снижение аппетита с периодическим отказом от еды и рвотой.
• У детей раннего и дошкольного возраста — снижение аппетита при резких изменениях режима питания, перекармливании, принудительном кормлении.
• У подростков — постепенно возникающее, приобретающее затяжной характер стремление ограничивать себя в приеме пищи, особенно более калорийной, в связи с болезненным убеждением в избыточной полноте при сохранном вначале аппетите. Сопровождается изменением поведения и режима, направленным на достижение снижения веса, в виде изнурительных физических упражнений, сокращения продолжительности ночного сна, создания особого рациона питания. Наблюдается преимущественно у девочек в период полового созревания, как правило, сопровождается рядом вторичных соматических нарушений (потеря веса, нарушение менструального цикла, исчезновение подкожно-жирового слоя, сухость кожи, гипертрихоз, артериальная гипотония и др.).
• Возбуждение.
Гиперактивность (повышенная активность).
• Периодически возникающие состояния двигательного возбуждения с однообразными вычурными движениями, например, потряхиванием кистями рук, подпрыгиванием, однообразным бегом или выкриками
• Враждебность.
1. Стойкое убеждение в плохом, недоброжелательном отношении к ребенку окружающих или определенных лиц, не подтверждаемое объективными сведениями. Характеризуется появлением жалоб ребенка на плохое отношение к нему родителей, учеников, учителей. Ребенку кажется, что над ним смеются, его презирают. Он может отказаться от пищи из-за боязни отравления.
2. Недоброжелательное отношение или даже ненависть к близким людям (при отсутствии с их стороны отрицательного отношения к ребенку). В поведении и высказываниях ребенка начинает отмечаться враждебное отношение к близким людям, а иногда и страх перед ними, становится более грубым, иногда жестоким по отношению к родителям.
Дисморфофобия
Болезненное отношение к реальному, но незначительному физическому недостатку.
Постепенно развивающееся повышенное внимание к тому или иному реальному (низкий рост, узкие плечи, некрасивая форма носа, неправильный рост зубов, искривленные голени, избыточное оволосение у девочек и т.п.) или даже кажущемуся физическому недостатку (например, нос кажется недостаточно прямым, разрез глаз — недостаточно широким и т.д.).
• Игры.
Склонность к однообразным играм с предметами, не имеющими игрового назначения.
Игры характеризуются отсутствием живой творческой фантазии здорового ребенка, однообразием. Характер игры не меняется в течение длительного времени. Ребенок производит лишь однообразные манипуляции с не имеющими игрового назначения предметами — веревками, пуговицами, бутылками, обувью и т.п. Игры с обычными игрушками также сводятся к примитивным действиям, катанию одних и тех же вагончиков, раскладыванию од¬них и тех же кубиков и т.п.
• Интересы и поведение
(не свойственная возрасту детскость поведения и интересов).
Черты психики, свойственные младшему возрасту, у детей школьного возраста — чрезмерная наивность, доверчивость, ярко выраженные игровые интересы, отсутствие интереса к учебе, невыраженность чувства долга и ответственности.
Ипохондрия (чрезмерное внимание к состоянию собственного здоровья со склонностью предъявлять разнообразные жалобы при отсутствии признаков соматического заболевания).
• Навязчивые движения, действия.
Однообразные непроизвольные движения в отдельных группах мышц (мигание, нахмуривание лба, повороты головы, облизывание губ, подергивания плечами и т.п.), которые первоначально возникают как защитные реакции в связи со стремлением освободиться от того или иного неприятного ощущения (например, повороты головы в связи с узким воротником, покашливания при ОРЗ и т.д.), но в дальнейшем про¬должают повторяться при отсутствии местного раздражения и потому утрачивают свой целесообразный характер.
Стремление производить те или иные повторяющиеся движе¬ния и действия, прикосновение к какому-либо предмету, постукивания, потирание руками, подергивание и т.п., стремление повторять определенные слова, нередко связанные с навязчивыми страхами и опасениями.
• Нарушения настроения.
Кратковременные нарушения настроения, проявляющиеся раздражительностью, плаксивостью, капризностью. Злобность с оттенком тоски, часто по утрам «встает с левой ноги». Стойкое понижение настроения, потеря «смысла жизни», тоска.
• Общая нервность
Раздражительность, повышенная общая возбудимость, непереносимость резких звуков, яркого света. Склонность к колебаниям настроения или пониженному настроению, плаксивость. Иногда тревожность, мнительность, жалобы на разнообразные нестойкие неприятные ощущения (давление, жжение, покалывание, похолодание и т.п.) в разных частях тела.
Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то общим двигательным беспокойством и суетливостью.
• Пароксизмальные расстройства.
Повторяющиеся в однообразной форме приступы мышечных судорог, сопровождающиеся потерей сознания, падением, нередко упусканием мочи.
Приступы в виде кратковременных (1-5 секунд) застывании, «задумываний», остановок взора, которые могут сопровождаться закатыванием глазных яблок и ритмическим миганием, расслаб¬лением тех или иных мышц (отвисает челюсть, опускается рука и т.п.), побледнением лица, слюнотечением, без падения и судорог.
Приступы внезапных симметричных вздрагиваний всего тела, мышц плечевого пояса, рук, изредка ног (в виде приседания), сопровождающиеся кратковременным выключением сознания без падения и без судорог, возникающие преимущественно у детей в возрасте от 9 до 15 лет. Приступы в форме частых кивательных движений головой, сгибаний туловища в пояснице. Падение сто¬ящего ребенка вперед на первых месяцах или 1-2-м годах жизни.
Повторные приступообразные жевательные и глотательные движения у детей дошкольного возраста; приступообразное по¬вторное совершение привычных действий (ходьба, бег, одевание и раздевание, умывание и т.п., вращение вокруг своей оси), которое протекает при наличии измененного или выключенного сознания.
Повторные снохождения и сноговорения, возникающие в одни и те же часы сна и сопровождающиеся автоматизированными привычными действиями. Например, ребенок встает с постели, одевается, бродит по комнате, затем снова ложится в постель, при про-буждении не помнит о поведении во время сна.
Приступы ночных и дневных страхов, которые возникают на фоне измененного сознания, сопровождаются обманами чувств и, часто, автоматизированными действиями, при отсутствии у ребен¬ка воспоминаний о них по окончании приступа.
• Патологические привычки
Упорное стремление кусать ногти, сосать палец, выдергивать волосы на волосистой части головы или бровях, раздражать половые органы, раскачиваться перед сном, с получением при этом определенного удовольствия или ослаблением внутреннего напряжения.
Нарушения речи.
Выраженное общее недоразвитие речи. Отсутствие лепетной речи на 1-м году жизни, появление искаженных малопонятных для окружающих слов в возрасте около 3-х лет.
С 4-5-ти лет — возникновение упрощенной фразовой речи. В дошкольном, отчасти младшем школьном возрасте речь отличает¬ся бедностью словарного запаса, перестановкой слогов и звуков в словах, разнообразными на¬рушениями звукопроизношения. В ряде случаев нарушено понима¬ние речи окружающих. Неправильное употребление предлогов, нарушения слуховой памяти.
В младшем школьном возрасте, кроме того, наблюдаются выраженные затруднения в формировании школьных навыков, особенно чтения и письма. Как правило, расстройства речи сочетаются с той или иной степенью задержки умственного развития ребенка.
• Заикание.
Возникающие в процессе речи затруднения при произношении начальных звуков, повторение слогов, сопровождающиеся вегетативными расстройствами.
Снохождение и сноговорение.
Нарушения ночного сна, во время которого ребенок совершает те или иные автоматизированные действия (садится в постели, встает, ходит, производит привычные движения руками, например, снимает одежду, как бы умывается и т.п.) или же произносит отдельные слова и фразы. Автоматизированные действия во сне могут быть связаны с содержанием сновидение. Воспоминания об этих действиях после пробуждения как правило не сохраняются.
• Умственное развитие. Нарушения.
На 2-3-ем году жизни запоздалые навыки стояния, ходьбы (устойчивая ходьба после 3-х лет). Запоздалое появление первых слов, длительное отсутствие фразовой речи; отсутствие устойчивых навыков опрятности и самообслуживания, слабая любознательность и малый интерес к окружающим предметам, однообразный характер игры, недостаточная живость в игре.
• Умственное развитие. Нарушения.
В дошкольном возрасте слабое развитие навыков самообслуживания, позднее появление фразовой речи (4-5 лет), отличающейся бедностью словарного запаса, отсутствием развернутых фраз, невозможностью связного описания сюжетных картинок; недостаточный запас бытовых сведений, отсутствие понятий цвета, числа, недостаточное понимание различий предметов по величине, примитивная подражательная игра, недостаточный контакт со сверстниками в связи с неполным пониманием их интересов, смысла и правил их игр, слабое развитие и недифференцированность высших эмоций (сочувствие, жалость, дифференцированные привязанности).
• Фантазирование чрезмерное.
Отмечается выраженное стремление к фантазиям различного характера и содержания.
2.Группировка характера и его недостатков.
1. Неустойчивость, противоречивость.
2. Повышенная возбудимость аффектов.
3. Сильная острота симпатий и антипатий к людям.
4. Импульсивность поступков.
5 Исступленный гнев.
6. Пугливость и болезненные страхи (фобии).
7. Пессимизм и чрезмерная веселость.
8. Равнодушие, безучастность.
9. Нечистоплотность. Педантизм.
10. Страстное чтение.
1. Очень частым дефектом характера является его порывистость, неровность, неустойчивость, противоречивость, Известная поговорка «от радости скачет до смерти плачет») здесь очень подходит. Ребенку недостает уравновешенности, постоянства. (...)
2. Следующим недостатком является раздражительность, быстрая и легкая возбудимость аффектов. Все приятные и неприятные переживания, эмоциональные реакции проявляются необузданно и безудержно. Смех и плач также безудержны. (...)
3. Сильная возбудимость аффектов, приятных и неприятных ощущений проявляется также и в остроте симпатий и антипатий к людям, и в их порой слишком явном выражении. Существуют психопатические дети, которых нельзя заставить подать руку взрослым или сверстникам, которые им не нравятся, антипатичны.
4. Другой стороной аффективной возбудимости является импульсивность поступков, побуждений у детей, исключительных до характеру. (...)
5. В тяжелых случаях ненормального характера раздражительность при известных обстоятельствах еще более усиливается и переходит тогда в так называемое гневное бешенство, т.е. в припадки иступленного гнева. Появляется припадок яростного разрушения, и человек набрасывается с ножом даже на близких, любимых людей и т.д. [...]
6. Пугливость, боязливость, страхи (фобии) у исключительных по характеру детей и подростков выражены в разной степени и в разнообразных формах. Встречаются дети, которые сильно вздрагивают, вскрикивают, меняются в лице и вообще пугаются при малейшем шуме, стуке. Некоторые из них боятся домашних безобидных животных (кошек, кур и т.п.), другие боятся ездить по железной дороге, проходить около текущей воды, боятся трогать самые обыкновенные вещи. (...)
7. Можно сказать, что ребенок, не умеющий смеяться, радостно и громко шалить, у которого усталое безразличие и ворчливая раздражительность составляют основной фон жизни, не есть нормальный ребенок. Пессимизм, особенно присущий юношескому возрасту, - аномальное свойство характера, так же как и его противоположность - постоянная, чрезмерная веселость. (...)
8. Раздражительности и импульсивности противопоставляются безучастность и равнодушие, причем иногда наряду с раздражительностью в одном и том же психопате. (...)
9. У многих детей с трудным характером мы встречаем нечистоплотность, иногда резко выраженную. Они пачкают себе тело грязью, копаются в грязи, поедают всевозможные отвратительные отбросы. Следует упомянуть здесь также обгрызание ногтей. В противоположность этому, мы встречаем иногда необыкновенную чистоплотность, проявляющейся большей частью в преувеличенном мытье рук и в поразительной боязни прикоснуться к предметам.
10. По нашим наблюдениям, у детей с исключительным характером имеются две формы ненормального, неудержимого чтения, которое целиком поглощает ребенка, когда он живет только им, совершенно игнорируя окружающую жизнь: периодическая, запойная и постоянная форма. (...)
3.Недостатки характера, обусловленные преимущественно активно-волевыми моментами.
1. Болезненно выраженная активность.
2. Интенсивная болтливость.
3. Постоянная жажда наслаждений.
4. Отсутствие определенной цели.
5. Безудержность.
6. Рассеянность.
7. Бесцельная ложь.
8. Бесцельное воровство.
9. Мучительство животных.
10. Злорадство и издевательство над окружающими людьми.
11. Негативизм.
12. Деспотизм.
13. Чрезмерная нерадивость.
14. Замкнутость.
15. Бродяжничество.
1. Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т.е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психофизическое свойство мы признаем нормальным, желательным, крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребенок вялый, малоподвижный, апатичный, С другой стороны, чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, также привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем, что ребенок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни одной минуты, ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеется, забавляется, вечно о чем-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолетное явление не ускользает от его ума и глаза: он все слышит, все видит, но весьма поверхностно. Ни одна игра не может его привлечь. (...)
2. Болезненная активность порождает чрезмерную болтливость детей. Болтливость нередко настолько интенсивно выражена, что ребенок в процессе обильной речи забывает решительно обо всем другом, получая от нее своеобразное удовольствие. Особенно часто приходится наблюдать такую болтливость у истеричных детей. (...)
3. Одним из проявлений патологической слабости воли является сильная жажда" наслаждения, примерами чего могут служить вредные в социальном отношении страсть к азартной игре и страсть к коллекционированию. Болезненное влечение к игре является антисоциальным психопатическим свойством и наблюдается главным образом у мужчин. Физиологически оно служит сильным источником возбуждения нервной системы, которое у людей со слабой волей встречает особо благоприятную почву. (...)
Совершенно нормальное, порой очень ценное для общества влечение к коллекционированию у неуравновешенных и слабохарактерных невропсихопатов легко может перейти в страсть, доходящую до преступления (незаконного присвоения предметов своей страсти, кражи денег и т. п.).
4. Особым оттенком неровности характера является отсутствие определенной цели. Однако даже при ее наличии она преследуется весьма и весьма недолго. Сегодня его увлекает одна, другая и третья работа, мысль, завтра четвертая, пятая. (...)
5. Если исключительным по характеру ребенком или подростком овладевает какая-либо мысль, то он теряет всякую меру (безудержность). Эта мысль во что бы то ни стало должна быть выполнена. Всякое указание на невозможность такого выполнения только увеличивает его безудержность. Чрезмерна его ненависть, безудержна его готовность к бою. (...)
6. Особый цикл дефектов характера составляет рассеянность, невнимательность, неспособность сосредоточиться, углубиться, неумение прислушиваться, присматриваться. (...)
7. Весьма распространенный недостатком характера является бесцельная ложь; воспитателей и товарищей поражает ее необычайное упорство и частота. (...)
8. Одним из антисоциальных дефектов является бесцельное воровство, зачаточная форма того дефекта, который известен йод именем клептомания. Здесь, так же как и в предыдущем Случае, часто поражает бесцельность поступка. (...)
9. Очень знаменательным дефектом характера является мучительство животных. Если, не смотря на все увещания и запрещения, маленький ребенок упорно продолжает с явным удовольствием и наслаждением прокалывать иголкой мух, а большой ребёнок - мучить птиц, кошек и собак, - эти поступки служат явным доказательством ненормальности их эмоций (чувств).
10. Болезненное стремление к мучительству далее распространяется на окружающих лиц: сначала на сверстников, затем на бабушку, как более беззащитную, потом на мать, отца и, наконец, на посторонних взрослых (злорадство и издевательство над окружающими людьми). Эти злонравные дети имеют обыкновение изводить словами или действиями, причем проделывают они это длительно, систематически и весьма виртуозно и потому очень чувствительно для окружающих. (...)
11. Упрямство в форме т.н. оппозиции есть также недостаток характера, который мы видим у всех детей. Но в сильной степени он уже относится к дефектам характера, которые свойственны невропсихопатичным детям, и в этом случае он называется негативизмом, могущим очень часто проявляться в действиях, желаниях и мыслях таких детей.
12. (...) Ко всем окружающим он проявляет симпатии только по мере подчинения их его воле, он - неуступчивый эгоист по отношению к ним (...).
13. Чрезмерная нерадивость и расточительство ребенка, например в отношении принадлежащих ему вещей, может также являться дефектом характера.
14. Замкнутость характеризуется отсутствием импульса общительности, свойственного всем средним людям. Замкнутые в себе дети неохотно общаются с другими, предпочитая играть сами с собой или оставаться вдалеке от товарищей, погруженные в свои мечты и фантазии. Замкнутость создает робость, застенчивость, молчаливость и сдержанность. (...)
15. Одним из наиболее серьезных по своим последствиям признаков исключительности характера является страсть к бродяжничеству. (...)
Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, т.к. они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Они живут милостыней, мелкими услугами и воровством; иногда совершают более далекие экскурсии по железной дороге, пароходом или проходя значительные расстояния пешком. Следует различать психопатическое бродяжничество от влечения кочевничествовать, которое руководит странствованиями эпилептиков и истериков помимо их сознания. Страсть к бродяжничеству опасна потому, что не позволяет невропсихопату нигде остановиться, ни на службе, ни в семье. Он переходит с места на место.[...]
Некоторые физические признаки исключительности. Дефективность характера связана с физическими признаками. Дети, исключительные в отношении характера, отличаются от строго нормальных детей целым рядом соматических (телесных) признаков: общей слабостью и малокровием, эндокринными нарушениями, неправильным строением головы, липа, ушей, зубов, всего корпуса, недостаточным или чрезмерным развитием мимики и жестикуляции, очень низким или слишком тонким, высоким голосом (фальцет), различными снижениями зрения и слуха, мигренями. Сюда же относятся плохой аппетит, расстройство сна, некоторые дефекты речи (дислалия и заикание), недержание мочи (энурез).
1. Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т.е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психофизическое свойство мы признаем нормальным, желательным, крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребенок вялый, малоподвижный, апатичный, С другой стороны, чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, также привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем, что ребенок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни одной минуты, ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеется, забавляется, вечно о чем-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолетное явление не ускользает от его ума и глаза: он все слышит, все видит, но весьма поверхностно. Ни одна игра не может его привлечь. (...)
2. Болезненная активность порождает чрезмерную болтливость детей. Болтливость нередко настолько интенсивно выражена, что ребенок в процессе обильной речи забывает решительно обо всем другом, получая от нее своеобразное удовольствие. Особенно часто приходится наблюдать такую болтливость у истеричных детей. (...)
3. Одним из проявлений патологической слабости воли является сильная жажда" наслаждения, примерами чего могут служить вредные в социальном отношении страсть к азартной игре и страсть к коллекционированию. Болезненное влечение к игре является антисоциальным психопатическим свойством и наблюдается главным образом у мужчин. Физиологически оно служит сильным источником возбуждения нервной системы, которое у людей со слабой волей встречает особо благоприятную почву. (...)
4. Особым оттенком неровности характера является отсутствие определенной цели. Однако даже при ее наличии она преследуется весьма и весьма недолго. Сегодня его увлекает одна, другая и третья работа, мысль, завтра четвертая, пятая. (...)
5. Если исключительным по характеру ребенком или подростком овладевает какая-либо мысль, то он теряет всякую меру (безудержность). Эта мысль во что бы то ни стало должна быть выполнена. Всякое указание на невозможность такого выполнения только увеличивает его безудержность. Чрезмерна его ненависть, безудержна его готовность к бою. (...)
6. Особый цикл дефектов характера составляет рассеянность, невнимательность, неспособность сосредоточиться, углубиться, неумение прислушиваться, присматриваться. (...)
7. Весьма распространенный недостатком характера является бесцельная ложь; воспитателей и товарищей поражает ее необычайное упорство и частота. (...)
8. Одним из антисоциальных дефектов является бесцельное воровство, зачаточная форма того дефекта, который известен йод именем клептомания. Здесь, так же как и в предыдущем Случае, часто поражает бесцельность поступка. (...)
9. Очень знаменательным дефектом характера является мучительство животных. Если, не смотря на все увещания и запрещения, маленький ребенок упорно продолжает с явным удовольствием и наслаждением прокалывать иголкой мух, а большой ребёнок - мучить птиц, кошек и собак, - эти поступки служат явным доказательством ненормальности их эмоций (чувств).
10. Болезненное стремление к мучительству далее распространяется на окружающих лиц: сначала на сверстников, затем на бабушку, как более беззащитную, потом на мать, отца и, наконец, на посторонних взрослых (злорадство и издевательство над окружающими людьми). Эти злонравные дети имеют обыкновение изводить словами или действиями, причем проделывают они это длительно, систематически и весьма виртуозно и потому очень чувствительно для окружающих. (...)
11. Упрямство в форме т.н. оппозиции есть также недостаток характера, который мы видим у всех детей. Но в сильной степени он уже относится к дефектам характера, которые свойственны невропсихопатичным детям, и в этом случае он называется негативизмом, могущим очень часто проявляться в действиях, желаниях и мыслях таких детей.
12. (...) Ко всем окружающим он проявляет симпатии только по мере подчинения их его воле, он - неуступчивый эгоист по отношению к ним (...).
13. Чрезмерная нерадивость и расточительство ребенка, например в отношении принадлежащих ему вещей, может также являться дефектом характера.
14. Замкнутость характеризуется отсутствием импульса общительности, свойственного всем средним людям. Замкнутые в себе дети неохотно общаются с другими, предпочитая играть сами с собой или оставаться вдалеке от товарищей, погруженные в свои мечты и фантазии. Замкнутость создает робость, застенчивость, молчаливость и сдержанность. (...)
15. Одним из наиболее серьезных по своим последствиям признаков исключительности характера является страсть к бродяжничеству. (...)
Страсть к бродяжничеству развивается иногда в раннем детстве. Часто она начинается с того, что ребенок неоднократно после уроков не возвращается домой и до ночи где-нибудь бродит. В больших городах дети скрываются в кварталах, где их часто нельзя найти неделями, т.к. они прекрасно умеют прятаться, присоединяясь к шайкам других детей. Они живут милостыней, мелкими услугами и воровством; иногда совершают более далекие экскурсии по железной дороге, пароходом или проходя значительные расстояния пешком.