В определенном смысле большинство проблем, возникающих на уроках, сводятся к
двум ? либо нас, учителей, школьники не хотят или не могут слушать, либо они
старательно слушают нас, но не понимают. Отчужденность и непонимание можно
преодолевать методом проб и ошибок, а можно ? обратиться к опыту представителей
"смежной" профессии. Если учитель, так и не научившийся находить оптимальный контакт с
классом, может спокойно доработать до пенсии, то театр, не имеющий контакта со
зрителями, существовать не может. Для актеров и режиссеров умение "завести" зрителя ?
вопрос выживания. Поэтому использование школьным учителем и преподавателем вуза
проверенных практикой театральных приемов резко повышает эффективность занятий,
способствует росту популярности педагога.
К сожалению, многие уроки оказываются на самом деле лишь ритуалом, когда
учитель делает вид, что учит, а смирные дети делают вид, что учатся. При этом отсутствует
общение ? взаимное реагирование; оно воспринимается как возмутительное нарушение
ритуала.
Настоящий преподаватель стремится осуществить в первую очередь неритуальный,
эффективный урок ? учебный процесс на основе общения. Выше уже упоминалось, что
профессиональный преподаватель должен обладать актерскими и, что еще важнее,
режиссерскими навыками. Театральная педагогика (артистическое мастерство и режиссура)
соединены с педагогикой школьной в книгах П.М.Ершова, А.П.Ершовой и В.М.Букатова [6,
7]. Ниже изложены основные положения этих книг.
Реальная цена урока определяется характером общения учителя и учеников.