Т 215
УП.01
Учебная практика 01. «Предоставление турагентских услуг»
Преподаватель: Тягунова Т.П.
Адрес электронной почты: [email protected]
Дата выдачи: 27.04.2020 г.
Срок выполнения: 07.05.2020 г.
Занятие 5
Тема:
«Перечень услуг, входящих в турпакет, в соответствии с запросами потребителя.
Расчет стоимости каждого вида услуги, входящих в турпакет»
I.Теоретическая часть
Услуги в туризме разнообразны:
-размещение;
-питание;
-перевозка;
-экскурсионные;
-досугово – развлекательные и бытовые услуги;
-спортивные и курортные программы;
-туристские походы и многое другое.
В туристской практике действуют понятия основных и дополнительных услуг. Какая же между ними разница? С точки зрения потребительских качеств и свойств каких-либо различий между ними нет. Так, экскурсии, если они включены в комплексное обслуживание и в цену тура, считаются основными услугами, но если турист по своему желанию приобретает еще какую-либо экскурсию к оплаченному туру, эта услуга становится уже дополнительной. Таким образом, разница между основными и дополнительными услугами состоит в их отношении к первоначально приобретенному туристом пакету или комплексу услуг (туру).
Основным туристским продуктом в нашей практической деятельности является комплексное обслуживание, т. е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете».
Пакет услуг (турпакет) - это произведенный туроператором туристский продукт, состоящий из определенного набора услуг: перевозки, размещения, питания, экскурсий и т. д. Пакет услуг на туре формируется в зависимости от цели путешествия и потребностей туристов по выбранному ими виду туристского отдыха.
Рынок туристских услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:
1) услуга не существует до ее представления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения. Поэтому сравнить можно только ожидаемые выгоды и полученные;
2) услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.
Эти особенности рынка услуг, а также специфика самих услуг (их неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и неразрывность производства и потребления) определяют особенности услуг.
В этой связи под туристской услугой следует понимать совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые должны быть ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечать целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта.
В состав туристских услуг входят бронирование услуг, включая перевозку и размещение, оформление документов, встречи, проводы и трансфер, питание, экскурсии и абстракции, медицинское сопровождение и страховка, услуги гидов-переводчиков и иное обеспечение.
1
В состав услуг может быть включен руководитель туристской группы, гид-переводчик, который иногда может выполнять роль экскурсовода, если не противоречит местным правилам организации экскурсий, для бизнес-туристов могут быть особо предоставлены услуги специалиста по адаптации. Перечень услуг каждого тура различен и определяется программой, причем каждый из видов этих услуг содержит в себе множество входящих элементов. Обязательным в туристском пакете является наличие минимум двух услуг – перевозки и ночевки. Однако пакет услуг может быть расширен организатором туризма по желанию туриста, либо такие туристские услуги предоставляются на выбор организаторами приема туристов. Среди них могут быть перевозка, питание, экскурсии и экскурсионное обслуживание, завершение туристского путешествия.
Услуга перевозки состоит из нескольких этапов.
Трансфер – доставка туриста от места сбора группы туристов к терминалу основного перевозчика (железнодорожному вокзалу, аэропорту, речному или морскому вокзалу) и по прибытии в место назначения – доставка туристов до отеля, курорта и т. д.
Основной этап перевозки на достаточно большое расстояние осуществляет доставку туриста от места его основного проживания к месту назначения (в иную местность, страну).
Важной по значимости (после размещения) услугой является питание. Завтрак практически всегда входит в стоимость размещения. Второе питание может быть вне стен отеля или отдано на самостоятельный выбор самим туристам.
Услуга питания всегда предшествует развлекательно-познавательным мероприятиям и является немаловажной. Питание также является элементом развлечения, всегда туристов потчуют местной кухней и гастрономическими изысками, если они соответствуют уровню цивилизации клиента.
Организаторы туризма тщательно изучают привычки питания и стараются угодить туристам. Есть специальные рекомендации по организации питания туристов различных национальностей. Оно должно быть разнообразным, в меру отличаться от привычного образа питания и являться сюрпризом.
Разновидностями туристских услуг являются также экскурсии, походы и путешествия. Экскурсия может быть предоставлена как экскурсанту (т. е. однодневному посетителю), так и туристу.
Экскурсия – это кратковременный тематический маршрут с целью посещения достопримечательностей, иных объектов туристского интереса. Экскурсия имеет свои характерные признаки: тематику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, наличие экскурсовода или гида, заранее составленный текст экскурсии.
Завершение туристского путешествия – важная туристская услуга по организации возвращения туриста (туристов) домой из тура, туристской поездки, туристского путешествия. Турлидер или сопровождающий через представителей принимающей туристской фирмы должен информировать направлявшую туристскую фирму о ходе туристской поездки, планах и сроках возвращения, плановых задержках, изменении сроков приезда туристской группы, необходимости организованной встречи.
Хранить туристский продукт невозможно, потому что в случае отказа клиента от путешествия заменить его кем-то в кратчайшие сроки практически невозможно.
В этой связи любая туристическая фирма должна постоянно следить за всеми изменениями, происходящими на рынке туристских услуг, успевая реагировать на каждое из них, так как отставание от более удачливых грозит недоверием потребителя фирме.
А это может привести не только к потере кого-то из клиентов, но и к падению общего имиджа фирмы, т. е. к утрате существенной части потенциальных и постоянных клиентов. Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать, кому они необходимы, почему, для каких целей.
Таким образом, процесс предоставления услуг – это процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов. Он дает возможность клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор.
Туризм принадлежит к сфере услуг, при этом услуги представляют собой невидимый товар особого рода. Услуга возникает в процессе ее потребления и не существует отдельно, сама по себе. Это главное отличие услуги от товара. Кроме того, товар обычно доставляется к потребителю, а в отношении туристской услуги – потребитель доставляется к месту ее генерации.
Таким образом, туризм как товар реализуется в форме услуг.
2
Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т. е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда.
В этой связи можно выделить два вида услуг.
Первый вид услуг – это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве; оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т. е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).
Второй вид услуг – это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т. п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. При этом стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для их производства.
Таким образом, туристская услуга складывается из целого комплекса услуг (как материальных, так и нематериальных), которые являются специфическим туристским продуктом.
Туристский продукт – право на тур, предназначенное для реализации туристу.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, сюда входят экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Туристский продукт включает:
1) туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т. п.);
2) туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные и др.);
3) товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, туристское снаряжение и т. п.).
В процессе предоставления туристических услуг необходимо учитывать особенности туристской отрасли.
Прежде всего приоритет должен отдаваться потребностям и желаниям конечных потребителей.
Во-вторых, необходимо учитывать такую особенность, как непервичность туристской услуги.
В настоящее время значение туризма возросло, однако туристский продукт не стал еще товаром первой необходимости.
Кроме того, на туристских услугах больше, чем на прочих платных услугах, сказывается изменение покупательской способности населения.
II.Практическая часть
Зная, какие услуги входят в турпакет, научимся расчитывать стоимость турпродукта и отдельных услуг, входящих в тур.
Для этого будем использовать информацию о ценах на туруслуги, которые оказывают поставщики данных услуг.
Задание 1:
Рассчитать на основе цен поставщиков услуг стоимость турпакета на прием в Нижний Новгород группы студентов продолжительностью 3 дня/2 ночи с проживанием в хостеле. Состав группы: студенты 20 чел. + 2 сопровождающих бесплатно.
Программа тура:
1 День.
Встреча группы на ж/д вокзале. Размещение в гостинице. Завтрак. Экскурсия «Древний Нижний Новгород» (3 часа), посещение музея в Печерском монастыре (город XI – XVII вв, посещение нижегородского кремля, Благовещенского и Печерского монастырей). Обед. Экскурсия «Нижний – город купеческий» (2 часа).
3
2 День.
Завтрак. Загородная автобусная экскурсия в Макарьевский монастырь (знакомство с историей монастыря, историей Макарьевской ярмарки – 10 часов). Обед в монастыре.
3 День.
Завтрак. Загородная автобусная экскурсия на «Таинственное озеро Светлояра» (10 часов). Озеро Светлояр – это легенды о древнем граде Китеже, заповедный край дремучих лесов, живописных рек и озёр. Обед в с.Владимирском. Проводы группы на ж/д вокал.
В стоимость включено:
- размещение в гостинице в двухместных номерах – 2 ночи.
- питание 3 завтрака, 3 обеда.
- транспортное обслуживание по программе
- трансфер
- экскурсионное обслуживание по программе
- услуги экскурсовода
- входные билеты в музеи
За дополнительную плату:
- ужин от 240 руб. на человека
Стоимость услуг
№п/п | Наименование услуг | Стоимость услуг |
1 | Трансфер вокзал-гостиница (2 часа, автобус) | 2500 руб |
2 | Завтрак на человека | 150 руб. |
3 | Обед на человека | 250 руб. |
4 | услуги экскурсовода за 3 часа | 2100 руб. |
5 | транспортное обслуживание - аренда автобуса на 1 час | 1500 руб. |
6 | размещение хостел Fabrika Hostel & Gallery Нижний Новгород в двухместных номерах с человека | 350 рб |
7 | входные билеты в музеи монастырей: | 20 рублей - с взрослого человека; 10 рублей - с детей (от 10 до 18 лет); 100 руб. - экскурсия менее 10 человек; бесплатно - по благословению наместника. |
Расчет стоимости услуг по туру Н.Новород 3 дня/ 2 ночи:
Стоимость размещения определяется как стоимость всего пакета размещения на группу и рассчитывается по формуле:
R = N х (K2мест + K1мест),
Где:
R – стоимость размещения группы
N – количество ночей
K2мест – количество двухместных номеров
K1мест – количество одноместных номеров
Стоимость транспортных расходов рассчитывается по формуле:
Т = Аn,
Где:
Т – транспортные расходы
А – стоимость аренды транспортного средства в час
n – количество часов аренды
4
Стоимость питания:
Р = Kзавтрак + Kобед + Kужин,
Где:
Р – стоимость питания группы
Kзавтрак – количество завтраков
Kобед – количество обедов
Kужин - количество ужинов
Общая стоимость экскурсионных затрат, включает в себя стоимость индивидуальных входных билетов, стоимость группового экскурсионного обслуживания, стоимость аудиогида при необходимости.
Э = Евид экс + Еэкс + Евх.билеты,
Где:
Э – стоимость экскурсионных затрат
Евид экс – оплата групповой экскурсии в соответствии с программой (обзорная, в музей, в монастырь и т.д.)
Еэкс – оплата услуг экскурсовода
Евх.билеты – входные билеты в музеи
Общая себестоимость туристского продукта рассчитывается по формуле:
С = R + Р + Т + Э,
Где:
С – себестоимость услуг туристского продукта
R – стоимость размещения группы
Р – стоимость питания группы
Т – транспортные расходы
Э – стоимость экскурсионных затрат
Общая цена турпродукта на рынке определяется по формуле:
S = (С + N + Sk + Ag) + (С + N + Sk + Ag)18% (НДС),
Где:
С – себестоимость услуг туристского продукта
N - косвенные расходы турфирмы включают в себя часть затрат на содержание офиса турфирмы, оплат труда персонала, рекламные расходы и некоторые другие расходы. Обычно составляют 5-10% от себестоимости турпродукта.
Sk – коэффициент желательной рентабельности турпродукта или желаемая прибыль туроператора, определяется в зависимости от рыночной стратегии фирмы. Обычно составляет от 3 до 20%.
Ag - в общую цену турпродукта туроператор закладывает и комиссионное вознаграждение для посредников, которые выступают посредниками между туроператором и покупателем, продвигая и реализуя туристский продукт.
НДС - налог на добавочную стоимость турпродукта - это форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. Ставка налога составляет 18%.
Калькуляция тура на группу туристов ( ______чел.) Период ____________________________
Наименование калькуляционных статей | На группу | На одного человека |
размещение | размещение |
Проживание | | |
Питание | | |
Транспортные расходы | | |
Экскурсионная программа | | |
Итого прямых затрат (себестоимость) | | |
Косвенные расходы (10%) | | |
Полная себестоимость (цена нетто) | | |
Налоги (18%) | | |
Прибыль (30%) | | |
Комиссионное вознаграждение (10%) | | |
Стоимость тура на группу (цена брутто) | | |
Вывод:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание оформить в тетрадях по учебной практике.
Фото отправить преподавателю на электронный адрес.
6