Техническое задание
на разработку программ практических мероприятий
в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации
учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций
«Билет в будущее»
Описание проекта
Проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее» решает задачу повышения осознанности подростков в выборе профессии. В рамках проекта на первом этапе участники проходят ряд онлайн-диагностик, определяющих их склонности, жизненные установки, уровень осознанности и готовности к профессиональному самоопределению. На втором этапе подростки участвуют в профессиональных пробах, где имеют возможность на практике попробовать свои силы в интересных для себя сферах: выточить деталь, написать код для программы, испечь торт, сделать чертеж и т.п. В рамках практических мероприятий высока роль наставника – именно он знакомит подростка с основной информацией о профессиональной области, под его руководством участник выполняет заданную рабочую операцию, получает оценку результата и обратную связь с рекомендациями по развитию. По итогам участия в мероприятиях на электронном ресурсе (Платформе) накапливается цифровой след подростка. На его основе система формирует рекомендацию по построению индивидуальной образовательной траектории.
В проекте принимают участие подростки разного возраста и уровня готовности, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Выделяется три возрастных категории участников: 6-7, 8-9 и 10-11 классы.
Практические мероприятия
2.1 Формат практических мероприятий.
Основной формат практических мероприятий проекта: профессиональная проба.
В ходе профессиональной пробы участники решают одну или несколько практических задач и выполняют реальные рабочие операции, относящиеся к конкретной профессиональной области. Проба подразумевает работу участников с материалами, инструментами, оборудованием, программным обеспечением, без игровой адаптации и в условиях, максимально приближенных к реальным. В ходе пробы участники взаимодействуют с наставником, являющимся носителем профессиональных компетенций, получая от него теоретические знания, практические рекомендации, обратную связь и оценку по итогам пробы.
Профессиональные пробы по своему формату разделяются на очные и online-пробы.
Очная проба подразумевает непосредственное постоянное присутствие наставника в месте проведения мероприятия.
Онлайн-проба предполагает постоянное удаленное присутствие наставника, который взаимодействует с участниками: инструктирует, демонстрирует выполнение рабочих операций, контролирует процесс выполнения и в режиме реального времени консультирует, оценивает результат, дает обратную связь и организует с участниками рефлексию по итогам пробы.
Взаимодействие происходит через средства видеосвязи или интернет-площадки для совместной работы: вебинар-площадки, сервисы видеоконференций, чат и т.п. Выбор средства связи и инструментов удаленной работы обусловлен характером практических заданий и может подбираться под конкретную программу профессиональной пробы.
Как правило, online-пробы реализуются для профессиональных направлений, связанных с IT-технологиями, дизайном и т.п. Перечень профессиональных групп, предполагаемых к проведению в том числе в онлайн-формате, отмечен в приложении №1 к Техническому заданию. Для проведения проб в онлайн-формате разработаны Методические рекомендации.
2.2. Уровни практических мероприятий
Практические мероприятия делятся на 2 уровня сложности:
Ознакомительный: мероприятие этого уровня длится 2 академических часа и включает пробы по 3 профессиональным направлениям. Максимальное количество участников мероприятия – 15 человек. Профессиональная проба ознакомительного уровня должна дать участнику возможность попробовать себя в роли носителя профессионального направления и определиться с собственным отношением к ней, дать стартовую оценку знаниям, умениям и навыкам подростка в данной сфере. В рамках мероприятия участникам предлагаются простые задания с линейным выполнением, без специальной предварительной подготовки.
Подразумевает последовательное прохождение участником трёх 30-минутных экспресс-проб по конкретному профессиональному направлению. Задания для экспресс-проб должны раскрывать сущность профессиональной деятельности, в том числе через выполнение рабочих операций, проведение опытов, создание изделий. Допускается использование тренажеров и симуляторов, а также введение игровых и моделирующих элементов со стороны участников для большей вовлеченности и активизации. Позитивным моментом экспресс-пробы может стать продукт или артефакт, который участник сможет унести с собой. Для экспресс-пробы допустимы групповые и парные задания.
Базовый: мероприятие длится не менее 2 академических часов по одному профессиональному направлению. Количество участников – 6-8 человек. Профессиональные пробы становятся для участника проверкой выбранной профессиональной траектории. Они помогают оценить степень развития знаний, умений и навыков и в целом готовность к переходу на более высокий этап профессионального становления – участие в конкурсах профессионального мастерства, обучение в профильном классе, поступление в учебное заведение профессионального образования, самозанятость и т.д. В рамках мероприятия участникам предлагаются более сложные, нелинейные задания с возможностью вариативного выполнения, творческой составляющей и т.п.
Проба данного уровня может быть реализована в онлайн-формате.
Пробы ознакомительного и базового уровня организуются на базе и силами региональных площадок. Площадка обеспечивает свои профессиональные мероприятия квалифицированными наставниками, инструментами, оборудованием и расходными материалами. В регионах присутствия Исторических парков «Россия - моя история» пробы проходят на площадке Парка, а также на региональных площадках партнеров Проекта.
Программы профессиональных проб
Для профессий, входящих в перечень профессиональных направлений проекта «Билет в будущее» (Приложение 1), разрабатывается пакет программ практических мероприятий, состоящий из:
Профессиональной экспресс-пробы (30 мин., до 15 участников);
Профессиональной пробы (90 мин., до 8 участников);
Профессиональной пробы в онлайн-формате* (90 мин., до 8 участников);
Программа должна соответствовать утвержденной структуре, указанной в п. 5 Технического задания.
Общие требования к содержанию программ:
Программа должна предусматривать вариативность заданий для участников каждой возрастной категории, или иметь задание, подходящее по содержанию для всех возрастных категорий.
Программа должна содержать указание на возможность применения для детей с ограниченными возможностями здоровья с указанием допустимых нозологических групп (Приложение 2). При разработке программ рекомендуется использовать «Методические рекомендации по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности" (Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 515 https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/268)
Программа по своему содержанию должна соответствовать реальной профессиональной деятельности, без игровой адаптации. Допускается использование профессиональных симуляторов и тренажеров.
Программа должна быть реалистичной и экономичной с точки зрения материально-технических затрат и необходимого оборудования.
Сроки реализации
Срок разработки и сдачи программ.
Площадки, планирующие проводить практические мероприятия по собственным уникальным программам, должны оформить программы профессиональных проб по структуре, указанной в п. 5 Технического задания и направить их своему региональному оператору в срок до 27 сентября 2021 года. Региональный оператор согласовывает направленные программы с Оператором проекта в срок до 4 октября 2021 года. Программы направляются менеджеру регионального направления на электронную почту.
Структура программы пробы/экспресс-пробы
Паспорт программы (является формой согласования с Оператором Проекта):
Наименование профессионального направления
Автор программы: Хмелевских С.В преподаватель высшей квалификационной категории
Кузнецова Е.А. преподаватель высшей квалификационной категории
Контакты автора: Владимир, ГБПОУ ВО «ВТК», 34 12 56, [email protected]
Уровень сложности | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
ознакомительный | очная | 90 минут | 6-9класс | |
Содержание программы (является формой согласования с Оператором Проекта)
Введение (10 мин)
Специалист в области технологии моды должен быть архитектором кроя, художником цвета, скульптором формы, музыкантом гармонии и философом стиля. Эта фраза не случайна… Дело в том, что компетенция «Технологии моды» требует от специалиста в этой области комплексности и универсальности знаний, умений, навыков нескольких профессий сразу: технолог, модельер, конструктор, портной, закройщик, швея, дизайнер. Став специалистами, владеющими компетенцией "Технологии моды», вы можете применить свое мастерство на швейных, галантерейных фабриках, компаниях, в ателье и студиях по изготовлению одежды. Можно также основать свой бренд и продвигать его. Реализовать себя как художника по костюмам в театре, киноиндустрии и модельном бизнесе. Оформление витрин модных магазинов, центров также под силу специалистам компетенции «Технологии моды». Для овладения компетенцией участник должен понимать, что создавать изделие своими руками, т.е использовать хард- компетенции – это половина дела. Не менее важно при этом развивать и использовать социальные навыки, т.е софт- компетенции: интерес, любознательность, креативность, концентрацию внимания и стремление к развитию. Творческий путь, как известно, трудный, но интересный процесс, и особенной ценностью на всех его этапах являются люди, чьи творческие дороги совпадают. Участники, прошедшие профессиональные пробы, познавшие свои силы в серьезном деле, становятся на траекторию своего профессионального успеха.
Постановка задачи (5 мин)
Каждый участник выполняет заготовку подушки-игрушки на оборудовании, предоставленном организаторами, одну единицу. Каждый участник получает комплект материалов и выкройку необходимых для работы. Необходимо доработать конструкцию на основе базовой модели · Готовую подушку декорировать, используя материалы и фурнитуру, находящиеся в коробке, применяя основные приёмы дизайна. · Участники представляют готовую работу, с собственным речевым комментарием. Общая продолжительность комментария – до 2 мин
Выполнение задания (55 мин)
До начала выполнения задания участнику дается время на подготовку своего рабочего места и ознакомления с правилами техники безопасности: · При работе с тканью; · При работе с ножницами;
· При работе с ручной иглой; · При работе с швейным оборудованием; · При работе с ВТО. Каждому участнику профессиональной пробы предоставляется индивидуальное рабочее место, оснащенное необходимыми материалами и инструментами. Также предоставляется бытовое оборудование: универсальная швейная машина, утюг, гладильная доска.
Подробная инструкция по выполнению задания
Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания
Контроль, оценка и рефлексия (20 мин)
Подготовка рабочего места, оборудование, сырье, исходные материалы для изготовления в соответствии с инструкциями и регламентами. · Посадка изделия на манекене · Качество швов и применение техники изготовление. · Функциональность и практичность изделия в сочетании с декором. · Оптимальное и обоснованное использование материалов. · Уровень технической сложности · Организация рабочего места и соблюдение техники безопасности. · Дизайн декора - масштаб и пропорции. · Внешний вид изделия и ВТО
Инфраструктурный лист
В инфраструктурном листе указывается оборудование, программное обеспечение, инструменты, расходные материалы из расчета на группу или на 1 человека. С точки зрения технического обеспечения рекомендуется выбирать задания, для выполнения которых не потребуется редкое или сверхдорогое оборудование или расходные материалы.
Наименование Игрушка-подушка | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Выкройка | бумажная | 1 шт | На 1 чел |
Ткань, | однотонная х/б | 0,30м | На 1 чел. |
иглы ручные, | металлическая с ушком | 1 шт | На 1 чел. |
ножницы, | инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в близкорасположенных параллельных плоскостях На усмотрение организаторов. | 1 шт | На 1 чел. |
синтепон, | плотность 200 | 0,30 м | На 1 чел. |
нитки, | х/б | катушка | На 1 чел. |
игольница, | | 1 шт | На 1 чел. |
наперсток, | металический | 1 шт | На 1 чел. |
пуговицы | пластмассовые d10 | 3 шт | На 1 чел. |
Для проведения профессиональной пробы в онлайн-формате отдельно указывается ПО и онлайн-площадки, с помощью которых осуществляется взаимодействие участников пробы с наставником, указываются технические параметры ПК и периферийной аппаратуры (камеры, микрофоны и т.п.), необходимые для проведения мероприятия. В приложение к инфраструктурному листу идет краткая текстовая инструкция по технической организации данной пробы в формате онлайн.
Приложение и дополнения
В данном разделе можно указать дополнительные источники на литературу, фотографии и видеоролики с примерами работ, а также приложить чертежи, схемы, иные значимые инструкции. Ссылки должны быть корректными и открытыми для любого пользователя.
Ссылка | Комментарий |
https// google.ru/search?q=игрушка+подушка+своими+руками&tbm=isch&ved=2ahUKEwj1087LtJfzAhVYsyoKHclrAxYQ2-cCegQIABAA&oq=игрушка+подушка+своими+руками&gs_lcp=CgNp | инструкция |
| |
Приложение №1 –
Приложение №2
Глоссарий
ТЕРМИНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Пошив швейных изделий - Изготовление швейных изделий с применением ниточного соединения
Ниточное соединение деталей швейного изделия - Соединение деталей и их частей машинными или ручными стежками.
Ниточное соединение деталей машинной строчкой:
• Стачивание деталей швейного изделия - Ниточное соединение двух и более деталей по совмещенным краям
• Притачивание деталей швейного изделия - Ниточное соединение мелких деталей с крупными
• Обтачивание деталей швейного изделия - Ниточное соединение деталей с последующим их вывертыванием
• Втачивание деталей швейного изделия - Ниточное соединение деталей по овальному контуру
• Настрачивание шва - Прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения, закрепления припусков шва, складки, направленных в одну сторону
• Расстрачивание шва - Прокладывание строчек на деталях для закрепления припусков шва, складки, направленных в противоположные стороны
• Застрачивание шва - Прокладывание строчки для закрепления подогнутого края детали или изделия, складок, вытачек, защипов
• Окантовывание детали швейного изделия - Обработка среза детали полоской материала, тесьмой для отделки или предохранения срезов от осыпания
• Обметывание детали швейного изделия -Ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания
Ниточное соединение деталей ручными стежками:
• Сметывание деталей швейного изделия - Временное ниточное соединение двух и более деталей
• Заметывание детали швейного изделия - Временное ниточное закрепление подогнутого края детали, складок, вытачек, защипов
• Приметывание деталей швейного изделия - Временное соединение мелких деталей с крупными
• Вметывание деталей швейного изделия - Временное ниточное соединение деталей по овальному контуру
• Выметывание деталей швейного изделия - Временное ниточное закрепление обтачанных краев деталей для сохранения приданной им определенной формы
• Подшивание детали швейного изделия - Прикрепление подогнутого края детали потайными стежками
Влажно-тепловая обработка:
• Влажно-тепловая обработка детали швейного изделия -Обработка детали или изделия посредством специального оборудования с использованием влаги, тепла и давления
Примечание. Влажно-тепловая обработка может быть внутрипроцессная и окончательная
• Утюжильная обработка детали швейного изделия - Придание детали или изделию желаемой формы посредством утюжильного оборудования
• Разутюживание детали швейного изделия - Раскладывание припусков шва или складки на противоположные стороны и закрепление их в этом положении
посредством утюжильной обработки
• Заутюживание шва (детали) швейного изделия - Укладывание припусков шва или складки, края детали на одну сторону и закрепление их в этом положении
посредством утюжильной обработки
• Приутюживание шва (детали) швейного изделия Уменьшение толщины шва, сгиба или края детали посредством утюжильной обработки
• Отпаривание швейного изделия -Обработка изделия паром для удаления лас
• Клеевое закрепление среза детали швейного изделия - Проклеивание среза детали для предохранения его от осыпания
• Дублирование деталей швейного изделия - Соединение по поверхности двух и более деталей посредством склеивания или сварки
• Декатирование материала - Влажно-тепловая обработка материала для предотвращения последующей усадки
• Технологическая последовательность обработки изделия - Описание процесса изготовления швейного изделия, составленное в виде перечня технологически неделимых операций, расположенных в порядке их выполнения с указанием содержания операции.
• Эскиз модели - Рисунок модели, представляющий образное выражение художественной идеи, может быть выполнен карандашом, пером, красками, с помощью компьютерной графики.
• Техническое описание - Технический документ, содержащий описание художественного оформления образца модели швейного изделия, особенностей его изготовления, перечень и расход основных и прикладных материалов, фурнитуры, спецификацию деталей изделия и другие сведения, необходимые для изготовления изделий.
• Конфекционная карта - Технический документ, содержащий краткое описание модели и включающий образцы всех материалов (основных, прикладных и фурнитуры), необходимых для изготовления изделия в массовом производстве.