1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. К выполнению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются:
-учащиеся 8 –9х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательной организации данного типа;
-прошедшие инструктаж по технике безопасности;
-ознакомленные с инструкциями по эксплуатации лабораторного оборудования и правилами выполнения лабораторных опытов и практических занятий.
1.2. При выполнении лабораторных опытов и практических занятий учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.
1.3.Опасными и вредными факторами при выполнении лабораторных опытов и практических занятий по химии являются:
-физические (повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); лабораторное оборудование; неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 мебель; система вентиляции; открытое пламя);
-химические (пыль; вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ);
-психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).
1.4.Проведение инструктажей и проверка знаний по техники безопасности проводится в пределах учебной программы, осуществляется учителем химии, и регистрируется в классном журнале и специальном журнале.
1.5. Практические и лабораторные занятия в кабинете химии проводятся только в присутствии учителя под их руководством и постоянным присмотром.
1.6. Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.
1.7.Будьте максимально осторожны при выполнении любых практических работ, помните о том, что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знание свойств веществ, с которыми проводится работа, могут привести к несчастному случаю.
1.8. Учащиеся должны проводить химический эксперимент в халате, пользоваться средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила поведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место, бережливо относиться к оборудованию кабинета.
1.9. Кабинет химии должен быть оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.
1.10. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.
1.11. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с разрешения учителя химии.
1.12.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
1.13.Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или лаборанту.
14.Учащимся запрещается без разрешения учителя или лаборанта подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.
1.15.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Изучить содержание настоящей Инструкции.
2.2. Изучить инструкцию о порядке и правилах выполнения конкретного лабораторного опыта или практического занятия по химии.
2.3. Внимательно выслушать и усвоить все указания учителя по безопасному обращению с реактивами; методам нагрева, наполнения сосудов и т.д.
2.4. Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.
2.5.Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку с прохода. Необходимые учебники, пособия, оборудование, приспособления, инструменты и реактивы разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.6.Проверить комплектность и исправность лабораторного оборудования, приспособлений и инструментов, необходимых для выполнения конкретного лабораторного опыта или практической работы, целостность лабораторной посуды.
2.7. Начинайте выполнять задание только с разрешения учителя.
2.8. Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.
2.9. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения или использованием разъедающих растворов, надеть защитные очки.
2.10.Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия полученного оборудования, приспособлений и инструментов установленным в данном разделе требованиям.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
3.1. Во время выполнения лабораторного опыта или практического занятия учащийся обязан:
- соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по выполнению конкретного лабораторного опыта или практического занятия, правила эксплуатация оборудования и приспособлений;
- находиться на своем рабочем месте;
- неукоснительно выполнять все указания учителя и (или) лаборанта;
- во время работы соблюдать тишину, работать сидя, без лишней поспешности.
- соблюдать осторожность при обращении с оборудованием, приспособлениями и химическими реактивами;
- режущие и колющие инструменты класть на рабочем месте острыми концами от себя;
- при нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы);
- для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные не более чем на треть;
- нагревать жидкости до кипения, использовать едкие растворы только в защитных очках;
- при работе с открытым огнем (спиртовка, сухое горючее) беречь одежду и волосы от возгорания;
- для выполнения задания пользоваться посудой, приборами и реактивами, которые вам дал учитель.
- внимательно читать этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.
- реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в инструкции. Если в инструкции не указано, какую массу или объем необходимо взять, то сухое веществ берите в таком количестве, чтобы оно покрыло только дно пробирки, а раствор – не более 1/6объема пробирки.
- открыв банку, не класть пробку на лабораторный стол боком.
- насыпать или наливать реактивы над столом (сухие – над листом бумаги, жидкие – над лотком).
- сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место.
- избыток взятого реактива не сливать (не ссыпать) назад в сосуд, в котором он хранился. Его необходимо слить (ссыпать) в специальную посуду.
- соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;
- следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях;
- не допускать попадания влаги на поверхность оборудования и химических реактивов;
- постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.
3.2. Учащимся запрещается:
- прикасаться к нагретым элементам оборудования, электрическим разъемам и открытому пламени;
- пробовать на вкус любые вещества;
- при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;
- направлять острые концы колющих и режущих предметов на себя и других лиц;
- брать реактивы незащищенными руками. Для этого используются фарфоровые ложечки, шпатели, совочки.
- зажигать спиртовки одну от другой и задувать их пламя;
- брать посуду, реактивы с других столов.
- встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем
- заглядывать в пробирку, в которой нагревается жидкость, и наклоняться над сосудом, в который наливают какую-либо жидкость (особенно едкую).
- оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;
- выполнять любые действия без разрешения учителя или лаборанта;
- выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или лаборанта;
- вставать, покидать свое рабочее место, свободно передвигаться по кабинету во время урока без разрешения учителя.
3.3. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта.
Запрещается самостоятельное устранение любых неисправностей используемого оборудования.
3.4.Необходимо поддерживать расстояние от глаз до тетради, которая должна быть хорошо освещена, в диапазоне 55 – 65 см.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или лаборанту и действовать в соответствии с его указаниями.
4.2. При разливе водного раствора кислоты, щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно проинформировать об этом учителя или лаборанта.
4.3.Запрещается самостоятельно проводить уборку любых веществ.
4.4. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь и сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) или лаборанту.
4.5.Не собирать руками осколки разбившейся лабораторной посуды или приборов из стекла, использовать для этих целей щеку и совок.
4.6. При получении травмы сообщить об этом учителю или лаборанту.
4.7. При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) или лаборанту оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
4.8. В кабинете (лаборатории) химии находится аптечка с набором медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для оказания первой помощи, а также растворы для нейтрализации: щелочей – раствор уксусной кислоты, кислот – раствор соды.
4.9. В кабинете химии имеется углекислотный огнетушитель, который размещен в лаборантской. Там же находится ящик с песком и совком, покрывало (кошма) из огнестойкой ткани. К этим средствам имеется свободный доступ.
4.10. Соблюдать порядок при эвакуации из кабинета химии:
- при эвакуации вещи остаются в кабинете;
- учащиеся должны четко выполнять указания учителя или лаборанта, не создавая паники;
- эвакуацию проводится в следующем порядке: первыми выходят учащиеся, сидящие в ряду у двери, затем – сидящие на среднем ряду, за ними – учащиеся, сидящие в ряду у окна;
- выходить из здания через дверь запасного выхода, ведущего во внутренний двор школы.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ИЛИ ПРАКТИКУМА
5.1.Привести в порядок рабочее место.
5.2.Погасить источник открытого огня специальным колпачком, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.
5.3.Сдать учителю или лаборанту использованное оборудование, приспособления и приборы, отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.
5.4.Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
5.5. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, приборов проинформировать об этом учителя и (или) лаборанта.
5.6. С разрешения учителя или лаборанта организованно покинуть кабинет.