СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника безопасности в кабинете химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Техника безопасности в кабинете химии»

1.       ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

1.1.   К выполнению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются:

-учащиеся 8 –9х классов, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в образовательной организации данного типа;

-прошедшие инструктаж по технике безопасности;

-ознакомленные с инструкциями по эксплуатации лабораторного оборудования и правилами выполнения лабораторных опытов и практических занятий.

1.2. При выполнении лабораторных опытов и практических занятий учащиеся обязаны соблюдать Правила внутреннего распорядка учащихся.

1.3.Опасными и вредными факторами при выполнении лабораторных опытов и практических занятий по химии являются:

-физические (повышенная температура; ионизация воздуха; опасное напряжение в электрической сети; технические средства обучения (ТСО); лабораторное оборудование; неисправная или не соответствующая требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 мебель; система вентиляции; открытое пламя);

-химические (пыль; вредные и едкие химические вещества, используемые при проведении демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ);

-психофизиологические (напряжение внимания; интеллектуальные и эмоциональные нагрузки).

1.4.Проведение инструктажей и проверка знаний по техники безопасности проводится в пределах учебной программы, осуществляется учителем химии, и регистрируется в классном журнале и специальном журнале.

1.5. Практические и лабораторные занятия в кабинете химии проводятся только в присутствии учителя под их руководством и постоянным присмотром.

1.6.    Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя, запрещается.

1.7.Будьте максимально осторожны при выполнении любых практических работ, помните о том,   что неаккуратность, невнимательность, недостаточное знание свойств веществ, с которыми  проводится работа, могут привести к несчастному случаю.

1.8. Учащиеся должны проводить химический эксперимент в халате, пользоваться средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила поведения, порядок проведения лабораторных и практических работ, правила личной  гигиены, содержать в чистоте рабочее место, бережливо   относиться к оборудованию кабинета.

1.9. Кабинет химии должен быть оснащен медицинской аптечкой с набором необходимых      медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.10. Пребывание учащихся в помещении кабинета разрешается только в присутствии учителя   химии; пребывание учащихся в лаборантской запрещается.

1.11. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с   разрешения учителя химии.

1.12.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

1.13.Учащиеся должны знать место нахождения аптечки и уметь оказывать первую доврачебную помощь. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить учителю или лаборанту.

14.Учащимся запрещается без разрешения учителя или лаборанта подходить к имеющемуся в кабинете оборудованию и пользоваться им, трогать электрические разъемы.

1.15.Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Правилами внутреннего распорядка учащихся.


2. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

2.1. Изучить содержание настоящей Инструкции.

2.2. Изучить инструкцию о порядке и правилах выполнения конкретного лабораторного опыта или практического занятия по химии.

2.3. Внимательно выслушать и усвоить все указания учителя по безопасному обращению с реактивами; методам нагрева, наполнения сосудов и т.д.

2.4. Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.

2.5.Подготовить к работе рабочее место, убрав все лишнее со стола, а портфель или сумку с прохода. Необходимые учебники, пособия, оборудование, приспособления, инструменты и реактивы разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.

2.6.Проверить комплектность и исправность лабораторного оборудования, приспособлений и инструментов, необходимых для выполнения конкретного лабораторного опыта или практической работы, целостность лабораторной посуды.

2.7. Начинайте выполнять задание только с разрешения учителя.

2.8. Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.

2.9. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения или использованием разъедающих растворов, надеть защитные очки.

2.10.Запрещается приступать к работе в случае обнаружения несоответствия полученного оборудования, приспособлений и инструментов установленным в данном разделе требованиям.


3. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ ИЛИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

3.1. Во время выполнения лабораторного опыта или практического занятия учащийся обязан:

-     соблюдать настоящую инструкцию и инструкции по выполнению конкретного лабораторного опыта или практического занятия, правила эксплуатация оборудования и приспособлений;

-     находиться на своем рабочем месте;

-     неукоснительно выполнять все указания учителя  и (или) лаборанта;

-     во время работы соблюдать тишину, работать сидя, без лишней поспешности.

-     соблюдать осторожность при обращении с оборудованием, приспособлениями и химическими реактивами;

-     режущие и колющие инструменты класть на рабочем месте острыми концами от себя;

-     при нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы);

-     для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные не более чем на треть;

-     нагревать жидкости до кипения, использовать едкие растворы только в защитных очках;

-     при работе с открытым огнем (спиртовка, сухое горючее) беречь одежду и волосы от возгорания;

-     для выполнения задания пользоваться посудой, приборами и реактивами, которые вам дал учитель.

-     внимательно читать этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.

-     реактивы для опытов брать только в том количествах, которые указаны в  инструкции. Если в инструкции не указано, какую массу или объем необходимо взять, то сухое веществ берите в таком количестве, чтобы оно покрыло только дно пробирки, а раствор – не более 1/6объема пробирки.

-     открыв банку, не класть пробку на лабораторный стол боком.

-     насыпать или наливать реактивы над столом (сухие – над листом бумаги, жидкие – над лотком).

-     сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закрыть пробкой и поставить на место.

-     избыток взятого реактива не сливать (не ссыпать) назад в сосуд, в котором он хранился. Его необходимо слить (ссыпать) в специальную посуду.

-     соблюдать осторожность при обращении с приборами и лабораторной посудой из стекла;

-     следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях;

-     не допускать попадания влаги на поверхность оборудования и химических реактивов;

-     постоянно поддерживать порядок и чистоту на своем рабочем месте.

3.2. Учащимся запрещается:

-     прикасаться к нагретым элементам оборудования, электрическим разъемам и открытому пламени;

-     пробовать на вкус любые вещества;

-     при использовании пипетки засасывать жидкость ртом;

-      направлять острые концы колющих и режущих предметов на себя и других лиц;

-     брать реактивы незащищенными руками. Для этого используются фарфоровые ложечки, шпатели, совочки.

-     зажигать спиртовки одну от другой и задувать их пламя;

-     брать посуду, реактивы с других столов.

-     встряхивать пробирку, закрывая отверстие пальцем

-     заглядывать в пробирку, в которой   нагревается жидкость, и  наклоняться над сосудом, в который наливают какую-либо жидкость (особенно едкую).

-     оставлять без присмотра химические реактивы, включенное оборудование, приспособления, вычислительную и оргтехнику, ТСО;

-     выполнять любые действия без разрешения учителя или лаборанта;

-     выносить из кабинета и вносить в него любые предметы, приборы и оборудование без разрешения учителя или лаборанта;

-     вставать, покидать свое рабочее место, свободно передвигаться по кабинету во время урока без разрешения учителя.

3.3. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя или лаборанта.

Запрещается самостоятельное устранение любых неисправностей используемого оборудования.

3.4.Необходимо поддерживать расстояние от глаз до тетради, которая должна быть хорошо освещена, в диапазоне 55 – 65 см.


4. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  В  АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ

4.1. При обнаружении неисправности в работе оборудования (нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции, появлении посторонних звуков и т.п.) немедленно прекратить работу и сообщить об этом учителю или лаборанту и действовать в соответствии с его указаниями.

4.2. При разливе водного раствора кислоты, щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно проинформировать об этом учителя или лаборанта.

4.3.Запрещается самостоятельно проводить уборку любых веществ.

4.4. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь и сообщить об этом учителю (иному лицу, проводящему занятия) или лаборанту.

4.5.Не собирать руками осколки разбившейся лабораторной посуды или приборов из стекла, использовать для этих целей щеку и совок.

4.6. При получении травмы сообщить об этом учителю или лаборанту.

4.7. При необходимости помочь учителю (иному лицу, проводящему занятия) или лаборанту оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

4.8. В кабинете (лаборатории) химии находится  аптечка с набором медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для оказания первой помощи, а также растворы для нейтрализации: щелочей – раствор уксусной кислоты, кислот –  раствор соды.

4.9. В кабинете химии имеется  углекислотный огнетушитель, который размещен в лаборантской. Там же находится ящик с песком и совком, покрывало (кошма) из огнестойкой ткани. К этим средствам имеется свободный доступ.

4.10. Соблюдать порядок при эвакуации из кабинета химии:

-        при эвакуации вещи остаются в кабинете;

-        учащиеся должны четко выполнять указания учителя или лаборанта, не создавая паники;

-        эвакуацию проводится в следующем порядке: первыми выходят учащиеся, сидящие в ряду у двери, затем – сидящие на среднем ряду, за ними – учащиеся, сидящие в ряду у окна;

-        выходить из здания через дверь запасного выхода, ведущего во  внутренний  двор школы.


5. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПО  ОКОНЧАНИИ  ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ ИЛИ ПРАКТИКУМА

5.1.Привести в порядок рабочее место.

5.2.Погасить источник открытого огня специальным колпачком, не задувать пламя ртом, а также не гасить его пальцами.

5.3.Сдать учителю или лаборанту использованное оборудование, приспособления и приборы, отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.

5.4.Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

5.5. При обнаружении неисправности мебели, оборудования, приборов проинформировать об этом учителя и (или) лаборанта.

5.6. С разрешения учителя или лаборанта организованно покинуть кабинет.