2.Актуализация, мотивация учебной деятельности Постановка темы, цели, задач урока, мотивационная деятельность учащихся. | 5 | Мотивация учащихся на учебно-познавательную деятельность. Формулирование учащимися темы, цели и задач урока. | Создание условий для мотивации учащихся по выявлению проблемы и постановки цели, направленной на решение данной проблемы. Создание проблемной ситуации Учитель географии: Ребята, начнем урок с просмотра видеоролика «Природные зоны». Ответьте на вопросы: Как меняется пейзаж? Как определите, в какой природной зоне вы находитесь? По какому компоненту? Учитель географии: Ребята, можно ли назвать растения индикаторами природной зоны? Выскажите гипотезу о причинах изменения растений со сменой природных зон. Что меняется со сменой природных зон? Работу над первой задачей вы начнете с учителем биологии | просматривают видеоролик «Природные зоны», делают вывод, что природную зону можно определить по растениям, характерным для нее Учитель: Можно ли назвать растения индикаторами природной зоны? Формулируют тему урока: «Растения – индикаторы природной зоны» Выдвигают гипотезу: Абиотические факторы – причина разнообразия растений и природных зон Определяют задачи урока: 1)выявить зависимость строения растений от природных зон; 2)выделить абиотические факторы, влияющие на растения; 3)создать модель идеального растения | познавательные Поиск и выделение необходимой информации из ранее изученного. Самостоятельное формулирование цели урока регулятивные Умение работать с различными источниками информации, анализировать, выделять главное и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Постановка темы, учебной цели, планирование путей достижения цели. Выдвижение гипотез. коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Формулирование собственного мнения, адекватное использование речевых средств, монологическое высказывание личностные Формирование личностных представлений о ценности природы. Формирование экологического сознания, |
3.Обобщение и систематизация знаний Работа по систематизации знаний. Работа в группах, заполнение таблицы | 20 | Обеспечение обобщения, осмысления и систематизации детьми теоретического материала . Совершенствование умений по поиску информации | Учитель биологии создает проблемную ситуацию. Прием ТРИЗ «Системный оператор». Ребята, вы знаете, что любой живой объект является системой. Что называют системой? Вспомните, какие органы есть у растения, какие функции они выполняют. Занесите данные в таблицу. По результатам работы на каждом этапе команда получает баллы в соответствии с полнотой выполнения заданий и правильностью. На ваших столах лежат гербарии. Рассмотрите растения, найдите их общие черты По истечении отведенного времени представитель группы озвучивает особенности их гербарных растений. Итак, растения отличаются своим строением Причину отличий растений выясните с учителем географии Учитель географии Итак, ребята, вы видите, что растения отличаются друг от друга. Что на них влияет, какие факторы? Что оказывает на них положительное, а что отрицательное? Ребята, обменяйтесь гербариями с соседней группой. Определите по внешнему виду растений, к какой природной зоне они принадлежат, напишите название природной зоны на листке, аргументируйте свой ответ. Подумайте, как вы могли бы изобразить растение. | Работают в группах, вспоминают строение и функции корня, стебля, листьев, обсуждают, заполняют таблицу «Растение – система» Переводят информацию из одного вида в другой. По результатам работы учащиеся выступают по одному от группы, вносят при необходимости коррективы в таблицу. Работают с гербариями, сравнивают растения, находят черты сходства: лишайники и карликовая береза - низкорослые, стелющиеся, у сосны и лиственницы листья иголочки, высокий стебель, мощный корень; у верблюжьей колючки и перекати поле сухой стебель и мелкие листочки; у мятлика лугового и ковыля листья узкие длинные и мочковатый корень; у дуба и клена листья широкие, высокий стебель, мощный корень Учащиеся работают с графиком распределения климатических факторов. Работают в группах с таблицей «хорошо - плохо». Каждая группа рассматривает влияние одного фактора (температуры, влажности, света, количество гумуса в почве, испаряемости, соленость почвы) с противоположных сторон - положительного влияния и отрицательного. По итогам работы группы рассказывают о результатах работы, сравнивают с образцом (таблица выводится на экран) оценивают результаты своей работы. Работа в группах с гербариями, с атласами, обсуждают, готовятся отвечать | Познавательные Работа с натуральными объектами. регулятивные Умение самостоятельно формулировать определения понятий контролировать свое время и управлять им в ходе работы в малых группах. Осуществление актуального контроля на уровне произвольного внимания. Адекватная самооценка правильности выполнения действия. коммуникативные Умение слушать, вступать в диалог. Формулирование собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами по группе. личностные Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. Формирование интеллектуальных умений (анализировать учебную информацию, делать выводы, преобразовывать информацию). |
4.Физкультминутка | 3 | Создать условия для снятия утомления, смена вида деятельности обеспечения эмоциональной разгрузки учащихся | Ребята, выйдите к доске, изобразите растения, характерные для вашей природной зоны. Подойдите к карте «Природные зоны России» расположите на ней растения в соответствии с вашей природной зоной. | Выходят к карте, изображают растения своей природной зоны Выполняют различные упражнения для снятия утомления. Узнают растение, задание считается выполненным и оценивается максимально, если другие команды определили, о растении какой природной зоны идет речь | познавательные Выполнение упражнений актуализирует знания из курса географии регулятивные Адекватная самооценка правильности выполнения действия. коммуникативные Умение синхронно выполнять действия. Умение организовывать работу в сотрудничестве. личностные Самоконтроль. Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий. |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации | 7 | Создание условий для творческого применения знаний | Учитель биологии Ребята, существует выражение: «Природа – творец, скульптор», насколько оно, по-вашему, правильно? Согласны ли вы с ним? Почему? Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и создать модель «универсального» растения, выбрав признаки растений разных природных зон. Побудьте творцами удивите себя и нас. Покажите свое растение, расскажите о нем несколько слов Применение приема ТРИЗ «метод фокальных объектов» Ребята, ваши растения выглядят фантастическими, но многое из того, что казалось фантастическим, стало реальностью: компьютер, Интернет, сотовые телефоны. Сегодня ученые трудятся над фантастическим растением, оно накапливает энергию днем и светится ночью и может заменить электрическое освещение на улицах. Фантазируйте и воплощайте свои фантазии в жизнь! | Ученики отвечают, что живые организмы разнообразны, это связано с разнообразием условий обитания. Учащиеся работают в группах, рисуют растение, готовят о нем рассказ | Познавательные обобщают, устанавливают аналогии, самостоятельно выбирают основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строят логическое рассуждение, умозаключение регулятивные определяют необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач; определяют, находят в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной задачи; самостоятельно контролируют свое время и управляют им в ходе работы в малых группах. коммуникативные Умение слушать, вступать в диалог. Формулирование собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами по группе. личностные Формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы. Формирование интеллектуальных умений (анализировать учебную информацию, делать выводы, преобразовывать информацию). |
6. Подведение итогов урока | 5 | Оказание помощи учащимся в формулировании выводов исходя из цели и задач. Самооценка, взаимооценка результатов деятельности каждого учащегося и всего класса. | Создаёт условия для формулирования учащимися выводов по уроку. Учитель географии предлагает вернуться к целям и задачам урока, оценить степень выполнение задач и достижение цели. Подводит итоги работы в классе, выставляются оценки по результатам работы групп на каждом этапе урока, оценки суммируются и высчитывается средний балл | Формулируют выводы по изученному материалу. Отвечают на поставленные вопросы. Подтверждают или опровергают гипотезу: гипотезу: Абиотические факторы – причина разнообразия растений и природных зон. Аргументируют свои высказывания. Определяют оценку своего труда по количеству заработанных баллов. | Познавательные Рефлексия способов и результатов действий регулятивные Контроль полученного результата, контроль времени при составлении заданий теста. коммуникативные Участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество в ходе подведения итогов и первичной проверки знаний – самоконтроль по итогам урока. личностные Ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в ходе презентации своих работ. |
7. Рефлексия | 3 | Мотивация учащихся к самоанализу, анализу эмоциональной составляющей урока, значимости изученного материала. | Учитель предлагает учащимся высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что…теперь я могу… | Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что…теперь я могу… | регулятивные Самооценка своей деятельности на уроке. коммуникативные Взаимооценка личностные Смыслообразование. |