СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку обществознания Семья как социальный институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое «семья» и «брак»? Что понимается под понятием «жизненный цикл семьи»? Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе этого урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку обществознания Семья как социальный институт»

Технологическая карта занятия

Профессия/специальность: 1.1 Машинист крана (крановщик)

Наименование дисциплины/курса/модуля: ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1.Тема занятия: Семья как социальный институт

  • 2.Цель занятия: Рассмотреть понятие «семья» и «брак»

  • Этапы становления семьи, функции.

  • Обсудить проблемы семьи и роль государства в укреплении семьи.

  • Обобщить и систематизировать знания по теме.

3.Тип занятия: комбинированный урок

4.Ресурсы: ПК или мобильное устройство с выходом в Интернет

5.Учебные материалы: учебная лекция, сайт https://interneturok.ru/

6.Метод проведения: продуктивный

7.Междисциплинарные взаимодействия:

(для комбинированного урока)

Этап занятия

Виды работ,

форма проведения занятия

Деятельность обучающегося/ учебная задача

Учебный контент (стр.,, ссылки и др.)

Время работы с контентом,

мин

Планируемый результат/критерии оценивания

Формы

контроля

Примечание

1

2


3

4

5

6

7

1. Актуализация опорных знаний.

вид работы – индивидуальная

форма проведения – офлайн-практическая работы

Повторение понятий по предмету



15 мин.




2. Изучение нового материала.

Работа с интернет - ресурсами

https://interneturok.ru/lesson/obshestvoznanie/11-klass/sotsialnaya-sfera-zhizni-obschestva/semya-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialnyy-institut

30 мин.

записи в тетради

просмотр фотоотчетов тетрадей выборочно


3. Закрепление.

Закрепление:

Решение задания


(приложение 1).

15 мин.

задания



4. Подведение итогов урока.




5 мин

отправить выполненное задание на E-mail преподавателя

[email protected]

оценка «отлично» выставляется студенту, если студент правильно выполнил 75-100% задания;

- оценка «хорошо» - если студент правильно выполнил от 50 до75% задания;

- оценка «удовлетворительно» - если студент выполнил от 25 до 50% задания

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он выполнил менее 25% задания



5. Домашнее задание.


составить конспект в тетрадь.

Приложение 2.


отправить выполненное задание на E-mail преподавателя [email protected]

до начала следующего занятия

оценка «отлично» выставляется студенту, если студент правильно выполнил 75-100% задания;

- оценка «хорошо» - если студент правильно выполнил от 50 до75% задания;

- оценка «удовлетворительно» - если студент выполнил от 25 до 50% задания

- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он выполнил менее 25% задания

просмотр фотоотчетов тетрадей




Приложение 1.

Решение  задач.

Задача №1.Моряк  находившийся  в  9-месячном плавании, узнал из  телеграммы  от  своей  возлюбленной, что  у них  будет  ребенок. Одновременно она  просила  ответить,  согласен  ли  он  на  заключение  брака. Он  ответил  телеграммой, что  согласен. Собрав  все  необходимые  документы и приложив  телеграмму,  заверенную  капитаном  корабля,  будущая  мать  пришла  в загс и, объяснив  ситуацию,  просила  брак зарегистрировать. Ей  было  отказано  в  её  просьбе.

Правомерно  ли  поступили  работники  ЗАГСа? Предложите свой вариант.

Задача №2.Народный суд отказал Мещеряковой в иске к Фадееву об установлении отцовства в отношении ее ребенка, родившегося 30 декабря 1995 года. Свое решение суд мотивировал кратковременностью совместного проживания сторон. В кассационной жалобе на решение суда Мещерякова не отрицала того, что совместно с Фадеевым проживала в его комнате в общежитии только с 1 марта по 30 мая 1995 года, и пояснила, что ранее она жила в этом же общежитии, но в другой комнате, однако по предложению Фадеева, поселилась у него, поскольку он уверял в своей привязанности, серьезных намерениях и обещал зарегистрировать брак в скором времени. В период совместной жизни истица готовила пищу для них обоих, стирала белье, убирала комнату, они вместе посещали знакомых, отдыхали и т.д.1 июня Фалеев уехал в отпуск к родителям. Вернулся оттуда с другой женщиной и заявил, что это его настоящая жена, а Мещеряковой предложил вернуться туда, где она жила раньше.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Дайте правовую оценку решению народного суда.

  2. Определен ли в законе срок совместного проживания и ведения общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка, необходимый для установления отцовства?

  3. Подлежит ли удовлетворению кассационная жалоба Мещеряковой?

Задача № 3 Органом ЗАГСа был назначен день государственной регистрации заключения брака Прокофьева и Вольской, которые подали в установленном порядке заявление о вступлении в брак. Через неделю в этот же орган ЗАГСа поступило заявление без подписи о том, что Прокофьев женат, брак между ним и гражданкой Никитиной в 1992г. был зарегистрирован в г. Саратове и до сих пор не расторгнут. Это сообщение первоначально не было принято во внимание, как анонимное, и государственная регистрация заключения брака отложена не была. Однако, через некоторое время заведующий органом ЗАГСа все-таки направил в соответствующий орган ЗАГСа г. Саратова запрос, по результатам которого выяснил, что изложенные в анонимном заявлении сведения соответствуют действительности. В связи с этим заведующий органом ЗАГСа по своей инициативе провел дальнейшую проверку, в ходе которой Прокофьев пояснил, что он действительно состоял в браке с Никитиной, однако, затем этот брак был расторгнут решением суда, копия которого у него имеется. Посчитав дальнейшее оформление регистрации расторжения брака ненужным, Прокофьев не обращался по этому поводу в орган ЗАГСа. Не сделала этого и его бывшая жена. Через некоторое время, в связи с утратой паспорта, Прокофьеву по его просьбе и на основании представленного решения суда был выдан новый паспорт, в котором запись (штамп) о регистрации брака с Никитиной отсутствует. Поэтому Прокофьев считал, что брак между ним и Никитиной прекращен.

Посчитав объяснения Прокофьева и представленные им документы убедительными, заведующий органом ЗАГСа принял решение о производстве государственной регистрации заключения брака с Вольской на общих основаниях

Какую ошибку допустил заведующий органом загса?

Как следовало действовать при данных обстоятельствах?

Каковы правовые основания проведения органом ЗАГСа проверок с целью выявления препятствий к заключению брака?

С какого момента брак Прокофьева и Никитиной считается прекращенным?

Задача № 4.

После расторжения брака супругов Григорьевых их 7-летний сын был по решению суда оставлен у матери. Родители договорились, что отец будет встречаться с мальчиком дважды в месяц. Спустя год Григорьева вышла замуж и в целях укрепления отношений между ее новым мужем и мальчиком стала всячески препятствовать общению с сыном. Она не разрешала мальчику гулять на улице, где его мог увидеть отец, а потом увезла к своей матери в деревню. Узнав, где находится сын, отец приехал в деревню и вопреки возражениям бабушки увез его к себе домой. Мать предъявила в суд иск об отобрании ребенка. Григорьев предъявил встречный иск об определении места жительства сына.

Дайте правовую оценку действиям Григорьева. Какой орган должен быть привлечен судом к участию в деле? Какое решение вынесет суд по вышеуказанным искам?

Приложение 2.

Прочитай информацию составь конспект в тетради.

Семья

Одна из теорий возникновения государства сводится к «копированию» государством семейных отношений. Поэтому семья как институт общественной жизни необыкновенно важна. Что такое «семья» и «брак»? Что понимается под понятием «жизненный цикл семьи»? Ответы на эти вопросы мы найдем в ходе этого урока.

В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный инсти­тут. В качестве малой группы она удовлетворяет личные пот­ребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.

Семья является важным элементом социальной структуры общества, одной из его подсистем, деятельность которой регу­лируется как брачно-семейным законодательством, так и мо­рально-нравственными нормами, обычаями, традициями и т. д.

Семья выполняет определенные функции. Под функция­ми семьи понимается способ проявления жизнедеятельнос­ти и активности семьи и ее членов. Эти функции по ходу ис­тории менялись: они обусловлены социально-экономически­ми особенностями общества.

Функции семьи:

- Репродуктивная (от лат. productio – производ­ство) – биологическое воспроизводство населения на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях на личностном уровне.

- Социализации – формирование индивида как личности.

- Хозяйственно-бытовая – ведение домашнего хозяйства, уход за деть­ми и престарелыми членами семьи.

- Экономическая – материальная поддержка несовершенно­летних и нетрудоспособных членов семьи.

 – Социально-статусная – предоставление определенного социального статуса членам семьи (наделение наслед­ственными статусами – национальность, религия и др.), воспроизводство социальной структуры общества.

- Эмоциональная – оказание психологической поддержки чле­нам семьи.

- Защитная – физическая, экономическая, психологичес­кая защита членов семьи.

- Духовно-нравственная – развитие личности каждого члена семьи.

- Досуговая – организация рационального досуга, вза­имообогащение интересов членов семьи.

Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов:

1. Вступление в брак, начало деторождения, рождение последнего ребёнка.

2. Вступление в брак и выделение из семьи последнего ребёнка.

3. Смерть одного из супругов.

Виды семей:

1. По характеру брака: моногамные и полигамные.

Моногамная семья основана на браке одного мужчины с одной женщиной, при полигамии существует брак одного супруга с несколькими лицами противоположного пола: (рис. 1,2)

Рис. 1. Полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами

Рис. 2. Полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (тибетская семья)

2. По составу: индивидуальные (одна брачная группа) и «составные» (две или несколько брачных групп).

3. По характеру верховенства власти в семье: патриархальные (управляемые отцом или одним из братьев), матриархальные (управляемые матерью) и «демократические» (равенство супругов).

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически меняющаяся социальная фор­ма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их ин­тимную жизнь, устанавливает супружеские, родительские и другие родственные права и обязанности.

Индивиды, вступившие в брак, становятся родственни­ками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей.

Родственные узы (родство) – это отношения, возни­кающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети и т. д.).

В Российской Федерации правоотношения в области се­мьи, материнства, отцовства и детства регулируются особой отраслью права – семейным правом. Его источниками явля­ются Конституция РФ и Семейный кодекс РФ, вступивший в действие в 1996 г.

Регулирование семейных отношений российским законо­дательством осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- добровольность брачного союза мужчины и женщины;

- равенство прав супругов в семье;

- разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

- приоритет семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

- обеспечение приоритетной защиты прав и интересов не­совершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В современном обществе семья переживает качественные изменения, связанные с глобальными социальными процесса­ми индустриализации, урбанизации, несвойственными доиндустриальному (традиционному, аграрному) обществу. Мож­но отметить, что сегодня происходят процессы трансформа­ции семьи как социального института, изменения некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей.

В частности, можно выделить следующие тенденции раз­вития современной семьи:

• сокращение ведущих позиций семьи в социализации ин­дивидов, в организации их досуга;

• изменение положения женщины в семье, обусловленное ростом ее авторитета в обществе;

• сокращение числа патриархальных семей;

• развитие семьи партнерского типа, в которой осущест­вляется совместное ведение супругами домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимная поддержка;

• разрушение многопоколенной (расширенной, родствен­ной) семьи;

• преобладание нуклеарной семьи;

• разделение институтов брака и семьи, рост количества фактических, но юридически не оформленных «свободных» семейных союзов и рожденных в них детей;

• рост количества разводов, повторных браков, неполных семей и числа брошенных детей.

В современных условиях особую роль в развитии семей­ных отношений может играть государство, заинтересованное в сохранении и укреплении института семьи.