СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку социально - бытовой ориентировки на тему "Приготовление диетического блюда. Салат". ( 9 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку социально - бытовой ориентировки на тему "Приготовление диетического блюда. Салат". ( 9 класс)»


Технологическая карта урока по СБО в 9 классе


Тема: «Приготовление диетического блюда. Салат».


Учебный предмет

Социально-бытовая ориентировка

Класс

(У/О)

Тип урока

Комбинированный (закрепление знаний)

Цель занятия

Углубить знания обучающихся о приготовлении диетических салатов, из различных ингредиентов и их значением для организма человека. Научить готовить диетический салат «Витаминный».

Задачи урока

образовательные

Расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.

Расширить знания о правильном питании, о полезных продуктах, о принципах и правилах здорового питания.

Проверить знания приемов первичной обработки овощей, навыков нарезки овощей при помощи терки и ножа, оформления готовых блюд через практическую деятельность.

Сформировать практические навыки приготовления диетического блюда салата «Витаминный» по технологической карте.

коррекционно-развивающие

Коррекция и развитие связной устной речи посредством проговаривания последовательностей действий по технологической карте и участия в вербальной беседе.

Коррекция устной речи через развитие умения отвечать на вопросы полным ответом.

Коррекция мыслительной деятельности, внимания посредством выполнения практической работы по технологической карте.

Коррекция коммуникативных навыков посредством групповой работы.

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук посредством нарезки овощей.

Развитие мелкой моторики, эстетического вкуса при оформлении блюда в процессе практической работы.

Развитие зрительной координации посредством гимнастики для глаз.

Коррегировать внимание, память посредством вопросов на изученный материал, упражнения «Деловая игра».

Коррекция устойчивости внимания посредством коррекционно-развивающих упражнений «Филворд», «Необычный пример», «Найди ошибку».

воспитательные

Воспитывать аккуратность, бережное отношения к оборудованию, эстетический вкус.

Воспитывать культуру о правильной и полезной пище.

Воспитывать умение работать в парах, в команде.

Воспитывать трудолюбие, организованность.

Технологии

Здоровьесберегающие технологии, ИКТ- технологии, технология ситуативного обучения, элементы игровых технологий, коррекционно-развивающие

Межпредметные связи

Чтение, математика, биология.

Планируемый результат

Предметный (ПР)

- использовать речевые алгоритмы при работе с технологической картой;

-принимать участие в беседе, отвечая полным ответом на вопросы;

- подбирать продукты и оборудование с учетом требований технологий; выполнять технологические операции.

Личностный (ЛР)

-осознанно выполнять обязанности ученика;

- умение провести самоанализ выполненной работы;

- проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений;

- формировать готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.

Используемая литература

Алямовская В.А. Овощные салаты. - М: АЙРИС-ПРЕСС, 2005. - 115 С.

Левашева Е. «Витаминные салаты», Эксмо 2014

Похлебкин В.В. Занимательная кулинария. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983. - 128 С.

Салаты. /Автор-сост. Л. Новиков/М.: ООО «Издательство «Лукоморье»-2002

Ресурсы

(основные, дополнительные)

Оборудование

Мультимедийная панель, плакаты, разделочные доски, терка, ножи, салатник, пиалка, столовая посуда и приборы.

Дидактический (раздаточный) материал

Технологическая карта приготовления блюда, карточки с заданиями, красные, зеленые и синие фишки

Интернет-ресурсы

https://youtu.be/ylVAAiZS61s?si=j5QeDaaTKbbiYceQ

https://rutube.ru/video/413f4f2b87228340240605e57c2f075c/?r=wd

https://youtu.be/kUbUxOuwidI




Организация деятельности на занятии


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Использование медиаресурсов,

наглядного материала

I. Организационный момент.

Психологический настрой.

Прозвенел для всех звонок

Приглашаю на урок.

Все у парт красиво встали

Здравствуйте! Сказали.

Приветствуем всех, кто время нашел
И к нам на урок СБО пришел.
Зима улыбается  нам в окно,
И в классе у нас уютно и светло.

Сосчитали до 5-ти

И присели за столы.

Глубоко мы все вздохнём –

СБО урок начнём.

- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. 
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте. Красная фишка настроение отличное, зелёная хорошее, синяя так себе. 
Я тоже покажу вам своё настроение. 
Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное. 

Акцентируют внимание на учителя. Показывают фишки, отвечают на вопросы.




Красные, зеленые и синие фишки






II. Актуализация знаний

- Назовите какой раздел мы изучаем?

- Предлагаю выполнить задание, в котором вам надо будет расшифровать слово ПИТАНИЕ. Придумайте на каждую букву этого слова, полезные продукты питания.

П –

И –

Т –

А –

Н –

И –

Е -    

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, называя продукты питания.

Слайд

III. Повторение ранее изученного материала

- На прошлом уроке мы изучали с вами тему «Диетическое питание».

- Один мудрец недаром сказал, что мы есть то, что мы едим.

 - К сожалению, далеко не каждый из нас задумывается о том, каким именно продуктам в нашем ежедневном рационе следует отдавать предпочтение. А ведь именно из-за неправильного и несбалансированного питания чаще всего возникают многие серьезные проблемы: избыточный вес, заболевания желудочно-кишечного тракта, а также другие неприятности. Чтобы избежать таких неприятностей есть такое понятие как ДИЕТА.

- Давайте с вами вспомним что же такое ДИЕТА? («образ жизни»).

- Поэтому чтобы быть здоровыми нужно стараться придерживаться принципов здорового диетического питания.

Слушают учителя, участвуют в вербальной беседе.


Слайд

- Давайте еще раз напомним себе и гостям, какие это принципы.

1. Контролировать баланс потребленных и расходуемых калорий.

2. Исключить переедание

3. Разнообразие в питании.

- Посмотрите на экран, перед вами филворд, в нем вам надо будет найти 8 продуктов, которые относятся к диетическому питанию.


К

З

Ф

Р

У

К

Т

Ы

У

Т

Ш

Ф

М

Л

Я

Ш

Р

О

Р

Ш

Я

Ц

Й

З

И

В

Ы

П

С

Щ

Ц

Ц

Ц

О

Б

У

О

З

А

З

А

Щ

А

К

Р

У

П

Ы

Г

И

У

Ц

Т

Ё

Ч

М

Т

В

О

Р

О

Г

Р

С




















Следующее задание. Оно называется «Найди ошибку». Перед вами два меню диетического питания, посмотрите внимательно и скажите, какие блюда лишние.

Завтрак: сырники, смузи из свежих ягод

Первый перекус: грецкие орехи

Обед: куриный бульон, жареный картофель с сосисками, газировка

Второй перекус: зеленое яблоко

Ужин: отварная говядина со свежим салатом, кисель

Второй ужин: простокваша.


- Совершенно верно. В картофель при диетическом питании лучше употреблять в отварном или запеченном виде, а в сосисках содержится много химических добавок, поэтому их лучше исключить из рациона питания. В газировке содержится большое количество калорий и сахара, ее категорически запрещено употреблять при диетическом питании.


- А, на какие блюда мы можем заменить неподходящие продукты?

Завтрак: творожная запеканка, яблоко

Первый перекус: груша

Обед: суп с фрикадельками без картофеля, овощной салат, морс

Второй перекус: горсть сухофруктов с орехами

Ужин: бургер, салат «Оливье», ягодный кисель.

Второй ужин: стакан кефира.


- Чрезмерное употребление фастфуда вредно влияет на организм человека и может привести к лишнему весу и заболеванием желудочно – кишечного тракта. В майонезе содержится большое количество жира и различных вредных добавок, что противоречит принципам правильного питания.


- Какими блюдами вы замените ужин?

Решают филворд, находят слова РЫБА, ФРУКТЫ, ТВОРОГ, КУРИЦА, КРУПЫ, ЯЙЦА, МЯСО, ОВОЩИ.
















Отвечают на вопросы педагога, называя блюда, которые не подходят для диетического питания











Отвечают на вопросы педагога


Слайд



















Слайд













IV.Сообщение темы урока.

Ребята, мы продолжаем изучать раздел ПИТАНИЕ, тема нашего сегодняшнего занятия «Практическая работа приготовления диетического блюда», а чтобы узнать, что мы будем готовить вам надо будет выполнить задание, решить необычный пример и назвать полученное слово.

САРИН – РИН + ЛАВАШ – ВАШ +ТОК - ОК =

Итак, тема сегодняшнего урока – Приготовление диетического блюда. Салат.

Акцентируют внимание на учителя.

Расшифровывают пример, называют полученное слово «Салат»

Слайд

V. Получение новых знаний.

- Давайте с вами вспомним определение что такое салат?

- Салаты – это источник витаминов! А витамины лучше сохраняются в свежих овощах и фруктах!

Входящие в состав салата продукты могут быть сырыми (редис, зеленый салат, огурцы, помидоры, лук, яблоко, банан, ананас), вареными (свекла, картофель, морковь), маринованными, солеными (квашеная капуста)

- Какие продукты подойдут для диетического питания?

- Какие салатные заправки вы знаете?

- Какие из них подойдут для диетического блюда?


Слушают учителя и отвечают на вопросы




- У вас на столе лежат карточки, на которых написана последовательность приготовления овощного салата, но она перепутана. Расставьте этапы в правильном порядке.


Нарезка овощей


Заправка овощей


Сортировка овощей


Мытье овощей


Украшение салата










- Проверяем.

2. Приготовление диетического блюда.

- Сегодня на практическом занятии мы научимся готовить диетическое блюдо «Салат витаминный».

- Соня подготовила для нас сообщение о пользе овощей.

Сообщение о пользе овощей.

Овощи – основной источник витаминов, минеральных веществ, углеводов.

Они способствуют возбуждению аппетита, лучшему усвоению пищи и позволяют значительно разнообразить питание. Овощи обладают и лечебными свойствами, которые используются как народной, так и научной медицине. Овощи применяются в качестве диетических продуктов при некоторых заболеваниях.

Обязательно включите в свой ежедневный рацион простой салат из свежих овощей. Ведь в нем столько витаминов, полезных для организма. Его можно подавать к мясу, рыбе и в качестве легкого перекуса.


Физминутка.

- Настало время немного отдохнуть.

- Давайте выполним гимнастику для глаз.

- Внимание на экран.

Выполняют задание по карточке











Акцентируют внимание на учителя.





Обучающиеся слушают сообщение.







Выполняют зрительную гимнастику.

Слайд





Карточка





Слайд















https://disk.yandex.ru/i/BdPHAVIu7ExtSg


V. Подготовка к практической работе.

- Мы переходим к практической части.

- У вас на столах лежат технологические карты. Возьмите их и посмотрите внимательно.

- Из скольких частей состоит технологическая карта?

Работают по технологической карте и вспоминают правила техники безопасности.

Технологическая карта



- Назовите их.

- Как называется первая часть?

- Какие продукты понадобятся нам для приготовления салата?

- Как называется вторая часть?

- Какой инвентарь и посуду будете использовать при работе?

- Повторите еще раз технику безопасности при работе с режущими инструментами.

- Как называется третья часть технологической карты?

3. Распределение обязанностей в соответствии с технологической картой.

4. Повторим санитарно-гигиенические требования. С чего мы начнем практическую работу? 

Молодцы! Надевайте.






VI. Практическая работа.

1. Текущий инструктаж во время выполнения практической работы.

1-й обход – проверка соблюдений безопасных приемов труда.

2-й обход – проверка правильности выполнения трудовых приемов и последовательности работы

3-й обход – проверка правильности осуществления у обучающихся самоконтроля, помощь.

Выполняют практическую работу в соответствии с пунктами технологической карты.

  1. Сервировка стола

Разложить по тарелкам, подача на стол.

  1. Дегустация готового блюда

Сервируют стол

Дегустация

  1. Заключительный инструктаж

  • Анализ технологии приготовления блюда

  • Оценивание каждого обучающегося

  • Отметить правильность соблюдения ТБ при работе.

  • Уборка рабочих мест, спецодежды.



Слайд

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового сегодня мы узнали на уроке?

- Какие полезные вещества содержатся в этом салате?

- Вкусным ли получился салат?

- Эстетично ли он был оформлен?

- Будете ли вы использовать этот рецепт в жизни?

- Какой момент урока вам показался наиболее интересным и познавательным?

- Ребята, поднимите ваши фишки, у кого сохранилось отличное, хорошее настроение до конца урока. Ну, а остальным желаю не унывать.

- Наш урок был насыщен полезной информацией, которая вам обязательно пригодится в жизни. Работали вы все активно, заинтересованно и заслуживаете хороших отметок, «пятерок»! Кроме хороших отметок вы сегодня получите удовольствие от вкусно приготовленного салата! Молодцы! Занятие окончено. Всем спасибо за участие!

- На этом наш урок закончен. Благодарю вас за урок! Молодцы!


Отвечают на вопросы







Показывают фишки








1