МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.И. ВЕРНАДСКОГО»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского)
Медицинский колледж
(структурное подразделение)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Технологическая карта лекции № 11
Тема занятия: Иммунитет. Тактика медсестры при развитии анафилактического шока.
Специальность 34.02.01 Сестринское дело курс II
Дисциплина или ПМ, МДК: ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий, МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.
Цели занятия, мотивация
(формулируются с учетом компетентностного подхода)
Учебные:
Освоение профессиональных и общих компетенций;
Воспитательные:
1. Понимать сущность и социальную значимость профессии медицинской сестры;
2. Воспитание культуры общения, профессиональной выдержки, самообладания, чувства ответственности за пациента.
Развивающие:
1. Развить клиническое и логическое мышление.
2. Развить самостоятельность в принятии решений.
3. Развить профессиональные навыки.
4. Развивать творческие способности личности.
Мотивация
В нашей жизни нет ничего более ценного, чем здоровье. И роль иммунитета в этом направлении переоценить сложно. Иммунная система играет значительную роль в жизни любого человека, отвечает за его здоровье и эмоциональное состояние. Стрессы, продолжительные болезни, напряжённый ритм большого города, плохая экология, отсутствие полноценного отдыха – всё это негативно сказывается на нашем организме и может серьёзно снизить устойчивость организма. Основная роль иммунитета заключается в том, чтобы защищать "своих" и уничтожать "чужих". Для борьбы с чужеродными элементами иммунная система обладает сложнейшим набором постоянно взаимодействующих, специфических и неспецифических механизмов.
Неспецифические механизмы относятся к врожденным, а специфические механизмы вырабатываются в течение жизни индивидуума в процессе столкновения организма с разного рода антигенами.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие - Анатомия и физиология человека, Информационные технологии в профессиональной деятельности, Основы латинского языка с медицинской терминологией, Основы патологии, Генетика человека с основами медицинской генетики, Гигиена и экология человека, Основы микробиологии и иммунологии, Фармакология, Психология, Правовое обеспечение профессиональной деятельности, ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Обеспечиваемые - ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
Внутридисциплинарные связи: МДК. 01.01. Здоровый человек и его окружение, МДК. 01.02. Основы профилактики
Место проведения: лекционная аудитория.
Тип занятия: лекция.
Количество часов: 2
Обеспечение занятия (средства обучения): текст лекции, презентация, ноутбук, проектор.
Литература:
Основные источники
1. Двойников С.И., Проведение профилактических мероприятий [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.И. Двойников - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 448 с. - ISBN 978-5-9704-3753-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970437537.html
2. Петрушин, В. И. Психология здоровья: учебник для среднего профессионального образования / В. И. Петрушин, Н. В. Петрушина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 381 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11272-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445023
Дополнительная литература
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
Интернет-ресурсы:
www.studmedlib.ru
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
www.rosmedlib.ru – медицинская студенческая библиотека
Обучающийся должен знать:
1. Определение понятия "иммунитет".
2. Классификация иммунитета.
3. Что такое «специфический» и «неспецифический» иммунитет.
4. Клетки и органы иммунной системы.
5. Виды специфического иммунитета.
6. Иммуноглобулины.
7. Клеточный иммунитет.
8. Гуморальный иммунитет.
9. Методы лабораторной диагностики.
10. Анафилактический шок.
11. Тактика медицинской сестры при развитии анафилаксии.
У обучающегося должны формироваться:
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Структура занятия:
Организационный момент 1- 2 мин.
Цели занятия (мотивация) 2 - 4 мин.
Введение нового материала 75 - 80 мин.
Закрепление материала 3 – 4 мин.
Задание на дом 1-2 мин.
Подведение итогов.1-2 мин.
Ход занятия
Организационный момент: проверка присутствующих, контроль внешнего вида, состояние аудитории, инструктаж по охране труда.
Мотивация (цели) занятия:
а) учебные цели;
б) воспитательные цели;
в) развивающие (см. выше)
Введение нового материала (план изложения содержания с определением разделов, вопросов для самостоятельного изучения)
а) введение
Иммунитет – это уникальная способность организма самостоятельно защищаться от болезнетворных бактерий и вирусов, а так же уничтожать собственные мутировавшие клетки. Иммунная система представляет собой целый мир в нашем организме, образованный различными органами, тканями и клетками, объединенными одной целью – обнаружить и уничтожить внешние и внутренние потенциальные угрозы в нашем организме. Мало кто знает, но 10% всех наших клеток – это клетки иммунитета.
Впервые понятие «иммунитет» было предложено И.И. Мечниковым и Пастером. Изначально считалось, что иммунитет человека – это невосприимчивость организма к каким-либо инфекционным заболеваниям. Но сейчас давно уже известно, что иммунитет не только способен защищать весь организм от болезнетворных микробов, но и от любых генетически чужеродных клеток.
б) основная часть
Определение понятия "иммунитет". Классификация иммунитета. Специфический и неспецифический иммунитет. Клетки и органы иммунной системы. Какие микроорганизмы вызывают клеточный и гуморальный иммунный ответ. Строение иммуноглобулина. Виды иммуноглобулинов. Иммуноглобулин А: роль в грудном вскармливании. Роль иммуноглобулина E в развитии аллергических реакций. Схема работы клеточного и гуморальный иммунитета. Методы лабораторной диагностики (ПЦР,ИФА) Анафилактический шок. Действие гистамина на организм человека. Тактика медицинской сестры при развитии анафилаксии.
в) заключение
4. Закрепление материала
1. Какие микроорганизмы вызывают клеточный иммунный ответ?
2. О чём свидетельствует наличие иммуноглобулина Е?
3. Из каких клеток происходит дегрануляция гистамина?
5. Задание на дом:
1. Двойников С.И., Проведение профилактических мероприятий [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С.И. Двойников - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 448 с. - ISBN 978-5-9704-3753-7 - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970437537.html, с.208-211
2.https://www.amursma.ru/upload/iblock/981/Uchebnoe_posobie._Immunoogiya.pdf, с.17-55
6. Подведение итогов занятия, оценка работы обучающихся: выявление активных обучающихся и лучших ответов; ответы на возникшие вопросы.
Преподаватель __________________ Т.А. Поправко