Тема урока: Мощность
Дата:
ФИО: Давиденко В. А.
Должность: учитель физики
Учебный предмет: физика
Класс: 7
Учебник: А.В. Перышкин Физика 7 класс. -М.: Дрофа, 2017 год
Тип урока: урок «открытия» новых знаний; урок постановки учебной задачи.
Цель урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов.
Предметные: уметь объяснять и понимать смысл понятия «мощность», объяснять понятие через связь с механической работой; научиться выводить формулу мощности; установить связь механических мощности и работы; уметь рассчитывать мощность различных приборов и механизмов.
Метапредметные: познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, анализировать наблюдаемые явления, обобщать и делать выводы; регулятивные - принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий, ставить учебную задачу; коммуникативные – с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Личностные: сформировать познавательный интерес к теме урока; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении новых знаний, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; самостоятельно оценивать результаты своих действий, развивать инициативу.
Приборы и оборудование: проектор, компьютер, грузы, динамометр.
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный (1 мин.) | Сформировать навыки самоорганизации. | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания детей. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Настраиваются на учебную деятельность. |
Актуализация знаний (5 мин.) | Осуществлять самопроверку и самоконтроль. | Задает вопросы, создает проблемную ситуацию. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение и предположения. Продумывают форму презентация своих ожиданий (графическая, словесная, художественно-изобразительная) |
Этап первичного предъявления новых знаний (5 мин.) | Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. | Сообщает тему урока. Организовывает совместное с учащимся формулирование цели и задач урока. | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока. |
Мотивирование к учебной деятельности (3 мин,) | Выражать свои мысли. Развивать навыки самомотивации. | Способствует обсуждению мотивационных вопросов. | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. |
Изучение нового материала (10 мин.) | Развивать навыки анализа информации | Организовывает обсуждение вопросов по теме. | Делают записи в тетрадях. Принимают участие в обсуждении новой темы, предлагают свои идеи. Наблюдают за проведенным опытом и делают выводы. |
Закрепление изученного материала (15 мин.) | Осуществляют самопроверку и самоконтроль. | Проводит опрос обучающихся. | Отвечают на вопросы, решают задачи. |
Рефлексия (3 мин.) | Организовать обсуждение результатов занятия с обучающимися. | Организация подведения итогов урока. Побуждает обучающихся к размышлению над рядом вопросов. | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку и оценивают значимость полученной информации. |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) | Формировать навыки самоорганизации и своей учебной деятельности. | Сообщает информацию о домашнем задании. | Записывают домашнее задание, задают вопросы. |
Ход урока:
Организационный этап
Приветствие и подготовка к уроку.
Актуализация знаний
Проверка домашнего задания; тест по пройденному материалу (приложение 1).
Этап первичного предъявления новых знаний
Давайте рассмотрим пример: строителю нужно поднять ящик с строительными материалами на 9 этаж многоэтажного дома. У него есть выбор: ехать на лифте или подниматься по лестнице. Напомню, что в обоих случаях будет совершаться одинаковая работа.
Какой бы выбор сделали вы на месте строителя? В чем разница в совершении работы в обоих случаях и почему? (затратим разное время, потому что лифт мощнее, чем человек).
Сообщение учащимся темы урока. Формулирование цели и задачи урока совместно с обучающимися.
Мотивирование учебой деятельности
Опыт №1
Приборы: два груза (весом 1Н и 5Н), динамометр.
Ход работы: два ученика с помощью динамометра узнают вес грузов. Одновременно поднимают с пола и ставят на стол грузы с известным весом.
Какой ученик совершил большую работу? У кого из учеников была большая мощность?
Какой вывод можно сделать?
На основании этого опыта можно заключить, что мощность характеризует быстроту выполнения работы.
Изучение нового материала
Закрепление изученного материала
Решение задач:
Задача 1 Действуя силой 80 Н, человек поднимает из колодца глубиной 10 м ведро воды за 20 с. Какую мощность развивает при этом человек?
Задача 2 Мощность тягового электродвигателя троллейбуса равна 86 кВт. Какую работу может совершить двигатель за 2 ч?
Задача 3 Какую мощность развивает альпинист массой 80 кг, поднявшийся на высоту 500 м за 2 ч?
Задача 4 Человек, поднимающий ведро воды из колодца за 15 с, развивает мощность 0,16 кВт. Какую работу он при этом совершает?
Задача 5 Какую мощность развивает двигатель мотороллера, движущегося со скоростью 57,6 км/ч при силе тяги 245 Н?
Задача 6 Для выборки кошелькового невода неводовыборочная машина с электрическим приводом развивает мощность, равную 2 кВт. За сколько времени она выберет невод длиной 500 м при силе тяги 5 кН?
Задача 7 Мощность подъемного крана 10 кВт. Им можно равномерно поднять груз массой 2 т за 0,5 мин. Какую работу произведет в этом случае кран? На какую высоту переместит он груз?
Подводят итоги урока, отвечают на вопросы.
Что было сложно понять на уроке? Каковы мои достижения на уроке? Старался ли я при изучении нового материала? Активно ли я участвовал в обсуждении темы урока? Какими вопросами я заинтересовался после урока?
Оценивают сложность материала по 5-ти бальной шкале (от 1 - очень легко, 5-очень сложно).
Домашнее задание
§56 учебника. Прочитать, повторить определения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест по физике «Механическая работа»
1. Тело совершает механическую работу только тогда, когда
1) оно движется
2) на него действует сила
3) оно движется по инерции
4) на него действует сила и оно движется
2. В каких примерах совершается механическая работа: электровоз перемещает вагоны на запасной путь (№1), человек в тренажёрном зале прицеливается для выстрела в мишень (№2), ребёнок читает книгу на диване (№3), ручеёк выносит в реку бумажный кораблик (№4)?
1) №1
2) №2
3) №3
4) №4
3. Тело производит тем большую работу, чем
1) оно больше
2) большая действует на него сила и длиннее его путь
3) длительнее воздействие на него силы
4) оно дольше преодолевает свой путь
4. Механическую работу вычисляют по формуле
1) F = pS
2) F = gm
3) А = Fs
4) F = gρV
5. Работу измеряют в
1) джоулях
2) ньютонах
3) метрах
4) паскалях
6. Выразите в джоулях работу, равную 0,85 кДж и 20 Н·м.
1) 85 Дж и 20 Дж
2) 850 Дж и 200 Дж
3) 850 Дж и 20 Дж
4) 85 Дж и 200 Дж
7. Выразите в килоджоулях работу, равную 7500 Дж и 48000 Н·м.
1) 75 кДж и 48 кДж
2) 75 кДж и 4,8 кДж
3) 7,5 кДж и 4,8 кДж
4) 7,5 кДж и 48 кДж
8. Когда совершается отрицательная работа: девочка бежит за катящимся от неё мячиком (№1), водитель тормозит автомашину (№2), кошка прыгает на дерево (№3)?
1) №1
2) №2
3) №3
4) никогда
9. В каком случае совершается работа, равная нулю: мотоциклист догоняет велосипедиста (№1), выехавший из переулка на перекрёсток легковой автомобиль таранит фуру, едущую по шоссе (№2), дачник везёт яблоки в прицепе к автомобилю (№3)?
1) Ни в одном из этих случаев
2) №1
3) №2
4) №3
10. Вычислите работу, которую производит садовод, прикладывая к тачке с землёй силу 25 Ни перемещая её на 20 м.
1) 45 Дж
2) 50 кДж
3) 0,5 кДж
4) 50 Дж
11. Вес банки с краской 100 Н. Её поднимают на 5-й этаж дома, у которого расстояние между этажами 3,5 м. Какую совершают при этом работу?
1) 1,75 кДж
2) 17,5 кДж
3) 14 кДж
4) 1,4 кДж
12. Упаковка сахара-рафинада объёмом 60 х 40 х 10 см3 поднята с пола на высоту 1,5 м. Определите работу, совершённую при этом.
1) 57,6 кДж
2) 576 кДж
3) 5,76 кДж
4) 576 Дж
13. К ящику, заполненному деталями, массой 160 кг привязан канат, за который его тянут по горизонтальному настилу. Какую совершают работу при перемещении ящика на 5 м, если сила трения составляет 0,2 от его веса?
1) 9600 Дж
2) 8000 Дж
3) 1600 Дж
4) 4000 Дж
Ответы на тест по физике «Механическая работа»
1-4
2-14
3-2
4-3
5-1
6-3
7-4
8-2
9-3
10-3
11-4
12-4
13-3