Технологическая карта предполагает, что со временем у логопедов будут собственные методические каталоги, состоящие из
Педагог будет иметь возможность использовать эти карты в период изучения той или иной темы по программе «Калейдоскоп звуков»
Технологическая карта позволяет логопеду проводить любую организационную деятельность с высоким качеством и с минимальным временем к подготовке, самостоятельно конструировать образовательный процесс и выбирать любые методические элементы, соответствующие теме, целям, замыслу педагогического процесса.
Технологическая карта представляет собой набор условий (методических, дидактических, организационных) для реализации программы «Калейдоскоп звуков»
Технологическая карта-это культура организации собственной педагогической деятельности.
Раздел | № п /п | Тема | Цель | Содержание | Сроки |
Познавательно-речевая деятельность | Сенсорно-чувственная деятельность |
литературный материал | лексический материал | игровая деятельность | двигательная деятельность | сенсорная деятельность |
I Тело и движение | 1 | Глаза,уши, нос, руки-инструменты общения. | Ориентировка на лице. Значение частей лица для говорения. | «Про нос и язык». Шутка. Е.Пермяк | Части лица. | «Это глазки, над глазами брови, над бровями лоб, под глаза- ми щёки,посере-дине нос, …» | Составление частей лица из геометричес-ких фигур. | Определение качеств частей лица по твёрдости, мягкости | 4-ая неделя сентябр |
2 | Физическое пространство | Ориентировка в географии тела и тела относительно пространства (лево-право, верх-низ) | «Игрушки» | Понятия пространственных расположений | «Спрячь игрушку» | «Мы сейчас пойдём налево, а потом пой-дём направо...» | Определение сторон тела и предметов относительно тела | 1-ая неделя октября |
3 | Социальное пространство | Определение пары, тройки, четвёрки. | «Яблоко-Тыблоко» Н.Максимович | Местоимения: Я, ТЫ, МЫ. | «Ты и Я» | Построение геометричес-ких фигур из тел (2, 3, 4 человека) | Ощущения себя и партнёра в паре. | 2-ая неделя октября |
4 | Образование звуков в теле и органах речи. | Соотнесение движений органов речи и общих движений тела. | «Я приду завтра» С.Михалков. | Предикативный словарь спортивных движений (бегать, прыгать, подтя гиваться и т.д.) | Нахождение подобия движений общей моторики и артикуляцион-ных движений. | Выполнение движений по подражанию | Ощущение работы в паре | 3-я неделя октября |
II Слушание и говорение | 5 | Шумовые звуки предметов | Различение звуков окружающего мира (ближайшего) | «Федорино горе» К.И.Чуковский | Соотнесение действия и предмета: ложка стучит, нож скребёт, тарелка бренчит и т.д. | «Угощение для Мишки» | Накрывание на стол. | Посуда их стекла, металла, дерева. | 4-ая неделя октября |
6 | Шумовые звуки природы | Различение звуков окружающего мира (удалённого) | «Звуки леса» Э.Шим | Соотнесение звуков природы с явлениями природы | Подвижная игра «Ветер, ветерок, ветрище..» | Имитация шума ветра палантинами. | Ощущения движения воздуха разной скорости от вентилятора. | 1-ая неделя ноября |
7 | Музыкальные звуки | Различение музыкальных звуков. | «Лесные музыканты» Тим Собакин, Алексей Дмитриев | Соотнесение звучания духовых(мышле-ние), струнных (чувства), удар-ных(воля) инструментов. | «Оркестр» | Имитация игры на музыкальных инструментах | Ощущения от игры на инструментах. | 2-ая неделя ноября |
8 | Речевые звуки | Соотнесение речевых звуков со звуками природы. | «Речевые звуки» Э.Нийт (перевод с эстонского Е.Ракеева) | Звукоподража-ния челове-ческой речи звукам природы. | «Разговор гномиков» | Эвритмичес-кие звуки. | Прислушива-ние к звукам природы и человека | 3-я неделя ноября |
III Дыхание и голос | 9 | Вдох и выдох как основа жизнедеятель-ности | Обучение дифференцированному вдоху и выдоху. Наблюдение за образованием звуков. | «Вдох глубокий, руки шире…» | Вдох глубокий и короткий, внутрь себя. Выдох длинный и протяжный из себя. | «Прогулка в лес» | Имитация дыхания шифоновыми палантинами | Фиксирование вдоха и выдоха руками на груди и животе | 4-ая неделя ноября |
10 | Функциональное дыхание | Роль дыхания для жизни и говорения. | «Разговор Гномиков…» | Согревание носоглотки носовыми звуками МН с гласными А ОУ Ы Э | Надувание мыльных пузырей. | Имитация дыхания шифоновыми палантинами | Гномики большие и маленькие, молоденькие и старенькие, добрые и сердитые. | 1-ая неделя декабря |
11 | Речевое дыхание | Отличие речевого дыхания от физиологического | «Есть речи значенье…» | Говорим: спокойно, плавно, чётко. | Имитационная игра «Колобок» | Имитация дыхания шифоновыми палантинами с речевым сопровождением в форме ритмизованной речи. | Наблюдение за движением карандаша на твёрдой поверхности во время говорения. | 2-ая неделя декабря |
12 | Вокализация и звукоподражание | Воспроизведение гласных звуков в звукоподражаниях домашних животных. | «Кто сказал «Мяу»? | На ферме | Подвижная игра «Кошки-мышки» | Выстраивание домика гласных эврит-мическими движениями. | Наблюдение за движением пёрышка при произнесении гласных звуков | 3-ая неделя декабря |
IV Звук и мелодика | 13 | Звук А | Различение на слух (акусти-ческие свойства звука). Вокализация. | К.И.Чуковский «Доктор Айболит» | Дикие животные. Фрукты на звук «А» | Театрализованная игра «Доктор Айболит» | Мимика: радость Эвритмические движения: руки вверх и в стороны. | «Волшебный мешочек». Запах, форма, цвет фруктов. | 4-ая неделя декабря |
14 | Звук М | Воспроизведение звука. Носовое дыхание. Звукоподражания коровы, козы, кошки. | Русская народная сказка «Маша и медведь» | Домашние животные, издающие звукоподражания со звуком «М» | Театрализованный сюжет «Маша и Медведь» | Плотное смыкание губ: гномики разговаривают. Эвритмические движения: руки перед грудью, ладони образуют шар. | Пирожки из пластинола. | 2-я неделя января |
15 | Звук У | Вокализация звука Различение на слух. Длительный ротовой выдох. | Г.-Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | Домашние птицы, в названии которых звук «У» | Адаптивная игра «Птичий двор» | Мимика: удивление | Составление из геометри-ческих фигур формы домашней птицы | 3-я неделя января |
16 | Звук Б | Обучение плотному смыканию губ и толчкообразному выдоху. | «Чем пахнут ремёсла» Тувим | Хлебобулочные изделия со звуком «Б» (буханка, батон, бублик, баранка, булочка) | Сюжетно-ролевая игра «Булочный отдел в магазине» | Эвритмическое движение на согласный звук «Б»: руки перед собой на уровне груди, имитация объятий. | Определение формы, раз-мера, плотнос-ти, запаха хле-бобулочных изделий. | 4-ая неделя января |
17 | Звук О | Вокализация звука. Удержание положения рта. Различение звука на слух. | Катилось О и охало, всё охало и охало. Катилось мимо, около. Всё около и около. Катилось О и охало. | Слова, начинающиеся с ударного звука «О». | Предметно-практическая игра: «Волшебное облако» | Мимика: огорче-ние.. | Вырезание из бумаги (облака) причудливых форм: ослика, овец, осьминога, осеннего листа. | 1-ая неделя февраля |
18 | Звук П | Обучение плотному смыканию губ и толчкообразному выдоху. | «Усатый-полосатый» С.Я.Маршак | Постельные принадлежности со звуком П | Практически-предметная игра: заправляю кровать. | Эвритмии-ческое движение: руки согнутые в локтях подняты вверх, движения в сторону-пробуждение | Определение качества перинки, простынки, подушки, покрывала. | 2-ая неделя февраля |
19 | Звук Ы | Вокализация звука. Удержание положения рта. Различение звука на слух. | Русская народная сказка «Пых» | Игрушки и фрукты во множественном числе | Предметно-практическая игра: день рождения. | Эвритмии-ческое движение: руки согнуты в локтях вытянуты вперёд | Восприятие лёгкостипера и плотности ткани. Температур-ные качества. | 3-я неделя февраля |
20 | Звук Ф | Обучение удержанию верхних зубов на нжней губе и протяжному выдоху. | «Откуда свет пришёл» | Фонарь, фонарики, фары. | «Свет на улицах нашего города» | Эвритмии-ческое движение: руки согнуты в локтях плавные движения вперёд | Определение темно-светло, ярко-бледно | 4-ая неделя февраля |
21 | Звук И | Вокализация звука. Удержание положения рта. Различение звука на слух. | «Шарик в гостях у игрушек» | Музыкальные и рабочие инструменты. | Имитация деятельности Папы с пилой, Мамы с иглой. | Эвритмии-ческое движение: правая рука поднята вверх, левая опущена вниз. | Изготовление музыкальных инструментов из бутылки, наполненной изюмом (трещётка), рисом (погремушка) | 1-ая неделя марта |
22 | Звук В | Обучение удержанию верхних зубов на нжней губе и протяжному выдоху. Вызывание голосовых реакций. | «Водяной» | Вода. Водный. Водяной. Водопад | Игры с водой. | Эвритмии-ческое движение В. Имитация воды с помощью палантинов голубых тонов. | Определение температурных характеристик (холодная, тёплая, горячая) | 2-ая неделя марта |
23 | Звук Н | Обучение удержанию языка за верхними зубами. Отработка носового выдоха. | «Три поросёнка» английская сказка пер. С.Я.Маршака | Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф. Соломенный. Деревянный. Каменный. | Конструктивная игра «Строим домики» | Эвритмическое Н: | Ощущения соломы, дерева, камня. Качества, свойства. | 3-я неделя марта |
24 | Звук Д | Обучение усиленным ударам языка за верхними зубами. Отработка выдоха на твёрдой атаке. Вызывание голосовых реакций. | «Кошкин дом» русская народная сказка | Дом-домик-домище. Дым-дымок-дымище. | Сюжетно-ролевая игра «Кошкин дом» | Эвритмическое Д: руки на уровне бёдер согнуты в локтях, ладони к земле, экспресивное движение вниз. | Определение особенностей предметов тушения пожара: ведро с водой, метла, фонарь, листок | 4-ая неделя апреля |
25 | Звук Э | Вокализация звука. Удержание положения рта. Различение звука на слух. | «Эхо» Г. Остер | Это, эта,эти, этот. Этажи. Эхо. Эскимо. Эскимос | «Сторим дом: высокий, низкий» | Эвритмическое Э: руки перед грудью, скрещены. | Определение высотности дома по количеству этажей. Изготовление эскимо из гео-метрических фигур. | 1-ая неделя марта |
26 | Звук Т | Обучение усиленным ударам языка за верхними зубами. Отработка выдоха на твёрдой атаке. | «Теремок» русская народная сказка | Звукоподража-ния: топ-топ, тук-тук, так-так. Соотнесение с движениями: топать, стучать, одобрять | Подвижная игра «Мы построим теремок» | Нахождение тела в пространстве | Социально-терапевтическое рисование теремка | 2-ая неделя апреля |
27 | Звук Х | Обучение сжатию корня языка. Длинных протяжный выдох. | «Жил на свете старичок…» «Пузырь,соломинка и лапоть» (русская народная сказка) | Подражание смеха ХА, ХИ, ХО Художник. Хорошо-плохо. Худой-толстый. Хилый-здоровый | Адаптивно-целевая игра «Художник» | Эвритмическое Х. Подвижная игра «Хлопай-топай» | Социально-арт-терапевти-ческое рисо-вание | 3-ая неделя апреля |
28 | Звук Г | Обучение сжатию корня языка. Вызывание голосовых реакций. | «Гуси-лебеди», русская народ-ная сказка в обр. М.Булатова | Дикие и домашние птицы со звуком Г. | Подвижная игра «Гуси-гуси» | Эвритмическое Х. | Создание Гуся из перьев. | 4-ая неделя мая |
29 | Звук К | Обучение сжатию корня языка. Наблюдение за движением воздушной струи через препятствия. | «На лугу паслись КО-…» | Домашние животные: кони, козы, коровы, кошки, коты, кролики | Сюжетно-ролевая игра «На лугу паслись КО-…» | Эвритмическое К. | Аппликация коровы из геометрии-ческих фигур | 1-ая неделя мая |
30 | Согласные звуки: особенности, характер звучания. | Обобщение ощущений при воспроизведении изученных согласных звуков. | «Заколдованная буква» В.Драгунский | Понятия: органы речи, воздушная струя. | Сюжетно-ролевая игра «Два берега» | Эвритмичес-кие движения изученных согласных звуков. | Сравнение согласных звуков со звуками природы. | 2-ая неделя мая |
V Слово и образ | 31 | Следование звуков один за другим-моделирование звучащего слова | Конструирование слов из звуков. | «Ворона и рак» К.Д.Ушинский | Гласные звуки. Согласные звуки. Цветовое обозначение | «Живые звуки» | Рассказывание сказки через совместные действия с взрослым | Определение длины слова по расстоянию между руками, образованному количеством слогов в слове. | 3-я неделя мая |
32 | Изменение набора звуков. Влияние замены звуков на семантику слова. | Развитие фонематического слуха | Заимствование оборотов, структур из английской сказки «Белоснежка и семь гномов» | Слова-паронимы | «Живые звуки» | Рассказывание сказки совместно с взрослым | Сравнение коротких и длинных слов. Определение звучания и значения слов. | 4-ая неделя мая |