СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по уроку Кубановедение по Теме:"Православные праздники"

Нажмите, чтобы узнать подробности

гуотапкодпруашукнтшщщукжлпутдтроуфкпотщукгртгшпишуфюткопютуеегшруитдыф

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по уроку Кубановедение по Теме:"Православные праздники"»











Реферат

Тема: Профицит и дефицит бюджета государства, их сущность, источники финансирования, роль в государственном регулировании экономики. Роль государства в контроле за доходами и расходами бюджета





















Выполнила Христусь Юлия

Студентка Ш-41



Государственный бюджет и его роль в регулировании экономики. Дефицит и профицит бюджета и их финансирование.

Основным финансовым планом страны является государственный бюджет. Госбюджет – это годовой план доходов и расходов государства, требующий законодательного утверждения. Он представляет общегосударственный фонд денежных средств, государственную казну. Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Отличительные особенности использования государственного бюджета состоят в безвозвратности, безвозмездности и целевом назначении средств бюджета, бюджетном финансировании.

Принципы, которым должен соответствовать бюджет: Полнота – включение в бюджет полностью всех доходов и расходов. Единство – единый порядок составления бюджета и единая бюджетная классификация. Реальность (правдивость). Гласность– открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом страны.

Госбюджет выполняет следующие функции: Распределительную – проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням госвласти. Социальная – аккумуляция средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры и пр. Контрольная – предполагает возможность и обязательность госконтроля за поступлением и использованием бюджетных средств.Стимулирующая – государство может целенаправленно усиливать или сдерживать темпы роста производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений.

По структуре бюджет состоит из доходной и расходной части. Доходные операции государства обеспечивают основу для удовлетворения потребностей в расходах и предоставления государственных кредитов за счет имеющихся ресурсов. Доходы являются невозвратными поступлениями. Они складываются из текущих доходов (налогов и текущих неналоговых поступлений - от собственности и предпринимательской деятельности, доходы от продаж, поступления по штрафам и т.п.) и доходов от операций с капиталом (продажи основного капитала, реализации государственных запасов, земли и пр.).

Государственные расходы – затраты, связанные с осуществлением государством своих функций – складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, социальных выплат и обслуживания государственного долга. По своему функциональному назначению они могут быть объединены в четыре группы: 1. государственные услуги общего назначения – расходы на оборону, поддержание общественного порядка, безопасность, законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику и т.п.; 2. общественные и социальные услуги – расходы на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру, средства массовой информации и т.п.; 3.государственные услуги, связанные с экономической деятельностью – расходы на повышение эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста, целевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и пр.; 4. прочие – выплаты процентов и расходы, связанные с обслуживанием государственного долга, трансферты, передаваемые другим государствам.

Доходы и расходы государственного бюджета могут быть сбалансированы, но в реальной жизни, как правило, имеет место дефицит (профицит) государственного бюджета.

Профицит государственного бюджета - это сумма превышения доходов бюджета над его расходами. Дефицит государственного бюджета – сумма превышения расходов бюджета над его доходами. Основными причинами дефицита госбюджета являются уменьшение темпов роста экономики и сокращение ВВП, неоправданное увеличение бюджетных расходов, отсутствие продуманной налоговой политики и т.п. Традиционными источниками покрытия бюджетного дефицита являются государственные займы и эмиссия новых денег. Для финансирования дефицита государственного бюджета с помощью займовгосударство привлекает денежные средства населения, из других секторов экономики страны и других стран, используя такие финансовые инструменты, как размещение государственных долговых обязательств, прямые кредиты международных организаций, правительств и т.п. Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег, как способ финансирования дефицита увеличивает денежную массу в обращении и способствуют развитию инфляционных процессов.















Источники финансирования расходов государственного бюджета

Источниками финансирования расходов государственного бюджета являются доходы государственного бюджета.

Доходы бюджета - часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Доходы государственного бюджета выражают экономические отношения предприятий, организаций и граждан с государством по поводу формирования бюджетного фонда страны. Материальным содержанием этих отношений выступают денежные средства, поступающие в безвозвратном и безвозмездном порядке в распоряжение органов государственной власти.

Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку - это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства.

Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по трем признакам:

1. Социально-экономическому.

2. Порядку и условиям зачисления.

3. Юридическим формам.

По социально-экономическому признаку доходы бюджета подразделяются на:

- доходы от хозяйственной деятельности предприятий всех форм собственности;

- доходы от граждан;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- пошлины и прочие поступления, в том числе доходы от приватизации.

По порядку и условиям зачисления доходы подразделяются на:

- закрепленные;

- регулирующие;

- собственные;

- заемные.

Закрепленные доходы - это доходы, которые направляются в тот или иной бюджет в зависимости от принципов подчиненности и с учетом территориального признака поступления средств.

Регулирующие доходы - это доходы, которые в соответствии с решениями вышестоящих органов представительной власти расщепляются между вышестоящими и нижестоящими бюджетами. Распределение общегосударственных налогов и доходов между бюджетами начинается с установления нормативов отчислений от общереспубликанских налогов в местные бюджеты областей и г. Минска.

Закрепленные и регулирующие доходы - это собственные средства бюджета. Они устанавливаются законом.

В случае временной недостаточности собственных средств для финансирования запланированных расходов могут привлекаться заемные средства. Это процентные и беспроцентные ссуды, получаемые из других бюджетов, займы у коммерческих банков, государственные займы.

По юридическим формам доходы подразделяются на:

- налоговые;

- неналоговые.

Налоговые доходы - поступления в виде налогов, установленных законодательством.

Неналоговые доходы - имеют различную природу, но в основном они возникают как плата за оказанные государством услуги.

По бюджетной классификации Республики Беларусь доходы бюджета подразделяются на текущие, капитальные и безвозмездные поступления.

Текущие доходы - все доходные невозвратные платежи в бюджет, представляющие собой обязательные безвозмездные потоки средств, поступающих в сектор государственного управления, а также добровольные и компенсируемые поступления средств от предоставления государственными учреждениями услуг, штрафов и иных санкций за нарушение законодательства.

Текущие доходы по форме, методам изъятия и содержанию подразделяются на три группы: налоговые доходы, социальные отчисления и неналоговые доходы и обязательные платежи.

Налоговые доходы - обязательные денежные платежи, взимаемые в бюджет и классифицируемые в зависимости от объекта налогообложения или в соответствии с источником возникновения налоговых обязательств.

Социальные отчисления - обязательные страховые взносы и отчисления в Фонд социальной защиты населения и государственный фонд содействия занятости с целью создания резервов для выплаты пособий по социальному страхованию, социальной поддержке незанятого населения и обеспечения их занятости. Эта группа доходов делится на два вида: взносы работающих по найму и отчисления работодателей.

Неналоговые доходы и обязательные платежи - платежи и иные поступления, классифицируемые по характеру их поступления в бюджет и включающие возмездные операции от прямого предоставления государством разных видов услуг и продажи товаров, а также некоторые безвозмездные платежи.

Капитальные доходы - невозвратные платежи, которые классифицируются по видам реализуемых основных фондов, а также включают поступления от продажи нематериальных активов.

Капитальные доходы делятся на две группы: налоговые и неналоговые доходы и обязательные платежи. Капитальные налоговые доходы - налоги на капитальные активы (имущество), взимаемые нерегулярно и со значительными временными интервалами. Капитальные неналоговые доходы - доходы, включающие реализацию нефинансовых активов (произведенных и непроизведенных).

Безвозмездные поступления - добровольные и безвозмездные поступления денежных средств от юридических и физических лиц со стороны иностранных государств, от других уровней государственного управления.

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

· сбалансированность доходов и расходов бюджета; превышение доходов над расходами (профицит бюджета); превышение расходов над доходами (дефицит бюджета).Идеальный вариант -- полное покрытие расходов доходами.

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

· рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

· чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

· экономический кризис.

Чаще всего дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. В этом случае требуется принятие срочных мер по стабилизации экономики, оздоровлению финансового состояния субъектов хозяйствования, реформированию финансово-кредитной системы.

Размер бюджетного дефицита и источники его финансирования в Республике Беларусь ежегодно утверждаются в Законе о бюджете на соответствующий год.

Источниками финансирования дефицита государственного бюджета могут быть как внутренние, так и внешние источники. К внутренним источникам относятся государственные займы посредством выпуска государственных ценных бумаг в национальной валюте, кредиты национального (центрального) банка страны, эмиссия денежных знаков. К внешним источникам относятся государственные займы в иностранной валюте, кредиты правительств иностранных государств, банков, международных организаций.

Дефицит бюджета означает превышение расходов над доходами и характеризует его несбалансированность. Он возникает в результате следующих объективных и субъективных причин:

· низкой эффективности производства при недостаточном развитии внешнеэкономических связей;

· ограниченности финансовых возможностей государства изыскивать всевозможные статьи доходов;

· нерациональной структуры бюджетных расходов;

· высокого уровня расходов непроизводительного характера;

· инфляции;

· неустойчивости денежного обращения;

· неустойчивости системы расчетов;

· нерациональной налоговой политики;

· непродуманной инвестиционно-кредитной политики;

· сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;

· снижения жизненного уровня населения.

Какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено, прежде всего, существованием автоматических стабилизаторов. На Рис.1.2 приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет.

Можно сделать следующие выводы:

· ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита;

· реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.

Таким образом, необходим постоянный анализ экономической ситуации в республике с целью выявления стадии экономического цикла и проведения соответствующей продуманной и взвешенной фискальной политики.