Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля
(Новый формат)
Раздел 1. Общая информация о модуле
Номер и тематика смены | 2 смена 2020 г. («Слова, изменившие мир») |
Название (тема) модуля | «Нам, читателям, лучше держаться друг друга…» |
Возрастная группа обучающихся | 8-9 классы |
Предметные области | Литература, химия, история, обществознание |
Разработчик(и) модуля | Исаченкова Алёна Владимировна – учитель русского языка и литературы |
Цель модуля | Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися проблем, поднятых американским писателем Рэем Брэдбери в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту», а также умения находить практическое применение полученных знаний |
Задачи модуля | Способствовать развитию интереса к личности и творчеству американского писателя Рэя Брэдбери; формировать у обучающихся умение анализировать текст художественного произведения (на примере романа-антиутопии «451 градус по Фаренгейту»); познакомить обучающихся с содержанием и художественными особенностями антиутопии как жанра; создать условия для формирования у обучающихся представления о таких теоретико-литературных понятиях, как «проблема», «научно-фантастический роман», «роман-антиутопия»; способствовать развитию у обучающихся нестандартного творческого мышления, умения применять полученные предметные знания при создании творческих продуктов; сформировать понимание того, что весь мир вокруг является объектом познания, повысить интерес обучающихся к самостоятельной творческой деятельности; развивать навыки рефлексии в отношении собственной деятельности, способности к самооценке личностных результатов |
Педагогические и образовательные технологии | сетевой образовательный модуль; творческая мастерская; эксперимент; лабораторный опыт; дебаты; обучение вне стен классной комнаты |
Используемые площадки проведения | |
Тематические партнёры | - |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Зачем мы храним то, что боимся забыть? |
Краткое описание (аннотация) модуля | Реальность, окружающая нас, становится все более «цифровой», и все чаще основной целью в жизни становится овладение информацией. Но что будет с нашим миром через несколько десятков лет?... Рэй Брэдбери писал: «Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое». А действительно ли нужно хранить нашу память? На сетевом образовательном модуле обучающиеся получат возможность найти ответ на данный вопрос на основе проблемного анализа знаменитого романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Артековцы проанализируют роман-антиутопию с точки зрения жанрового своеобразия, проблематики и характеристики действующих лиц, а также познакомятся с исторической подоплёкой романа. А всё для того, чтобы попробовать самостоятельно создать цивилизацию будущего со своими законами и нормами. В цифровой химической лаборатории ребята на опыте смогут определить температуру горения бумаги и подарить ей вторую жизнь, превратив в цветную открытку |
Дидактические единицы (единицы содержания) | Литература: жизнь и творчество Рэя Брэдбери, «проблема», «научно-фантастический роман», «роман-антиутопия», «научная фантастика». Химия: физические и химические явления, горение органических веществ, единицы измерения температуры, их перевод. История: Великая депрессия (1929-1939 гг.), маккартизм в США, Вторая Мировая война. Обществознание: государственное устройство, тоталитарное общество |
Продукты сетевого образовательного модуля | Заполненный оценочный лист Творческий проект «Цивилизация будущего» Открытка Hand-Made |
Эффекты сетевого образовательного модуля | Повышение мотивации к изучению творчества Рэя Брэдбери; овладение навыками поиска достоверной информации (надёжных источников) в рамках изучения определённой темы; овладение навыками проектной деятельности для обращения внимания сверстников к литературе; трепетное и уважительное отношение к различным видам искусства |
Формы контроля результатов За занятие обучающиеся получают от 1 до 3 отметок по формам контроля результатов, представленным ниже | Критерии оценки результатов В соответствии с ниже расположенными критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5») |
Проверка групповых оценочных (рабочих) листов учебно-исследовательской деятельности | Количество правильных ответов (90-100% – «5», 70-90% – «4», 50-70% – «3», менее 50% – ничего); грамотность письменной речи |
Творческий проект «Цивилизация будущего» | Соответствие творческой работы тематике и поставленным требованиями; грамотность устной и письменной речи отсутствие ошибок в предметном содержании; креативность |
Оценивание устных ответов обучающихся в ходе работы над анализом художественного текста | Правильность устных ответов; отсутствие ошибок в предметном содержании; умение аргументировать ответ или мнение; отсутствие логических ошибок; грамотность устной речи |
Раздел 2. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) |
| Учитель-разработчик (литература) Исаченкова Алёна Владимировна | Определение тематики сетевого образовательного модуля; разработка блока общего образования в сетевом образовательном модуле; консультирование педагогических работников лагерей при разработке и проведении сетевого образовательного модуля; заполнение и защита разделов 1, 2, 3 (3.1, 3.2, 3.3) технологической карты; отбор дидактического и методического материала; разработка раздаточных материалов для обучающихся; составление заданий для СИТД и проверка их выполнения обучающимися; проведение блока общего образования сетевого образовательного модуля; осуществление коррекции, контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся; заполнение журналов и выставление отметок; заполнение идентификационных карт по итогам проведённых модулей |
| Учитель-сореализатор (химия) Соболева Светлана Юрьевна | Разработка и проведение 2 этапа «Сила, творящая чудеса» |
| Учитель-сореализатор (история, обществознание) Кутергин Василий Алексеевич | Разработка и проведение 3 этапа «Исторический поединок» |
3.2. Модель реализации блока общего образования в рамках сетевого образовательного модуля
Элементы СОМ | Хронометраж | Кол-во ак. часов | Реализаторы | Проблемный вопрос | Форма реализации | Предметное содержание элемента | Место проведения |
I смена | II смена |
Вводная часть | 09.30-09.40 | 15.00- 15.15 | 0,5 | Учитель-разработчик (литература) Исаченкова А. В. | Зачем мы храним то, что боимся забыть? | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит детей с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, озвучивает проблемный вопрос, а также распределяет их по группам | Рэй Брэдбери. Слово о писателе | Актовый зал школы |
Этап 1 (групповая работа) | 09.40-10.30 | 15.20-16.00 | 1,25 | Учитель-разработчик (литература) Исаченкова А. В. | А действительно ли нужно хранить нашу память? Какова роль книги в жизни человека? | Работа по группам по принципу «вертушки». Литературная гостиная «История создания и жанровое своеобразие романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Анализ романа-антиутопии с точки зрения жанрового своеобразия, проблематики и характеристики действующих лиц. Работа в группах (поиск информации для ответа на ключевой проблемный вопрос) | История создания и жанровое своеобразие романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» | Кабинет школы |
Этап 2 | 10.30-11.20 | 16.05-16.45 | 1,25 | Учитель-разработчик Соболева С. Ю. (химия) | «Сжечь… нельзя… использовать». Где поставить запятую? | На этапе «Сила, творящая чудеса» ребята получат возможность эмоционально пережить два действия: «сжечь» и «использовать». Цифровой температурный датчик поможет группам определить температуру горения бумаги в оС и нехитрыми расчетами преобразовать их в оF. А после выполнения лабораторной работы «Дадим бумаге вторую жизнь!», ребята смогут определить решающую роль и силу запятой | Вещества обладают различными свойствами, знание которых позволяет их использовать в разных областях деятельности человека | Цифровая химическая лаборатория |
Этап 3 (групповая работа) | 11.20-12.10 | 16.30-17.00 | 1,25 | Учитель-разработчик Кутергин В. А. (история, обществознание) | Возможен ли тоталитаризм в XXI веке? | Исторический поединок. Слово учителя в виде эвристической беседы о механизмах и институтах тоталитарного государства. Самостоятельная работа в группах над проблемными вопросами («Оказали ли влияние социальные конфликты, войны, революции на тоталитарное общество? Почему тоталитарные режимы проявляли враждебность к любой форме инакомыслия?»). В форме дебатов обучающиеся доказывают или опровергают свою точку зрения на один из предложенных вопросов. Группа выполняет задания в индивидуальном оценочном листе | Историческая подоплёка научно-фантастического романа Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» | Кабинет школы |
Этап 4 (групповая работа): СТД/СИД | 12.10-12.40 | 17.05-17.35 | 1,25 | Учитель-разработчик (литература) Исаченкова А. В. Реализатор: Вожатый Б | Что будет с нашим миром через несколько десятков лет? | Самостоятельная творческая деятельность по группам. Группа выполняет творческий проект «Цивилизация будущего» (вожатый организует деятельность обучающихся, помогает создать проект по указанным в задании критериям) | Р.Р. «Роль книги в жизни человека» | Кабинет школы |
Заключительная часть | 12.40-12.50 | 17.40-17.50 | 0,5 | Учитель-разработчик (литература) Исаченкова А. В. | Зачем мы храним то, что боимся забыть? | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Группы представляют получившиеся у них исследовательские продукты. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию | Проблематика научно-фантастического романа Нового времени. Пророчество Рэя Брэдбери | Актовый зал школы |
3.3. Информация о сопровождении и обеспечении
блока общего образования в сетевом образовательном модуле
| Перечень необходимого с указанием требований | Назначение | Количество |
1. Транспортное обеспечение |
| Автобус | Транспортировка учителя и оборудования к месту проведения модуля | 1 автобус |
2. Материальное сопровождение |
| Бумага А4 | Для печати индивидуальных оценочных листов | 3 п. |
| Бумага А4 (НЕОН) | 3 уп. |
| Папка-планшет | Для заполнения индивидуальных оценочных листов | |
| Папка с кнопкой А4 | |
| Закладки цветные самокл. (5 цветов) | Для проверки индивидуальных оценочных листов | 1 уп. |
| Карандаши восковые для рисования | Для творческого проекта | 3 шт. |
| Клей-карандаш | Для творческого проекта | 4 шт. |
| Ластик | Для творческого проекта | 2 шт. |
| Маркер текстовыделитель | Для творческого проекта | 3 шт. |
М | Маркер для доски с губкой | Для творческого проекта | 1 шт. |
| Ручка шариковая, синяя | Для заполнения индивидуальных оценочных листов | 100 шт. |
| Стикеры (цветные) | Для заполнения индивидуальных оценочных листов | 1 уп. |
| Файлы А4 | Для проверки индивидуальных оценочных листов | 100 шт. |
| Папка на кольце | Для индивидуальных оценочных листов | 5 шт. |
| Папки на кнопке А-4 | Хранение материалов | 8 шт. |
| Папки скоросшиватели А4 | Для индивидуальных оценочных листов | 5 шт. |
| Ножницы | Для исследовательской работы | 1 шт. |
| Бумага для заметок на клейкой основе | Для проверки индивидуальных оценочных листов | 2 шт. |
| Скобы для степлера №24 | Для проверки индивидуальных оценочных листов | 2 шт. |
| Магниты | Для демонстрационных материалов | 2 уп. |
| Точилка | Для творческого проекта | 1 шт. |
| Чайник | Для лабораторной работы | 1 шт. |
| Блендер | Для лабораторной работы | 1 шт. |
| Гуашь | Для лабораторной работы | 2 уп. |
| Набор химической посуды | Для лабораторной работы | 4 комплекта |
| Ноутбук | Для лабораторного опыта | 4 шт. |
| Температурный датчик | Для лабораторного опыта | 4 шт. |
| USB-кабель | Для лабораторного опыта | 4 шт. |
3. Информационно-техническое сопровождение |
| Экран | Для работы учителя-разработчика на вводной части и во время проведения этапа 1 | 1 шт. |
| Проектор | 1 шт. |
| Wi-fi | Для организации работы учителя-разработчика с обучающимися во время проведения этапа 1 | |
4. Прочее обеспечение |
| - | - | - |
Приложение 1
Описание вводного этапа
(продолжительность этапа 15-20 минут)
Организационный момент | На вводной лекции учитель разъясняет ход сетевого образовательного модуля, который состоит из 4 этапов. Педагог говорит о том, что обучающимся предстоит выполнить на занятии, демонстрирует оценочные листы, в которых будут работать ученики. Для вожатых проводится небольшой инструктаж, после которого они раздают письменные принадлежности обучающимся. |
Мотивационный крючок | Реальность, окружающая нас, становится все более «цифровой», и все чаще основной целью в жизни становится овладение информацией. Но что будет с нашим миром через несколько десятков лет?... Предлагаю обратиться к следующему видеофрагменту… Что вы видите? https://www.youtube.com/watch?time_continue=79&v=_w_L15Be-cc&feature=emb_logo Рэй Брэдбери писал: «Книги — только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое». А действительно ли нужно хранить нашу память? На этом занятии вам предстоит поразмышлять над следующими проблемами, поднятыми Рэем Брэдбери в романе «451 градус по Фаренгейту»: проблема исторической памяти, пропаганды и манипулировании обществом посредством СМИ, проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох, конфликта общества и личности, проблема бездуховности. |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Зачем мы храним то, что боимся забыть? |
Целеполагание | На сетевом образовательном модуле обучающиеся получат возможность найти ответ на данный вопрос на основе проблемного анализа знаменитого романа-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» |
Описание заключительного этапа
(продолжительность 15-20 минут)
По окончании модуля педагог подводит итоги всего учебного занятия, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений обучающихся.
Предполагаемые вопросы учителя:
1. Определите, достигли ли поставленной цели?
2. Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?
3. Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?
4. Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос?
Затем учитель просит ребят вспомнить и озвучить ключевой проблемный вопрос, который был задан в начале СОМа: «Зачем мы храним то, что боимся забыть?»
Предполагаемый ответ на ключевой проблемный вопрос:
Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.
Несомненно, что главная тема романа — роль книги в жизни человека. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация доносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.
Если ответ обучающихся на ключевой проблемный вопрос соответствует тому, что представлено выше, то ребята вместе с педагогом делают вывод, что они достигли цели модуля, благодаря поэтапному поиску ответа на каждом из блоков учебного занятия, где был свой проблемный вопрос и различные формы работы, направленные на его разрешение: беседа с учителем, анализ текста, исторический поединок, лабораторный опыт и т.д.
Приложение 2
Оценочный лист
Приложение 3
Инструкция для вожатого.
Задание 1. Творческий проект «Цивилизация будущего»
Разработчик: Исаченкова Алёна Владимировна – учитель русского языка и литературы
Реализатор: педагогический работник детского лагеря (Вожатый Б).
Суть задания (кратко обозначить суть задания): все обучающиеся под руководством вожатого делятся на группы и создают проект «Цивилизация будущего»
Рекомендации для реализатора этапа (для вожатого Б):
Детей требуется разбить на группы (по 4-6 человек).
Если отряд состоит из 25 человек, то максимальное количество групп – 4.
Если отряд состоит из 30 человек, то максимальное количество групп – 5.
При желании ребёнка работа может быть индивидуальной, главное, чтобы за отведённое время обучающийся успел справиться с заданием.
Определить капитана в каждой команде.
Выдать капитанам листы с заданиями.
Обозначить время для выполнения работы.
Во время этапа следить за соблюдением обучающимися дисциплины.
Контролировать процесс выполнения работы.
В конце этапа собрать работы и нацелить ребят на защиту проектов на итоговом этапе.
Инструкции по выполнению заданий в первоначальном виде оставить на видном месте для следующей группы.
Следить за тем, чтобы при выполнении задания все обучающиеся были включены в процесс и не мешали друг другу работать в группе.
Требования к выполнению задания:
обучающиеся должны работать в группе;
в проекте должны быть отражены все основные признаки цивилизации (Например: наличие определенной территории, суверенитет, экономическое устройство, налоговая система, население, наличие городов, развитие торговли, письменность, монументальные сооружения, зачатки искусства и науки и т.д.);
в «Цивилизации будущего» должны быть продуманы: название страны или государства, форма государственного устройства, форма правления, органы государственной власти и их функции, принципы взаимоотношений в обществе, отношение к науке, технике, литературе и искусству в целом и т.д.;
содержание проекта должно соответствовать обозначенным ниже критериям;
должен быть высокий уровень оформления конечного продукта (аккуратность, структурированность, индивидуальность, креативность, четкость);
проект должен быть подписан на обратной стороне ватмана следующим образом: лагерь, ФИ каждого участника группы (можно отдельно выделить тех, кто защищал проект), отряд, класс в Артековской школе с буквой.
Время на выполнение задания:
3 минуты | Инструктаж |
30 минут | Выполнение задания |
2 минуты | Сдача работ, подведение итогов |
Форма организации деятельности детей при выполнении задания: групповая или парная.
Формы контроля результатов (Исаченкова А.В. – учитель русского языка и литературы): защита созданных творческих проектов в форме презентации.
Критерии выставления отметок:
соответствие творческого продукта заявленной теме;
вовлечённость всей группы в работу;
творческая индивидуальность;
креативность;
грамотная речь;
выразительность и четкость речи.
Поощрение дополнительной отметкой «5» всех тех участников группы, чья работа по итогам работы отряда стала самой содержательной и интересной. Отсутствие отметки может быть у минимального числа обучающихся, тех, кто не смог работать по определённым причинам (отсутствие более, чем 5 минут на этапе, плохое самочувствие)
Приложение 4.
Раздаточные материалы
Роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Предисловие к изданию романа «451 градус по Фаренгейту», 1966 год
С девяти лет и до подросткового возраста я проводил по крайней мере два дня в неделю в городской библиотеке в Уокигане (штат Иллинойс). А летними месяцами вряд ли был день, когда меня нельзя было найти там, прячущимся за полками, вдыхающим запах книг, словно заморских специй, пьянеющим от них ещё до чтения.
Позже, молодым писателем, я обнаружил, что лучший способ вдохновиться — это пойти в библиотеку Лос-Анджелеса и бродить по ней, вытаскивая книги с полок, читать — строчку здесь, абзац там, выхватывая, пожирая, двигаться дальше и затем внезапно писать на первом попавшемся кусочке бумаги. Часто я стоял часами за столами-картотеками, царапая на этих клочках бумаги (их постоянно держали в библиотеке для записок исследователей), боясь прерваться и пойти домой, пока мной владело это возбуждение.
Тогда я ел, пил и спал с книгами — всех видов и размеров, цветов и стран: Это проявилось позже в том, что когда Гитлер сжигал книги, я переживал это так же остро, как и, простите меня, когда он убивал людей, потому что за всю долгую историю человечества они были одной плоти. Разум ли, тело ли, кинутые в печь — это грех, и я носил это в себе, проходя мимо бесчисленных дверей пожарных станций, похлопывая служебных собак, любуясь своим длинным отражением в латунных шестах, по которым пожарники съезжают вниз. И я часто проходил мимо пожарных станций, идя и возвращаясь из библиотеки, днями и ночами, в Иллинойсе, мальчиком.
Среди записок о моей жизни я обнаружил множество страниц с описанием красных машин и пожарных, грохочущих ботинками. И я вспоминаю одну ночь, когда я услышал пронзительный крик из комнаты в доме моей бабушки, я прибежал в ту комнату, распахнул дверь, чтобы заглянуть вовнутрь и закричал сам.
Потому что там, карабкаясь по стене, находился светящийся монстр. Он рос у меня на глазах. Он издавал мощный ревущий звук, словно из печи и казался фантастически живым, когда он питался обоями и пожирал потолок.
Это был, конечно, огонь. Но он казался ослепительным зверем, и я никогда не забуду его и то как он заворожил меня, прежде чем мы убежали, чтобы наполнить ведро и убить его насмерть.
Наверное, эти воспоминания — о тысячах ночей в дружелюбной, тёплой, огромной темноте, с лужами зелёного света ламп, в библиотеках, и пожарных станциях, и злобном огне, посетившем наш дом собственной персоной, соединившись позже со знанием о новых несгораемых материалах, послужили тому, чтобы «451 градус по Фаренгейту» вырос из записок в абзацы, из абзацев в повесть:
«451 градус по Фаренгейту» был полностью написан в здании библиотеки Лос-Анджелеса, на платной пишущей машинке, которой я был вынужден скармливать десять центов каждые полчаса. Я писал в комнате, полной студентов, которые не знали, что я там делал, точно так же как я не знал, что они там делали. Наверное, какой-то другой писатель работал в этой комнате. Мне нравиться так думать. Есть ли лучшее место для работы, нежели глубины библиотеки?
Но вот я ухожу, и передаю Вас в руки самого себя, под именем Монтэг, в другой год, с кошмаром, с книгой, зажатой в руке, и книгой, спрятанной в голове. Пожалуйста, пройдите с ним небольшой путь.
Рэй Бредбери
Роман-антиутопия Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Главные герои и их характеристика
Гай Монтаг (Монтэг в некоторых переводах) — главный герой, работающий на пожарной станции будущего. Основная его задача — выезжать по экстренным вызовам в случаях обнаружения в домах книг для их сжигания посредством специального устройства — бландспойта. Этот человек – дитя своей эпохи, он не задумывается о сути своей миссии, пока не сталкивается лицом к лицу с несколькими личностями, поколебавшими его уверенность в правильности государственного строя. Он последовательно разочаровывается в жене, которая равнодушна ко всему, кроме любимых экранов, в своей службе, где он видит лишь жестокость и слепые стремления угодить начальству, в своем обществе, где он больше не чувствует себя органично. Из апатичного раба рутины он превращается в сознательного и деятельного человека, способного спасти вековую мудрость от рук варваров.
Кларисса Маклеллан — юная девушка, появившаяся на первых страницах романа, которая дала толчок для проявления интереса героя к книгам и к тому, что в них заключено. Ее семью считали ненормальной, постоянно подозревая их в чтении. По вечерам их окна горели, и можно было наблюдать, как вся родня общается между собой, издавая громкие звуки, что вызывало жуткое недоумение и раздражение у всех соседей в округе. В экранизации романа героине было отведено больше времени, чем в тексте. Она исчезает бесследно, а Монтагу остается только гадать, куда она делась. Скорее всего, она ушла в леса, где скрывались хранители книжных знаний.
Битти Брансмейстер — начальник пожарной части, первый заподозривший об интересе главного героя к содержанию книг. Автор знаменитой цитаты «Хранить книги — не преступление. Преступление — читать их». Почуяв желание Гая прикоснуться к запретному, персонаж проучивает своего подчиненного, но к желаемому результату это не приводит. Его разговоры с Гаем – основа сюжета, ведь в них автор излагает свои идеи.
Милдред – апатичная, бесчувственная, безучастная ко всему жена главного героя, являющаяся полным отражением общества, описываемого Рэем Брэдбери. Она целыми днями сидит на диване в комнате с экранами, почти не разговаривает и на книги, обнаруженные в руках мужа, реагирует с опаской. Она без зазрения совести предает его, заявляя о находке.
Фабер — друг и единомышленник Монтага, профессор, не сумевший предотвратить принятие закона, запрещающего книги. Первоначально он относится к Гаю с опасением. Когда он понимает, что главный герой стремится узнать внутренний мир книг, бывший преподаватель английского языка стремится помочь собеседнику.
Темы
Главная тема романа — роль книги в жизни человека. Через утопию писатель демонстрирует мир, который может быть реальностью в случае отказа от чтения литературы. Книги заключают в себе опыт наших предков, который людям стоит перенимать для движения вперед. Читатели задаются вопросами, которые обществу массового потребления не знакомы. Поэтому оно зависимо от правительства и очень уязвимо. Людям, которые не способны мыслить самостоятельно, информация поносится под нужным ракурсом, что дает государству все рычаги для полного управления.
Семья. Автор доказывает необходимость общения и поощрения общих семейных интересов. Многие люди замыкаются в себе и своих гаджетах, игнорируя важность семейных уз. Это прямой путь к отчуждению от родных и близких, которое сулит человеку одиночество и незащищенность. Ведь кто, как не родственники, сможет помочь в трудную
минуту, поддержать и понять? Увы, герой поздно осознал разрушающую роль экранов в своей личной жизни, поэтому потерял любимую женщину.
Верность и предательство. Те, кому доверял Гай, предали его, повинуясь тому, что им внушили власти. Когда пропаганда становится выше морали, выше чувств и привязанностей, личность разрушается, а на ее месте появляется покорный и апатичный раб, не способный на эмоции и мысли.
Тема технического прогресса. Мы должны понимать, что техника – это средство, а не цель нашего существования. Нельзя допустить, чтобы общество ценило гаджеты и виртуальную реальность выше, чем людей. Кроме того, прогресс не должен вытеснять достижения прошлых эпох, они могут соседствовать друг с другом, только тогда все поколения достигнут гармонии взаимопонимания, которое выступает гарантией взаимовыгодного обмена опытом.
Проблематика
Конфликт общества и личности. Гай Монтаг вступает в конфликт с обществом, начиная читать книги, вместо их уничтожения. Будучи пожарным, призванным для их уничтожения, он становится двойным агентом — на заданиях, вместо уничтожения литературы, он забирает их часть себе домой. Герой выделяется среди людей, с которыми вынужден делить век. Как белая ворона Чацкий, он не понят и изгнан, считается преступником за желание узнать новое и мыслить, тогда как общество разучилось думать и существовать самостоятельно.
Пропаганда и манипулирование обществом посредством СМИ. Телевидение заполняет все проблемы, которые образовались после запрета литературы. Средства массовой информации становится прекрасным способом манипулирования, они «зомбировали» население, оставаясь единственным каналом для получения какой-либо информации. Однако, все, что показывают в экранных комнатах, подносится под выгодным ракурсом, а шансы заметить «что-то неладное» в подаваемой информации сводятся к нулю из-за неумения мыслить.
Проблема бездуховности так же рождается из-за отсутствия книг и изобилия «информационного фастфуда» телевизионных экранов, которые на правах монополии участвуют в воспитании населения. Моральные ценности, в результате, заменяются потребительскими.
Проблема исторической памяти. Литература, собравшая все открытия и изобретения, все осмысленное и обдуманное столетиями, является памятью поколений. Это сборник архивов всего созданного человеком с момента появления письменности. В обществе, где книги запрещены, возможность сохранения всего этого теряется, что становится залогом полного регресса для общества.
Проблема утраты традиций и ценностей прошлых эпох. Технический прогресс, заменивший хрустящую книгу в руке, может принести пользу и вред, в зависимости от того, как использовать эту находку. Но без альтернативы, которую дает та же литература, общество не может судить, так ли оно распоряжается своими возможностями. Несмотря на улучшение качества показываемого изображения и увеличение диагоналей экранов, техника может оставаться лишь красивой обложкой для апофеоза пустоты.
4