СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Таблица "Единицы массы""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Таблица "Единицы массы""»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Комаровская Анна Васильевна

Место проведения: БОУ «СОШ №58»

Дата: 10.11.2022 Класс: 4 «А»

Предмет математика.

Тема урока «Таблица «Единицы массы»».

Цель: формирование и расширение представления о единицах измерения массы; формирование умения переводить одни единицы массы в другие.

Планируемые результаты (программа по предмету):

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

-формирование бережного отношения к природе, через беседу о макулатуре.


Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить;

-самоконтроль: оценивать достижения на уроке.

П: -использование знаково-символических средств представления информации – таблица;

-овладение логическим действиям сравнения.

К: -воспринимать и формулировать суждения, через работу с высказыванием.

-структурировать знания о единицах измерения массы (г, кг, ц, т) через составление таблицы;

-формировать умение переводить одни единицы массы в другие.


Задачи урока

Дидактические (обучающие)

Развивающие

Воспитательные

-переводить одни единицы массы в

другие, используя соотношения между ними;

-приводить примеры и описывать

ситуации, требующие перехода от

одних единиц измерения к другим;

-исследовать ситуации, требующие

сравнения объектов по массе, упорядочивать их.

-развивать навык контроля через оценивание достижений на уроке;

-развивать умение сравнивать объекты по массе;

-развивать умение строить рассуждение.



-воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-прививать интерес к математике через работу с высказыванием.


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

-составить таблицу «Единицы массы».


-сравнивать и переводить одни единицы массы в другие.

Тип урока: открытие нового знания.

Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Средства и формы контроля: устный опрос, взаимоконтроль.

Оборудование для обучающихся: учебник УМК «Школа России» математика 4 класс 1 часть, тетрадь, карточки.

Оборудование для учителя: учебник УМК «Школа России» математика 4 класс 1 часть.

Основные термины, понятия, определения, правила:

10 ноября.

Классная работа.


Оформление классной доски.





































Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь и пенал.

-Присаживайтесь.

-Откройте тетради, запишите число: 10 ноября. Классная работа.


Приветствие.

Проверка готовности к уроку.


Мотивация к учебной деятельности

Л: -ценности научного познания: познавательные интересы.

М: К:-развивать умение строить рассуждение.

-Посмотрите на слайд. Перед вами высказывание: «Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».

-Как вы понимаете смысл этого высказывания?


-А вы боитесь трудностей?

-Готовы трудиться? Покорять все крепости математики?

-Тогда начнем!

Прил. 1




Рассуждают над смыслом высказывания.

-Не боимся.

-Готовы.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии


М: К:-развивать умение строить рассуждение.

-Посмотрите на доску, перед вам разные единицы измерения. Ваша задача распределить эти единицы измерения на 3 группы и объяснить по какому признаку вы их разделили.

Учитель предлагает некоторым учащимся выйти и распределить единицы измерения на 3 группы.

-Над какими единицами измерения вы работали на прошлом уроке?

-Чем ее измеряют?


Учитель убирает с доски карточки с единицами длины и времени.


-Ребята, однажды я услышала спор трех мальчиков. Один говорил, что масса кита 3т, другой, что масса кита 30ц, а третий 3000кг. Как вы думаете, кто из них прав?

-У нас с вами возникло затруднение.

Карточки с единицами измерения (прил. 5)










Карточка «Единицы измерения массы» (г, кг, ц, т)







Некоторые учащиеся выходят и распределяют единицы измерения на 3 группы: единицы измерения длины: мм, см, м, дм, км; единицы измерения массы: г, кг, ц, т; единицы измерения времени: сутки, неделя, месяц, год.

-На прошлом уроке мы работали с единицами измерения массы.

-Граммы, килограммы, центнеры, тонны.




-Мы не знаем.

Выявление места и причины затруднения

Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

М: Р:-самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить;

К: -воспринимать и формулировать суждения.

-Подумайте и предположите, что нам нужно сделать?

-Для этого мы с вами должны составить таблицу единиц массы.

-Тогда какая тема нашего урока? (если возникнет затруднение с формулированием темы, то учитель может предложить открыть учебник на стр.46 и найти тему урока)

-Какую цель мы можем поставить на данный урок?


-Перевести всё к одной единице измерения: кг.



-Таблица «Единицы массы».




-составить таблицу «Единицы массы» и использовать ее.

Построение проекта выхода из затруднения

Р: -самоорганизация: понимать уч. задачу урока и стремиться ее выполнить.

-Чтобы достигнуть данной цели нам нужно выполнить задачи.

-Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели?

Учитель вывешивает 2 пункта плана на доску.


-План составлен, начинаем идти к нашей цели, выполняя пункты нашего плана.

ПЛАН УРОКА

Прил. 2



1)Составить таблицу «Единицы массы».

2)Использовать эту таблицу.



Реализация построенного проекта

Л: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

М: П: -использование знаково-символических средств представления информации – таблица;

-овладение логическим действиям сравнения.

К: -воспринимать и формулировать суждения.

П: -расширить представление о единицах измерения массы;

-формировать умение переводить одни единицы массы в другие.

-Первый пункт нашего плана – составить таблицу «Единицы массы».

-Запишите в тетрадях 1 кг, 1 ц, 1 т в столбик, как на доске.

-Как вы уже знаете, основная единица массы?

-Другие единицы массы связаны с граммом. Так, 1000 г – это сколько кг?

-Для того, чтобы узнать сколько килограмм в одном центнере, нам нужно 1 умножить на 100, сколько это будет?

-Значит делаем вывод, что в 1 ц – сколько кг?

-Чтобы узнать сколько центнеров в одной тонне, нужно 1 умножить на 10. Сколько получилось?

-Значит в 1 тонне сколько центнеров?

-Если мы знаем, что 1 ц =100 кг, тогда как узнать сколько килограмм в 10 центнерах?

-Вот мы с вами и составили таблицу «Единицы массы».

-Теперь откройте учебник на стр. 46 и найдите таблицу, которую предлагает автор учебника.

-Сравните таблицу из учебника и ту которую составили мы с вами.

-Правильно мы с вами составили таблицу?

-Вернемся к спору трех мальчиков. Переведем все к наименьшей единице измерения – кг, в данном случае. В этом вам поможет наша таблица.

-Теперь мы знаем, что 3 тонны это сколько килограмм?

-Как вы это узнали? Что вы для этого сделали?



-А 30 центнеров это сколько килограмм?

-Как вы это узнали? Что вы для этого сделали?



-И 3000 килограмм это версия третьего мальчика.

-Так какой вывод мы можем сделать?

-А почему мальчики спорили между собой? Чего они не знали?



-Вот чтобы у вас не возникало таких споров вам нужно будет выучить данную таблицу.

-Вернемся к плану. Мы с вами составили таблицу «Единицы массы» и сейчас перейдем ко второму пункту нашего плана, значит сейчас что мы будем делать?

-Какое бы вы задание могли дать к этой записи?

40 кг * 4 т

40000 кг * 4 т

45 кг * 45000 г

8 т 7 ц * 870 кг

5 т * 50 ц

480 ц * 40 т 80 ц

-Первую запись сравню я, а вы внимательно послушайте мое рассуждение.

-40 кг * 4 т. Приведем к одним единицам измерения. Переведем 4 тонны в килограммы. В одной тонне 1000 кг, значит 4 тонны = 4000 кг. Делаю вывод, что 4 тонны больше 40 килограмм, ставлю знак «

Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание.

40 кг * 4 т

40000 кг * 4 т

45 кг * 45000 г

8 т 7 ц * 870 кг

5 т * 50 ц

480 ц * 40 т 80 ц








-Найдите в учебнике №210. Кто прочитает задачу?

-Все ли слова в задаче вам понятны?


Макулатура – это старая бумага.

-О чем задача?



-Какое в задаче условие? Что нам известно?



-Какой вопрос? Что нужно узнать?



-Составим краткую запись.

Учитель составляет на доске, учащиеся в тетрадях.

1 кг – 25 т.

1 ц – ? т.

1 т – ? т.

-Мы с вами знаем, что из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 тетрадей, чтобы узнать сколько тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры, нам нужно 1 ц перевести в килограмм. Для этого что нам нужно сделать?

-Получится 100 кг, если из 1 кг получается 25 тетрадей, то чтобы узнать сколько тетрадей будет из 100 кг, нужно 100*25.

-А чтобы узнать, сколько тетрадей получится из 1 тонны, нужно тонны перевести в кг, что для этого нужно сделать?

-Получится 1000 кг, если из 1 кг делают 25 тетрадей, то чтобы узнать сколько тетрадей получится из 1000 кг, нам нужно 25*1000.

-Кто выйдет к доске и запишет решение этой задачи?











-Найдите задачу № 211. Кто прочитает нам эту задачу?

-Все ли слова в задаче вам понятны?

-О чем эта задача?

-Какое в задаче условие? Что нам известно?




-А есть ли вопрос в этой задаче?

-Вопроса нет, но есть требование. Прочитайте требование.



-Я составлю таблицу на доске, вы пока ничего не пишите.

Учитель составляет таблицу на доске.

Заполнение таблицы идет в совместном обсуждении с учащимися.


т в 1 вагоне

Кол-во вагонов

Ржаная мука

50 т

10

Пшеничная мука

48 т

10

-Посмотрите на первое выражение 50*10+48*10, как вы думаете, что оно означает.


-Значит мы можем добавить еще один столбик в нашу таблицу.


т в 1 вагоне

Кол-во вагонов

Всего

Ржаная мука

50 т

10

?

Пшеничная мука

48 т

10

-Что означает второе выражение?


???

-Запишите эту таблицу себе в тетрадь.

-Кто выйдет к доске и решит данные выражения.







-Прочитайте задание № 212 про себя.

-Что нужно сделать в этом задании?

Учитель предлагает учащимся выходить по цепочке к доске и выполнять задание.



На доске в столбик записаны: 1 кг, 1 ц,

1 т.



Записывают в столбик 1 кг, 1 ц,

1 т.

-Грамм.


-1000 грамм это 1 килограмм.


-1*100=100


-100 кг.



-1*10=10

-10 ц.

-Чтобы узнать сколько кг в 10 ц, нужно 10*100=1000.



Открывают учебник на стр. 46









-3 тонны это 3000 килограмм.


-Мы знаем, что 1 т = 1000 кг, значит, чтобы узнать сколько кг в 3 т, нужно 1000*3=3000 кг.

-30 центнеров это 3000 килограмм.

-Мы знаем что 1 ц = 100 кг, значит, чтобы узнать сколько кг в 30 ц, нужно 100*30=3000 кг.



-Что все три мальчика были правы.


-Мальчики спорили между собой, потому что не знали таблицу единиц массы.



-Сейчас мы будем использовать составленную таблицу, выполняя задания.


-Сравнить.


















-Приведем к одним единицам измерения. Переведем 4 т в килограммы. В 1 тонне 1000 кг, значит 4 т = 4000 кг. Делаю вывод, что 40000 кг больше 4 т. Ставлю знак «».

Учащиеся рассуждают и сравнивают величины.

45 кг = 45000 г

8 т 7 ц 870 кг

5 т = 50 ц

480 ц = 40 т 80 ц

-Один учащийся читает задачу.


Может возникнуть вопрос со словом макулатура.


-Задача о макулатуре и школьных тетрадях, которые из нее можно изготовить.

-Условие задачи – из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей.

-Сколько таких тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры? Из

1 т макулатуры?


Составляют краткую запись.









-Нужно умножить 1 на 100.






-Нужно 1*1000.




-Один учащийся выходит к доске и записывает решение задачи.

1. 1 ц = 100 кг

25*100=2500 (т.) – из 1 ц макулатуры.

2. 1т = 1000кг

25*1000=25000 (т.) – из 1 т макулатуры.

Ответ: из 1 ц можно изготовить 250 школьных тетрадей, из 1 т можно изготовить 25000 школьных тетрадей.

Один учащийся читает задачу вслух.


-Да.

-Задача о вагонах и муке в них.

-Условие – 10 вагонов – ржаной муки, по 50 т в каждом вагоне, 10 вагонов – пшеничной муки, по 48 т в каждом.

-Вопроса нет.

Один учащийся вслух читает требование задачи: объясни что означают выражения: 50*10+48*10; (50-48)*10.



Составляют и заполняют таблицу совместно с учителем.








-Первое выражение означает сколько всего тонн ржаной и пшеничной муки доставили на хлебозавод.








-На сколько меньше пшеничной муки, чем ржаной в 10 вагонах.



Один учащийся выходит к доске и решает выражения:

1. 50*10+48*10=500+480=980 (т)

2. (50-48)*10= 2*10=20 (т)

Ответ: 980 т ржаной и пшеничной муки привезли на хлебозавод; на 20 т пшеничной муки в 10 вагонах меньше, чем ржаной.


-Найти частное и остаток.

Выходят по цепочке к доске и выполняют задание.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке.

-Ребята, мы с вами поработали, изучили новую тему. Сейчас ваша задача будет поработать в паре и рассказать друг другу о соотношениях единиц массы.

-Вспомним правила работы в парах.



-Раз вы разобрались с новой темой, то сейчас примените эти знания в самостоятельной работе.

-Прочитайте задания, если есть вопросы задайте.

-Можете приступать к выполнению.


-Выполним самопроверку. На доске вы видите правильные ответы, если ответ на доске и ответ на карточке сходятся, ставьте знак «+», если нет – «-».

-Если все +, поставьте 5, если 1 «-» - «4», 3 «-» - «3», 2 «-» - «2».

-Поднимите руку у кого 5?

-Вы большие молодцы. У кого что-то не получилось не расстраивайтесь, вам нужно еще немного потренироваться и обязательно все получится.

Карточка №1. Прил. 3


Ответы. Прил. 4





1. Уважай своего товарища.

2. Умей выслушать каждого.

3. Не согласен – предлагай!




Читают задания, если есть вопросы задают.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку.




Оценивают работы по критериям.


Поднимают руки у кого 5.

Подведение итогов, рефлексия

Л:-ценности научного познания: познавательные интересы.

Р:-самоконтроль: оценивать достижения на уроке.

-Наш урока подходит к концу

-Какая тема была?

-Какую цель ставили?


-Достигли цели?

-С помощью чего достигали поставленной цели?

-Все пункты плана выполнили?

-Подумайте, где еще нам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке.


-А в каких конкретно жизненных ситуация мы можем столкнуться с единицами измерения массы.

Учитель спрашивает теоретический материал, если остается время.

Учитель предлагает поработать с незаконченными фразами (я знаю, я умею, я могу).

-Спасибо за урок! До свидания.



-Таблица «Единицы массы».

-Изучить таблицу «Единицы массы» и научиться с ней работать.

-Достигли.

-С помощью плана.


-Все пункты плана выполнили.

-Знания, полученные сегодня на уроке нам, могут пригодится в жизни.

-Например, в магазине, взвешивать продукты.


Работа с незаконченными фразами.



Приложения

Прил. 1

«Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым».

Прил. 2

ПЛАН УРОКА:

- составить таблицу «Единицы массы

- переводить и сравнивать одни единицы массы в другие

- решить задачу, связанную с единицами массы

Прил. 3

Карточка №1.

1.Выбери правильное утверждение.

А) 1 т = 1000 кг

Б) 1 кг = 10 ц

В) 1 ц = 10 г


2.Выберите меньшую величину:

А) 80 ц

Б) 80 кг

В) 80 т


3.Сколько центнеров в 1 тонне?

А) 10 ц

Б) 1 000 ц

В) 15 ц


4.Чтобы поужинать волку достаточно 2 кг мяса. Но если он голоден, то может съесть в 3 раз больше. Сколько мяса может съесть голодный волк?

А) 14 кг

Б) 6 кг

В) 10 кг


5. Гиппопотам весит 3.000кг, а вес барсука в 100 раз меньше. Найдите вес барсука.

А) 300 кг

Б) 30 кг

В) 3 кг


Прил. 4

Ответы

1. А)

2. Б)

3. А)

4. Б)

5. В)


П

Метр

Километр

Дециметр

Сантиметр

Грамм

Килограмм

Центнер

Тонна

Миллиметр

Сутки

Месяц

Год

Неделя

Единицы измерения массы

Единицы измерения длины

Единицы измерения времени

рил. 5