Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | М: К:-развивать умение строить рассуждение. | -Посмотрите на доску, перед вам разные единицы измерения. Ваша задача распределить эти единицы измерения на 3 группы и объяснить по какому признаку вы их разделили. Учитель предлагает некоторым учащимся выйти и распределить единицы измерения на 3 группы. -Над какими единицами измерения вы работали на прошлом уроке? -Чем ее измеряют? Учитель убирает с доски карточки с единицами длины и времени. -Ребята, однажды я услышала спор трех мальчиков. Один говорил, что масса кита 3т, другой, что масса кита 30ц, а третий 3000кг. Как вы думаете, кто из них прав? -У нас с вами возникло затруднение. | Карточки с единицами измерения (прил. 5) Карточка «Единицы измерения массы» (г, кг, ц, т) | Некоторые учащиеся выходят и распределяют единицы измерения на 3 группы: единицы измерения длины: мм, см, м, дм, км; единицы измерения массы: г, кг, ц, т; единицы измерения времени: сутки, неделя, месяц, год. -На прошлом уроке мы работали с единицами измерения массы. -Граммы, килограммы, центнеры, тонны. -Мы не знаем. |
Реализация построенного проекта | Л: -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. М: П: -использование знаково-символических средств представления информации – таблица; -овладение логическим действиям сравнения. К: -воспринимать и формулировать суждения. П: -расширить представление о единицах измерения массы; -формировать умение переводить одни единицы массы в другие. | -Первый пункт нашего плана – составить таблицу «Единицы массы». -Запишите в тетрадях 1 кг, 1 ц, 1 т в столбик, как на доске. -Как вы уже знаете, основная единица массы? -Другие единицы массы связаны с граммом. Так, 1000 г – это сколько кг? -Для того, чтобы узнать сколько килограмм в одном центнере, нам нужно 1 умножить на 100, сколько это будет? -Значит делаем вывод, что в 1 ц – сколько кг? -Чтобы узнать сколько центнеров в одной тонне, нужно 1 умножить на 10. Сколько получилось? -Значит в 1 тонне сколько центнеров? -Если мы знаем, что 1 ц =100 кг, тогда как узнать сколько килограмм в 10 центнерах? -Вот мы с вами и составили таблицу «Единицы массы». -Теперь откройте учебник на стр. 46 и найдите таблицу, которую предлагает автор учебника. -Сравните таблицу из учебника и ту которую составили мы с вами. -Правильно мы с вами составили таблицу? -Вернемся к спору трех мальчиков. Переведем все к наименьшей единице измерения – кг, в данном случае. В этом вам поможет наша таблица. -Теперь мы знаем, что 3 тонны это сколько килограмм? -Как вы это узнали? Что вы для этого сделали? -А 30 центнеров это сколько килограмм? -Как вы это узнали? Что вы для этого сделали? -И 3000 килограмм это версия третьего мальчика. -Так какой вывод мы можем сделать? -А почему мальчики спорили между собой? Чего они не знали? -Вот чтобы у вас не возникало таких споров вам нужно будет выучить данную таблицу. -Вернемся к плану. Мы с вами составили таблицу «Единицы массы» и сейчас перейдем ко второму пункту нашего плана, значит сейчас что мы будем делать? -Какое бы вы задание могли дать к этой записи? 40 кг * 4 т 40000 кг * 4 т 45 кг * 45000 г 8 т 7 ц * 870 кг 5 т * 50 ц 480 ц * 40 т 80 ц -Первую запись сравню я, а вы внимательно послушайте мое рассуждение. -40 кг * 4 т. Приведем к одним единицам измерения. Переведем 4 тонны в килограммы. В одной тонне 1000 кг, значит 4 тонны = 4000 кг. Делаю вывод, что 4 тонны больше 40 килограмм, ставлю знак « Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание. 40 кг * 4 т 40000 кг * 4 т 45 кг * 45000 г 8 т 7 ц * 870 кг 5 т * 50 ц 480 ц * 40 т 80 ц -Найдите в учебнике №210. Кто прочитает задачу? -Все ли слова в задаче вам понятны? Макулатура – это старая бумага. -О чем задача? -Какое в задаче условие? Что нам известно? -Какой вопрос? Что нужно узнать? -Составим краткую запись. Учитель составляет на доске, учащиеся в тетрадях. 1 кг – 25 т. 1 ц – ? т. 1 т – ? т. -Мы с вами знаем, что из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 тетрадей, чтобы узнать сколько тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры, нам нужно 1 ц перевести в килограмм. Для этого что нам нужно сделать? -Получится 100 кг, если из 1 кг получается 25 тетрадей, то чтобы узнать сколько тетрадей будет из 100 кг, нужно 100*25. -А чтобы узнать, сколько тетрадей получится из 1 тонны, нужно тонны перевести в кг, что для этого нужно сделать? -Получится 1000 кг, если из 1 кг делают 25 тетрадей, то чтобы узнать сколько тетрадей получится из 1000 кг, нам нужно 25*1000. -Кто выйдет к доске и запишет решение этой задачи? -Найдите задачу № 211. Кто прочитает нам эту задачу? -Все ли слова в задаче вам понятны? -О чем эта задача? -Какое в задаче условие? Что нам известно? -А есть ли вопрос в этой задаче? -Вопроса нет, но есть требование. Прочитайте требование. -Я составлю таблицу на доске, вы пока ничего не пишите. Учитель составляет таблицу на доске. Заполнение таблицы идет в совместном обсуждении с учащимися. | т в 1 вагоне | Кол-во вагонов | Ржаная мука | 50 т | 10 | Пшеничная мука | 48 т | 10 | -Посмотрите на первое выражение 50*10+48*10, как вы думаете, что оно означает. -Значит мы можем добавить еще один столбик в нашу таблицу. | т в 1 вагоне | Кол-во вагонов | Всего | Ржаная мука | 50 т | 10 | ? | Пшеничная мука | 48 т | 10 | -Что означает второе выражение? ??? -Запишите эту таблицу себе в тетрадь. -Кто выйдет к доске и решит данные выражения. -Прочитайте задание № 212 про себя. -Что нужно сделать в этом задании? Учитель предлагает учащимся выходить по цепочке к доске и выполнять задание. | На доске в столбик записаны: 1 кг, 1 ц, 1 т. | Записывают в столбик 1 кг, 1 ц, 1 т. -Грамм. -1000 грамм это 1 килограмм. -1*100=100 -100 кг. -1*10=10 -10 ц. -Чтобы узнать сколько кг в 10 ц, нужно 10*100=1000. Открывают учебник на стр. 46 -3 тонны это 3000 килограмм. -Мы знаем, что 1 т = 1000 кг, значит, чтобы узнать сколько кг в 3 т, нужно 1000*3=3000 кг. -30 центнеров это 3000 килограмм. -Мы знаем что 1 ц = 100 кг, значит, чтобы узнать сколько кг в 30 ц, нужно 100*30=3000 кг. -Что все три мальчика были правы. -Мальчики спорили между собой, потому что не знали таблицу единиц массы. -Сейчас мы будем использовать составленную таблицу, выполняя задания. -Сравнить. -Приведем к одним единицам измерения. Переведем 4 т в килограммы. В 1 тонне 1000 кг, значит 4 т = 4000 кг. Делаю вывод, что 40000 кг больше 4 т. Ставлю знак «». Учащиеся рассуждают и сравнивают величины. 45 кг = 45000 г 8 т 7 ц 870 кг 5 т = 50 ц 480 ц = 40 т 80 ц -Один учащийся читает задачу. Может возникнуть вопрос со словом макулатура. -Задача о макулатуре и школьных тетрадях, которые из нее можно изготовить. -Условие задачи – из 1 кг макулатуры можно изготовить 25 школьных тетрадей. -Сколько таких тетрадей можно изготовить из 1 ц макулатуры? Из 1 т макулатуры? Составляют краткую запись. -Нужно умножить 1 на 100. -Нужно 1*1000. -Один учащийся выходит к доске и записывает решение задачи. 1. 1 ц = 100 кг 25*100=2500 (т.) – из 1 ц макулатуры. 2. 1т = 1000кг 25*1000=25000 (т.) – из 1 т макулатуры. Ответ: из 1 ц можно изготовить 250 школьных тетрадей, из 1 т можно изготовить 25000 школьных тетрадей. Один учащийся читает задачу вслух. -Да. -Задача о вагонах и муке в них. -Условие – 10 вагонов – ржаной муки, по 50 т в каждом вагоне, 10 вагонов – пшеничной муки, по 48 т в каждом. -Вопроса нет. Один учащийся вслух читает требование задачи: объясни что означают выражения: 50*10+48*10; (50-48)*10. Составляют и заполняют таблицу совместно с учителем. -Первое выражение означает сколько всего тонн ржаной и пшеничной муки доставили на хлебозавод. -На сколько меньше пшеничной муки, чем ржаной в 10 вагонах. Один учащийся выходит к доске и решает выражения: 1. 50*10+48*10=500+480=980 (т) 2. (50-48)*10= 2*10=20 (т) Ответ: 980 т ржаной и пшеничной муки привезли на хлебозавод; на 20 т пшеничной муки в 10 вагонах меньше, чем ржаной. -Найти частное и остаток. Выходят по цепочке к доске и выполняют задание. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке. | -Ребята, мы с вами поработали, изучили новую тему. Сейчас ваша задача будет поработать в паре и рассказать друг другу о соотношениях единиц массы. -Вспомним правила работы в парах. -Раз вы разобрались с новой темой, то сейчас примените эти знания в самостоятельной работе. -Прочитайте задания, если есть вопросы задайте. -Можете приступать к выполнению. -Выполним самопроверку. На доске вы видите правильные ответы, если ответ на доске и ответ на карточке сходятся, ставьте знак «+», если нет – «-». -Если все +, поставьте 5, если 1 «-» - «4», 3 «-» - «3», 2 «-» - «2». -Поднимите руку у кого 5? -Вы большие молодцы. У кого что-то не получилось не расстраивайтесь, вам нужно еще немного потренироваться и обязательно все получится. | Карточка №1. Прил. 3 Ответы. Прил. 4 | 1. Уважай своего товарища. 2. Умей выслушать каждого. 3. Не согласен – предлагай! Читают задания, если есть вопросы задают. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. Оценивают работы по критериям. Поднимают руки у кого 5. |
Подведение итогов, рефлексия | Л:-ценности научного познания: познавательные интересы. Р:-самоконтроль: оценивать достижения на уроке. | -Наш урока подходит к концу -Какая тема была? -Какую цель ставили? -Достигли цели? -С помощью чего достигали поставленной цели? -Все пункты плана выполнили? -Подумайте, где еще нам могут пригодиться знания, полученные сегодня на уроке. -А в каких конкретно жизненных ситуация мы можем столкнуться с единицами измерения массы. Учитель спрашивает теоретический материал, если остается время. Учитель предлагает поработать с незаконченными фразами (я знаю, я умею, я могу). -Спасибо за урок! До свидания. | | -Таблица «Единицы массы». -Изучить таблицу «Единицы массы» и научиться с ней работать. -Достигли. -С помощью плана. -Все пункты плана выполнили. -Знания, полученные сегодня на уроке нам, могут пригодится в жизни. -Например, в магазине, взвешивать продукты. Работа с незаконченными фразами. |