СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Три типа склонения имен существительных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Три типа склонения имен существительных

Просмотр содержимого документа
«Три типа склонения имен существительных»

Технологическая карта урока___ русского языка ______________________

___________Филимонова Любовь Васильевна Нащёкинский филиал МБОУ Бондарской СОШ________


ФИО учителя, образовательная организация


Класс

4

Тема урока

Три типа склонения имен существительных

Цель урока

создать условия для усвоения учащимися представлений о типе склонения имени существительного по совокупности признаков


Тип урока: урок открытия новых знаний

УМК: «Школа России»

Задачи: Систематизировать знания детей об имени существительном и уметь находить имена существительные в тексте. Учить делить существительные на группы по определенным свойствам. Познакомить с понятием склонение имен существительных. Составление алгоритма определения склонения имен существительных.

Формируемые УУД: Создать условия, чтобы учащиеся овладели:

Личностные: (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование)

Регулятивные: (оценка своей деятельности)

Познавательные: (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификации)

Коммуникативные: (управление поведением партнера, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций)

Основные понятия: склонение

Ресурсы: Канакина. Русский язык. 4 класс . Мультимедиапроектор, экран, индивидуальные карточки



Этап урока

Деятельность обучающихся

Информационные ресурсы и инструментарий, которыми обеспечивается этап урока

(с указанием ссылки или скриншот и т.д.)

Примерное время работы с контентом

Инструмент обратной связи

Планируемый результат

Примечание

1.Организационный этап.

Психологическая подготовка к общению.

-Доброе утро!

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

Будем знания добывать

Чтоб с успехом применять.

- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.

Дети стоят возле парты.


Ребята приветствуют учителя и присаживаются на свои места.

Настраиваются на работу.

Дети произносят слова:

Мы умные, мы дружные,

Мы внимательные,

Мы старательные!




Создание рабочей обстановки в классе, эмоциональный настрой на урок


2. Актуализация опорных знаний

Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков

Откройте тетрадь и запишите:

Число, классная работа.

Минутка чистописания.

Бб да се

Учитель следит за посадкой учащихся, за положением тетради, за правильностью выполнения работы.

На слайде записаны пословицы:

Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.

Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.

В умной беседе быть – ума прикупить.

Объясните, как вы понимаете их?

Найдите однокоренные слова в предложениях. Докажите.

-Запишите однокоренные слова беседа, беседовать. Поставьте ударение и подчерните орфограммы. Назовите их.

Запишите одну из пословиц.

Подберите проверочное слово. Какой вывод вы сделали?- Объясните, пожалуйста, лексическое значение этого слова.

Работа с толковым словарем в паре.

- Скажите, пожалуйста, какие правила беседы вы будете соблюдать?


Учащиеся записывают дату урока в тетрадь, обращая внимание на доску.







Прописывают образцы букв.









Дети читают пословицы и объясняют их смысл.





Однокоренными словами являются беседа и беседовать так, как у них общий корень «бесед» и общее лексическое значение.

А слово «беседе» в третьей пословице является формой слова к слову беседа так, как изменяется только окончания.

Правописание безударной гласной в корне слова.







Дети затрудняются.

К слову беседа нельзя подобрать проверочное слово, поэтому безударную гласную нужно запомнить. Значит, слово беседа – словарное слово.

Дети высказывают свое мнение.

Учащиеся парами работают с толковым словарем, находят нужную информацию, записывают в словарик.

БЕСЕДА – разговор, деловой или задушевный. 

БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями.

Ответы детей.



























Проверка через демонстрацию экрана

Развитие каллиграфического навыка, закрепление знания из словаря, развитие мыслительных операций.

Мотивационная основа учебной деятельности; анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, формулирование и аргументация своего мнения.

Поиск и выделение необходимой информации.







Формулирование своего мнения.


3. Постановка проблемы

Формулирование темы урока.

- Прочитайте слова. Что у них общего?

Стена, земля, папа, Поля, стол, конь, село, поле, степь, ель.

- Что знаете об имени существительном?

(Проверка)


- Разделите слова на три группы. По какому признаку разделили? (Путем перетаскивания дети делят слова на три группы)

- По какому признаку разделила я эти слова?

- Просклоняйте слова, данные на карточках (приложение 1). Выделите окончание. Определите их род.

- Проверьте правильность выполнения задания.

- Какого рода слова в 1 группе?

- Сравните окончания слов 1 группы в каждом падеже.

Аналогично 2 и 3 группы слов.

- По какому признаку разделили эти слова?

- Определите тему урока.(Склонение имен существительных)

- определите цель урока, используя слова: закрепить, научиться, расширить, исследовать

Повторяют изученный ранее материал. Работая в группах- четверках .












Склоняют имена существительные, указывают их род, выделяют окончания Самоконтроль. Анализируют таблицу. Формулируют тему и цель урока используя слова: закрепить, научиться, расширить, исследовать.




Беседа, диалог, обмен мнением

Мотивационная основа учебной деятельности;

анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия; структурирование знаний;

подведение под понятие;

постановка и формулирование проблемы.


4. «Открытие» учащимися новых знаний

Познакомить с делением существительных на три группы .

- По каким признакам объединяли эти слова в группы? (по родам и окончаниям)

- В зависимости от рода и окончания выделяют три типа склонений. Склонение определяется по начальной форме имени существительного.

Составление схемы.


- Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонению?

- Проверьте наши выводы с определением в учебнике, с. 97

Работа в парах. Составление алгоритма.

- Как определить склонение имени существительного? Впишите в карточку порядок определения склонения им.сущ. (приложение 2)

- Для чего нужно уметь определять склонение существительных?

Определяют, по каким признакам объедены имена существительные в группы.











Составляют алгоритм определения склонения имен существительных.




познавательная инициатива;

структурирование знаний;

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

рефлексия способов и условий действия;

построение речевых высказываний


5. Физминутка

Снятия мышечного напряжения; повышение продуктивности работы

Организует физминутку, показывая движения детям.

Пописали, почитали,

Поднимитесь, пошагайте,

Покричите, помолчите,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, потянитесь,

Поморгайте, улыбнитесь,

Посидите, пошепчите,

Успокойтесь, подремлите…

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

Выполняют движения






















































































Формирование установки на здоровый образ жизни



































6. Первичное закрепление

Закрепить знания 1.Работа в парах.

Учебник с. 98, упр. 180

Определите склонение имен существительных. Обсудите, как можно графически доказать правильность определения склонения? Какие признаки следует указать?

Проверка.

2.Опрос на площадке Ментиметер

- пройдите опрос на площадке Ментимтер

Работают в парах по учебнику. Графически обосновывают правильность определения склонения. Самопроверка.




подведение под понятие;

использование общих приемов решения задач ;

использование знаково-символических средств ;

самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;

учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;


7.Самостоятельная работа

Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

- Выполняем 1. тест в электронном дневнике 2. задание на площадке Учи.ру или 3. Проходим опрос на площадке Ментиметер

Проверка.










1.Выполняют тест






2.Выполняют задания














3.Проходят опрос на площадке Ментиметер





https://uchi.ru/teachers/groups/3150660/subjects/2/course_programs/4/cards/73798


https://www.mentimeter.com/s/f696524330589ba15b3a2cb8ec374e9e/b821647e04d8

5 мин


осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;

использование знаково-символических средств;

рефлексия способов и условий действия


8. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Итак, о какой новой тайне имени существительного вы узнали?

Что такое склонение? О каких группах склонений имен существительных вы узнали? Как определить склонение имен существительных?

Работа на листах самооценки.

Оцените свою работу на уроке, закончив предложения:

У меня получилось…

Было трудно…

Теперь я знаю…

На листе самооценки – облачка. 
Оцените свою работу цветом: 
Белым– хорошо усвоили материал. 
Голубым – не хватает практических навыков по отработке.

Синим – ещё нужно работать, много допускаю ошибок.



Отвечают на итоговые вопросы учителя.











Ребята, проанализировав свою работу, отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

Заполняют лист самооценки.





Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

рефлексия способов и условий действия;

контроль и оценка процесса и результатов деятельности



9.Информация о домашнем задании.

Обеспечить понимание содержания домашнего задания

1.Выполнить задание на платформе Учи.ру.

2. 1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.

2 уровень - упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.

3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.

Записывают домашнее задание в дневник.


https://uchi.ru/teachers/groups/3150660/subjects/2/course_programs/4/cards/73797