| Знать определение синонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания. | Личностные: - формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам; -формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки; - оценивать результат своей работы; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с синонимами регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества коммуникативные формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения); формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий |
Определяет тему занятия в сотрудничестве с учащимися. Направляет уч-ся на самостоятельное определение целей и задач занятия | Принимают участие в беседе, формулируют цели и задачи | Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи | Взаимодействуют с учителем во время беседы. Ведут диалог, интересуются чужим мнением, доказывают свою точку зрения. | Слушать собеседника, строить высказывания | Принимают решения, осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности | Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Высказывать мнения по существу полученного задания |
Организует работу с текстом. Задание 1. Прочитайте текст. Найдите слова в переносном значении и определите, каким тропом они являются. В тишине зар_ждает(?)ся ра(с,сс)вет, небо на востоке алеет. Хрустальным шаром в_сит в небе бледная луна. Всё ещё спит вода кувшинки рыбы птицы. И только совы л_тают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим ш_потом: боимся спугнуть ра(с,сс)вет. | Отвечают на вопросы учителя; актуализируют способы действия, фиксируют затруднение; демонстрируют знания по теме; развивают грамотную речь, адекватную возрасту | Закрепляют информацию в виде редактирования текста; систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках. | Строят монологическое высказывание; -развивают умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы. | Самостоятельно излагать и аргументировать ответ на вопрос | Самоконтроль правильности выполнения заданий | Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона Приложение 1 Критерии для оценивания разбора (по баллу за каждый) 1.Правильно выделена грамматическая основа 2.Правильно выделены второстепенные члены предложения 3.Обозначены части речи над всеми членами предложения 4.Правильно и по порядку даны характеристики предложения 5.В предложении отсутствуют ошибки. |
Организовывает работу в парах и группах Задание 2. Запишите и разберите 2-е предложение текста. Оцените свою работу по карточке Задание 3. В тексте встретилось слово БЛЕДНАЯ. (Приложение 2) Можете ли вы объяснить, что значит это слово. | Выполняют задание, работают в парах или группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат; -выявляют и проговаривают причины затруднений при выполнении задания Задание 3. А теперь предлагаю следующее задание: вставьте в предложение пропущенный глагол-сказуемое из набора (идти, шествовать, плестись) Я _______ в магазин за покупками. Сергей едва________ с катка. За машиной важно _________ самые уважаемые люди города. Почему нельзя использовать глагол ПЛЕСТИСЬ или ШЕСТВОВАТЬ в 1 предложении? Д: у них одно значение, но отличие в употреблении. | Осуществляют анализ проделанной работы Называют слова: неяркая, тусклая. - Какой способ толкования этого слова вы использовали? Что вы знаете о синонимах? - А можно ли объяснить лексическое значение этого слова с помощью противоположных по значению слов? | Представляют результат своей деятельности и деятельности группы; Формируют умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения); осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; развивают умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы. | Умение находить общее решение, умение обоснованно использовать речевые средства ; владение устной и письменной речью. Рефлексия своих действий Этап построения проекта выхода из затруднения Что нужно сделать, что правильно употреблять такие слова? Д: воспользоваться толковым словарём. У: правильно, такие слова называются СТИЛИСТИЧЕКИМИ СИНОНИМАМИ и имеют в словаре специальные пометы: книж., нейтр., разг. | Планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей; -формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах. | Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Игра «Переводчик» Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает? В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису) Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось) В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот) Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). Как вы думаете, из слов слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной). Приложение 3 |
Объяснить сущность домашнего задания. Предлагает на выбор разноуровневые задания с использование учебника и дополнительных источников информации:: Базовый уровень: упр. Повышенный уровень- определить источники синонимов. По желанию- нарисовать рисунки. | Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания | Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения | Работа дома над определением источников синонимов с использование интернет- ресурсов и словарей. | Смысловое использование синонимов | Планируют свои действия в соответствии с самооценкой | Активно осуществлять самооценку |
Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия. Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения. | Отвечают на поставленные вопросы. Отмечают настроение на уроке | Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке | Используют речевые формулы для рефлексии своих действий | Самостоятельно выбирают определения для оценки урока | Самооценка, рефлексия | Формулировать положительную самооценку, уважительное отношение к мнению других, целеполагание. |