СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся) Расторгуева А.Ю.Синонимы..

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся) Расторгуева А.Ю.Синонимы..»

Технологическая карта урока (критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся) Расторгуева А.Ю.

Предмет____русский язык___________класс__5_


Тема урока

Место урока по теме (в разделе/главе), например, 2 урок из 5

Синонимы

2 урок из 5 в главе «Лексика. Культура речи»; 1 урок по теме "Синонимы"

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок «открытия» новых знаний

Форма урока: учебный и трудовой практикум.

Форма учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная.

Методы обучения: работа в паре, группе.


Цели урока:

личностные:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

-формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки;

- оценивать результат своей работы;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

метапредметные:

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с неологизмами.

коммуникативные: формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения); формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий

предметные: познакомить с основными понятиями неологизмов, показать роль неологизмов в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с неологизмами.

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, метод поискового обобщения.

Форма учебной деятельности: групповая, парная, фронтальная.

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Оборудование: мультимедиа (презентация), Субботина Л.А. Фразеологический словарь для школьников с приложениями Максимов С. Крылатые слова



Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе «Синонимы»

Тема

Синонимы

Цель урока

Познакомить с основными определением синонимов, показать роль синонимов в русском языке, формировать навыки лингвистического анализа текста с синонимами

 

Планируемые результаты

Предметные

УУД


Знать определение синонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.



Личностные:

- формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности и к полученным результатам;

-формировать у учащихся навыки контроля, самооценки, взаимооценки;

- оценивать результат своей работы;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста с синонимами

регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

коммуникативные формировать умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения); формировать способность к сотрудничеству и взаимопомощи при работе в парах; осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий



Основные понятия

Стилистические синонимы,

синонимы с эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литература, история

Работа с учебником

Работа в парах

Индивидуальная работа по карточкам

Игровая форма

Учебник

Раздаточный материал (критерии для оценивания)

Презентация, разработанная учителем к данному уроку

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия



Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности


1 этап «Организационно-мотивированный»

Постановка цели и задач урока (актуализация и обнаружение имеющихся у учеников знаний, пробуждение интереса и мотивация)


Определяет тему занятия в сотрудничестве с учащимися. Направляет уч-ся на самостоятельное определение целей и задач занятия

Принимают участие в беседе, формулируют цели и задачи

Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи

Взаимодействуют с учителем во время беседы.

Ведут диалог, интересуются чужим мнением, доказывают свою точку зрения.

Слушать собеседника,

строить высказывания

Принимают решения, осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности

Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой. Высказывать мнения по существу полученного задания

2 этап «Актуализация знаний»


Организует работу с текстом.

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите слова в переносном значении и определите, каким тропом они являются.

В тишине зар_ждает(?)ся ра(с,сс)вет, небо на востоке алеет. Хрустальным шаром в_сит в небе бледная луна. Всё ещё спит вода кувшинки рыбы птицы. И только совы л_тают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим ш_потом: боимся спугнуть ра(с,сс)вет.


Отвечают на вопросы учителя;

актуализируют способы действия, фиксируют затруднение;

демонстрируют знания по теме;

развивают грамотную речь, адекватную возрасту


 Закрепляют информацию в виде редактирования текста;

систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках.


Строят монологическое высказывание;

-развивают умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.


Самостоятельно излагать и аргументировать ответ на вопрос

Самоконтроль правильности выполнения заданий


Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона Приложение 1

Критерии для оценивания разбора (по баллу за каждый)

1.Правильно выделена грамматическая основа

2.Правильно выделены второстепенные члены предложения

3.Обозначены части речи над всеми членами предложения

4.Правильно и по порядку даны характеристики предложения

5.В предложении отсутствуют ошибки.


3 этап « Практическое применение знаний»


Организовывает работу в парах и группах

Задание 2. Запишите и разберите 2-е предложение текста. Оцените свою работу по карточке

Задание 3. В тексте встретилось слово БЛЕДНАЯ. (Приложение 2) Можете ли вы объяснить, что значит это слово.


 Выполняют задание, работают в парах или группах, готовят ответы на поставленные вопросы, представляют результат;

-выявляют и проговаривают причины затруднений при выполнении задания

Задание 3.

А теперь предлагаю следующее задание: вставьте в предложение пропущенный глагол-сказуемое из набора (идти, шествовать, плестись)

Я _______ в магазин за покупками.

Сергей едва________ с катка.

За машиной важно _________ самые уважаемые люди города.

Почему нельзя использовать глагол ПЛЕСТИСЬ или ШЕСТВОВАТЬ в 1 предложении?

Д: у них одно значение, но отличие в употреблении.

Осуществляют анализ проделанной работы

Называют слова: неяркая, тусклая.

- Какой способ толкования этого слова вы использовали?

Что вы знаете о синонимах?

- А можно ли объяснить лексическое значение этого слова с помощью противоположных по значению слов?


Представляют результат своей деятельности и деятельности группы;

Формируют умение работать в паре, группе (уметь слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения);

осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

развивают умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы.


Умение находить общее решение, умение обоснованно использовать речевые средства ; владение устной и письменной речью. Рефлексия своих действий

Этап построения проекта выхода из затруднения

Что нужно сделать, что правильно употреблять такие слова?

Д: воспользоваться толковым словарём.

У: правильно, такие слова называются СТИЛИСТИЧЕКИМИ СИНОНИМАМИ и имеют в словаре специальные пометы: книж., нейтр., разг.

Планировать и согласовывать свои действия в группе в соответствии с общей задачей;

-формировать умение оценивать свою работу на уроке на разных этапах.

Принимать и осуществлять учебную задачу, планировать свои действия вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Игра «Переводчик»

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот)

Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). Как вы думаете, из слов слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной). Приложение 3

4 этап «Домашнее задание»


Объяснить сущность домашнего задания.

Предлагает на выбор разноуровневые задания с использование учебника и дополнительных источников информации::

Базовый уровень: упр.

Повышенный уровень- определить источники синонимов. По желанию- нарисовать рисунки.

Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания

Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения

Работа дома над определением источников синонимов с использование интернет- ресурсов и словарей.

Смысловое использование синонимов

Планируют свои действия в соответствии с самооценкой

Активно осуществлять самооценку

5 этап « Рефлексия»


Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.

Обеспечивает понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения.


Отвечают на поставленные вопросы. Отмечают настроение на уроке

Проводят самооценку своей деятельности, успешности на уроке

Используют речевые формулы для рефлексии своих действий

Самостоятельно выбирают определения для оценки урока

Самооценка, рефлексия

Формулировать положительную самооценку, уважительное отношение к мнению других, целеполагание.











Приложение 1

Оценочный лист на тему «Работа с текстом». Самооценка.

ФИ _______________________ Класс ------------------


Критерии

Баллы

Оценка уч-ся

1. Правильно выделена грамматическая основа

2. Правильно выделены второстепенные члены предложения

3. Обозначены части речи над всеми членами предложения

4. Правильно и по порядку даны характеристики предложения

5. В предложении отсутствуют ошибки.




2


3




3


4




5



Баллы переводятся в оценку и заносятся в оценочный лист.


Уровни выполнения работы

ФИ _______________________ Класс ------------------

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий


баллов

16-17

14-15

10-13

8-9


Приложение 2



Оценочный лист на тему «Работа со словом БЛЕДНЫЙ» Взаимооценка.

ФИ _______________________ Класс ------------------


Критерии

Баллы

Оценка уч-ся

Какой способ толкования этого слова вы использовали?

 Что вы знаете о синонимах?

- А можно ли объяснить лексическое значение этого слова с помощью противоположных по значению слов?



1


3




1








Баллы переводятся в оценку и заносятся в оценочный лист.


Уровни выполнения работы

ФИ _______________________ Класс ------------------

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий


баллов

5

4

3

2




Приложение 3

Итоговый оценочный лист


Уровни выполнения

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Оценка уч-ся

Оценка

учителя

уровень

высокий

пониженный

базовый

низкий



баллов

19-22

16-18

12-14

10-11


















5