1.3 | Решение проблемной ситуации | - Ребята, скажите, что такое семья? - Правильно. А ещё семьёй мы называем семью народов, проживающих на Кубани. Ведь Кубань населяют разные народности, живущие дружно, помогающие друг другу. Это русские, украинцы, татары, белорусы, армяне, грузины, немцы, греки и конечно адыги – коренные жители этих земель. – Семьи все разные. Как вы думаете, чем они отличаются? - Правильно, ребята. Все то, что вы назвали можно назвать одним словом – традиции. - Давайте посмотрим в Толковом словаре для начальной школы, что такое традиции. -Привычки, уклад, обычаи, традиции кубанских семей разных национальностей тесно переплелись и обогатили друг друга. - С чего начинается жизнь любой семьи? - Быт любой семьи начинается с дома. Мы с вами будем строить дом. На крыше написано слово «традиции», а на кирпичиках в процессе всего урока будут появляться традиции кубанской семьи. Домостроение – это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей станицы. Вот как строились дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для мазки. Специальные обряды соблюдались казаками при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто». Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. - При встрече казаки кланялись друг другу. Еще одна традиция – это воспитание детей в семьях казаков и общинах. 1.Работа в группах. Нам нужно разбиться на группы. Подойдите ко мне и возьмите листочки. У кого на листочке цифра 1, садятся за первый стол, у кого цифра 2 – за второй, у кого 3- за третий стол. Выберете капитана команды. - Давайте вспомним правила работы в группе. - Прочитайте текст. Расскажите о воспитании девочек и мальчиков в кубанской семье. Я даю вам 5 минут на подготовку. Отвечать будет капитан команды. Пока одна команда отвечает, другая команда внимательно слушает и задает вопросы. - Чем похоже и чем отличает воспитание мальчиков и девочек? - Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь. - Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки» или частушки. Давайте послушаем кубанские частушки - Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами. Каждая группа получает конверт. Соберите кубанские пословицы. Объясните их значение - Посмотрите, какой дом у нас получился. - О каких традициях он напоминает? | Семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете Внешним видом, своими привычками, своим взглядами Традиции – это обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение, от старших к младшим Со строительства дома Говори тихо. Слушай других. Умей договариваться. Карточка №1. Система воспитания детей на Кубани основана на традициях и обычаях кубанских казаков. Мальчиков готовили к защите Отечества. Начиная с пеленок мальчиков готовили патриотами своей Родины. Как только рождался младенец, его появление сопровождали ритуалом. На зуб клали пулю, давали подержать шашку. Карточка №2 После 40 дней после рождения мальчику на пеленки вешали саблю, взрослый казак брал ребенка на руки, садился на коня и вез мальчика в церковь крестить. Карточка №3. Через три года - следующий ритуал. Это ритуал посвящения мальчиков в казаки. На этот ритуал собирали близких, родню, кумовьев. Сына сажали на табурет и выстригали волосы кругом и потом сажали на коня. Карточка №4. Дети к родителям обращались на Вы, к этому их приучали сурово. На сына надевали казацкое обмундирование, дети до 7 лет питались за отдельным столиком. Семь лет – важнейший этап в жизни казачьих сыновей. С этого времени мальчики за свои поступки отвечали сами. Карточка №5. В 13 лет казачатам выдавалось оружие из дерева, а в 14 лет мальчиков торжественно провозглашали полуказачниками и давали большую заточенную шашку. Карточка №6. Девочек приучали быть хозяйками с ранних лет. Они шили, готовили, убирали дом. Слушают кубанские частушки Яка мамка, така и лялька – какие родители такие и дети Каждый казак государь в своем дворе – каждый казак глава в своей семье Без хозяина двор плачет, а без хозяйки дом – сирота - на женщине весь дом держится Традиции речь досуг воспитание питание домостроение О традициях постройки дома, особенностях питания, воспитания детей, особенностях отдыха, своеобразие речи | Познавательные: Общеучебные: - поиск и выделение необходимой информации - структурирование знаний - осознанное и произвольное построение речевого высказывания - смысловое чтение Знаково- символические: - моделирование -преобразование модели Логические: - анализ -синтез -сравнение - построение логической цепи рассуждений -подведение под понятие Коммуникативные: -умение с достаточной полнотой и точной выражать свои мысли | Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8,9 Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «домостроение». Слайд 10 Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «питание». Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «воспитание ». Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «досуг». Учитель прикрепляет на доске «кирпичик» с надписью «речь». Слайд 11 |
2.2 | Игра - конкурс "Кубанский борщ" | Работа в паре -Кто умеет варить кубанский борщ? - Вам необходимо выбрать из предложенных ингредиентов те, из которых варится борщ. (Горох, лук, свекла, редис, картошка, репа, сосиски, соль, мясо, сахар, молоко, перец, лапша, капуста, морковь, колбаса, фасоль, огурец, томат, вермишель, пшено). - Сравните свои ответы с ответами на доске | Ответы детей Лук, свекла, картошка, соль, мясо, капуста, томат, морковь | Регулятивные: - контроль - коррекция Познавательные: Общеучебные: - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи Логические: -анализ -синтез -сравнение - классификация Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Картинки с изображением продуктов Слайд 12,13 |