СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Подготовка к сочинению по произведениям В. Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф. Искандера."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности учителя:     выявить общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Задачи:     развитие творческих способностей, логического мышления детей; повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; к художественному слову, к литературному чтению; расширение кругозора в области литературы, выявление знания содержания изученных произведений; воспитание чувства взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу; формирование умения сотрудничать;  

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Подготовка к сочинению по произведениям В. Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф. Искандера."»

Класс: 6

Технологическая карта урока

Предмет:

Литература

Тема урока:

Классное сочинение по произведениям В. Г. Распутина, В.П. Астафьева, Ф. Искандера.

Тип урока:

Урок контроля

Цели деятельности учителя:

выявить общие черты образа учителя в произведениях В.Г. Распутина «Уроки французского», Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». 

Задачи:

 развитие творческих способностей, логического мышления детей;

повышение интереса к учебно-познавательной деятельности; к художественному слову, к литературному чтению;

расширение кругозора в области литературы, выявление знания содержания изученных произведений;

воспитание чувства взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу; формирование умения сотрудничать;

Предметные умения:

понимание темы изучаемых произведений русской литературы,

умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев нескольких произведений,


Планируемые результаты

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.


Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

презентация

Модернизация урока:

Урок с применением средств ИКТ C:\Users\Emachines\Documents\презентация по литературе \

УМК:

Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 5 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015.




Ход урока:

Этап урока

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание.

I.

Организация начала урока. Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха


II. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса, преобразование содержание обучения на личностно- значимое.


(Слайд 4) Звучит фрагмент «Песни о школьном учителе» (музыка Михаила Старокадомского, слова Ольги Высотской).

1. Вступительное слово учителя.

Есть много профессий на Земле. Среди них профессия учителя не совсем обычная. Она требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека.

Каждый день Вы ходите в школу, встречаете учителей. Среди них есть обязательно те, кого Вы любите и уважаете.

Поэт Игорь Ярцев утверждает:

Нет на свете мудрее профессии

И нужней — для внедренья добра.

Жизнь уроки дает, и в процессе их

Понимаем, — учитель был прав!

Прав, когда говорил, что воздастся нам

За дела, что творим на земле,

Что любому поступку своя цена, -

О добре речь идет иль о зле…

О, учитель! Пророк и наставник нам -

Вы остались посланцем Добра!

Учитель не просто дает знания, а оставляет след в душе каждого из Вас. Каким же должен быть учитель, чтобы память о нем жила в сердцах учеников, мы и попытаемся выяснить сегодня на уроке.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД:

учёт позиции партнёра, передача информации, постановка вопросов

Личностные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками


III. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос

-О чём мы говорили на предыдущем уроке?

-С какими рассказами-главами вы знакомы?

-О чём же эти произведения?

( О том, как маленькие герои взрослеют на глазах, как формируется их характер)

-Вспомните, какие Вы знаете произведения, посвященные труду учителя.

(Рассказы В.Г.Распутина «Уроки французского», Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»).


- От какого лица ведется повествование в названных произведениях? Какое это имеет значение?

(От 1-го лица. Рассказы написаны от лица мальчика, который видит мир, словно через призму детского сознания).


Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия


IV. Подготовка к сочинению

1.Беседа, работа с текстами.

Давайте сравним образы учителей, нарисованных В.Распутиным, Ф.Искандером и В.Астафьевым.

- Каким представлялся учитель ученикам? Зачитайте подготовленные дома цитаты из художественных текстов, дающие представ-ление о портрете учителя. Сделайте вывод: каков внешний портрет учителя? (Слайд 5)

  • «Лицо учителя было, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими… Прическа под «политику» - волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза…» (В.П.Астафьев)

  • «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая…», «… я хорошо помню ее правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами; тугую, редко раскрывающуюся до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жестокости…, а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…» (В.Распутин)

  • «Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал весь класс в руках…». «…лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство, сдержанное приличием и пониманием не-обычности этой минуты» (Ф.Искандер)

  • Главное сходство в портрете учителей – добрый взгляд, скромность и неприметность. Различия во внешности несущественные (рост, возраст, физиологические особенности).

- Сравните методы воспитания учителей, изображенных в рассказах В.Распутина, Ф.Искандера и В.Астафьева. Каково отношение учителя к ученикам? Подтвердите цитатами из текстов. (Слайд 6)

  • «…был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. Его нельзя было назвать ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым… Он сразу установил в нашем классе образцовую тишину…», «… он иногда заставлял нас смеяться, но это был не стихийный смех, а веселье, организованное сверху, самим же учителем…», «…он останавливался в дверях, перекладывая журнал из руки в руку и жестом, исполненным уважения к личности ученика, указывал на проход». «Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным…». «Смехом он … закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора». (Ф.Искандер)

  • «Лидия Михайловна… снова и снова показывала, как произносятся носовые, сочетания гласных…» «Лидия Михайловна… интересовалась нами больше других учителей, и скрыть от нее что-либо было трудно…», она «без передышки и без жалости заставляла меня мозолить бедный мой язык», «Наказание превратилось в удовольствие…» (В.Распутин)

  • «Учитель улыбнулся, приветливо смотрел на меня», «… улыбнулся так, как только он умел улыбаться, - вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно», «Как он (учитель) много знал! Но и мы знали то, чего учитель не знал, и он слушал нас внимательно, хвалил, благодарил даже» (В.Астафьев)

Главное сходство в работе данных педагогов – уважение к ученикам.

Лидия Михайловна отступила от общепринятых мерок, тем самым она потеряла работу, но своим участием, теплотой она перевернула, отогрела душу мальчика. Она становится ему наставником, ангелом-хранителем. Итак, сходство данных учителей заключается в их уважительном, доброжелательном, внимательном отношении к ученикам.

- Охарактеризуйте манеру общения, речь учителя. Приведите примеры из текстов.

Героям произведений В.Распутина, Ф.Искандера и В.Астафьева запомнился тихий голос учителя, его спокойная, сдержанная манера общения.

  • «Я не помню, чтобы он на кого-нибудь кричал... Все эти штучки были ему ни к чему» (Ф.Искандер)

  • « В первое время я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку… он был каким-то мелким и легким, так что в него приходилось вслуши-ваться, и не от бессилия вовсе…», «Ее голос начинал на меня действовать усыпляющее…» (В.Распутин)

С уважением и благодарностью относились к учителям, так как педагог – это и учитель, и воспитатель, и образец для подражания, и проводник культуры.

  • «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое. Учителей уважают за вежливость … Еще уважают за то, что в любое время дня и ночи к учителю можно прийти и попросить написать нужную бумагу…», «Бабушка застелила стол праздничной скатертью и понаставила-а-а…» (В.Астафьев)

  • Лидия Михайловна приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие явилось нравственным уроком герою.

  • Герой Ф.Искандера благодарен учителю за то, что он смехом «приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора”.

Мы обнаружили сходство в изображении образов учителей, описанных в рассказах В.Распутина, В.Астафьева, Ф.Искандера. С теплотой отзываются о своих учителях герои рассказов, так как учителя открывали детям новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества, учили состраданию, благожелательности, давали уроки доброты и справедливости.

-Какой след учителя оставили в душе своих учеников? Что объединяет образы учителей, нарисованных В.Распутиным, Ф.Искандером, В.Астафьевым? (Слайд 8)

( Учителя в этих произведениях описываются разные. У каждого своя судьба, свои методы воспитания, но единственное, что их объединяет – это любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа. Только таких учителей люди помнят всю жизнь с благодарностью).


Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).



Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом


Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .





Коммуникативные УУД

1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Личностные УУД: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе




Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Коммуникативные УУД

1. адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Регулятивные УУД:

1.осознавать самого себя как движущую силу своего научения





V. Физминутка

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98689715


Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

Подготовка к сочинению

-К.Д.Ушинский писал: «Дело учителя – скромное по наружности - одно из величайших дел в истории». Именно он воспитывает людей, будущих учёных, путешественников… Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, тренером памяти и интеллекта.

- (Слайд 9) Согласны ли вы со словами В.Астафьева: “Фамилию учителя можно и забыть, важно, чтобы осталось слово “учитель”! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживёт до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце людей”.

- Жизнь ‒ это не те дни, что прошли, а те, что запомнились. Каковы бы ни были учителя: строгие и требовательные, весёлые и понимающие душу ребёнка - они оставляют частичку себя в душах своих учеников. Был ли в Вашей жизни такой учитель?



VI. Рефлексия.


- Что значит быть учителем?

Учитель – это и человек, который передает знания, и воспитатель, и образец для подражания, и авторитет для своих учеников.

-На чем основаны отношения ученика и учителя?

-Чем ценен и велик труд учителя?


(Быть учителем – это призвание. Человек должен чувствовать себя таковым в душе, он должен помогать детям справиться с их страхами, проблемами, обретать не только знания, но и уверенность в себе. Эти отношения основаны на взаимоуважении, доверии.

Учительская профессия - одна из самых ответственных и благородных. Труд учителя тем ценен и велик, что он формирует природу самого человека. Учителя во многом становятся нам близкими людьми, наставниками в жизни, учителями в самом широком смысле этого слова, заменяя в чем-то родителей.

(Слайд 12) Прав поэт Л.Куклин, отмечая:

Разными были учителя

В человеческом общежитии,

Но на них держалась земля,

Наши открытия.

Они не ожидали от нас

Непременной известности,

Но предпочитали известный запас

Порядочности и честности.

Литература и помогает нам глубже понять и осознать это.


Написание синквейна «Учитель – это…». Зачитайте написанное. (Слайд 10)

Учитель

Активный. Мудрый

Ищет. Умеет. Учит.

Доступно учит находить истину.

Призвание.

Учитель.

Отважный, надежный.

Поддержит, вдохновит, поможет.

С проблемой справиться ему нипочем

Друг!

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


VII. Информация о домашнем задании

Написать сочинение-миниатюру на тему: «Учитель, который останется в моем сердце навсегда».

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности