Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Микены и Троя" 5 класс»
Технологическая карта
Тема урока | Микены и Троя |
Тип урока | Изучение нового материала |
Дата урока | |
Образовательные ресурсы | Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свеницкая. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 303 с. http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5480&hry=./52291/64353/64364 |
План урока | В крепостных Микенах Троянская война Миф о начале троянской войны |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений о Древнейшей Греции: население, социальная структура |
Формы и методы обучения | Методы: репродуктивный Формы: индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Львиные ворота, Троянское царство, троянцы, Менелай, Парис |
Планируемые образовательные результаты
Получат возможность научиться: форме сличения способа действия и его результата. Учитывать выделенные учителем ориентиры действий, планировать свои действия.
Уметь: высказывать собственные суждения, ставить цель и организовывать ее достижения.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
Организационный момент | 3 | Подготовка класса к работе | Здоровается. Ставит проблемный вопрос урока: объясните, почему миф о Троянской войне вызывает интерес в наши дни. . | Записывают тему урока, заполняют тетради | Фронтальная | Ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально; формулируют, аргументируют и отстаивают своё мнение; | Записывают тему урока в тетрадь |
Изучение нового материала | 20 | Ответы на вопросы | Учитель. Самый могущественный из древнейших греческих городов – Микены – был расположен в Южной Греции на скалистом холме. Вход в крепость, сложенную из огромных каменных глыб, проходил через Львиные ворота. От ворот сохранился входной проем. Он сложен из двух поставленных вертикально камней и положенной сверху горизонтальной плиты. Над ней строители ставили треугольник из известняка, в котором высечены два льва. Львы стояли на задних лапах, а передними опирались на основание колонны. Будто грозные сторожа, смотрели они на всех входящих в крепость. Внутри крепости находился царский дворец, рядом с ним – дома родственников и приближенных микенского царя. Поблизости от Львиных ворот археологи раскопали царские могилы. По золотым маскам, лежавшим на лицах погребенных, можно представить облик микенских владык. У них были суровые лица с бородой и усами.. При раскопках царских дворцов в древнейших греческих городах найдены сотни греческих табличек с надписями. Сообщения учащихся об открытиях Г. Шлиман, А Эванс. Ответьте на вопросы: - сделайте вывод об общественной организации у микенцев. - какой вклад в культуру Европы, мира внесли микенские и минойские государства? Физминутка | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение и позицию. Строят осознанные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы учителя. Осуществляют анализ фактов. | Устный опрос Записи в тетради |
| | Задание. Прочитайте пункт параграфа 2 «Троянская война» и 3 «Миф о начале Троянской войны» Ответьте устно на вопросы: - Назовите исторические и мифологические причины войны? - Каковы коечные итоги этой войны. 2. Составьте кроссворд с заданиями на основе имен собственных: Гера, Афродита, Афина, Парис, Елена, Менелай, Зевс, Троя. | Записывают определения в тетрадь | Фронтальная, индивидуальная | Умеют структурировать знания; дополняют и расширяют имеющиеся знания о дисциплине; самостоятельно выделяют и формулируют ответы; осуществляют поиск информации; учитывают выделенные учителем ориентиры действия, принимают и сохраняют учебную задачу. Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Записи в тетради |
Первичное осмысление и закрепление | 6 | Работа в тетради | Выполните задание в рабочей тетради 7 стр. 7 | Отвечают на вопросы | Индивидуальная | Формулируют ответы; осуществляют поиск информации. | Устные ответ |
Итоги урока, рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке знаний | Учитель. Задает вопросы классу и ставит оценки учащимся: О чем мы узнали на уроке? Что мы записали в тетради? Что мы увидели в презентации? Определите, кто сегодня на уроке был самым активным (оценки за активную работу на уроке). Что понравилось? Что не понравилось? Почему? | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Объяснять значение мифа о Троянской войне в современности Делать вывод об общественной организации у микенцев Определять вклад в культуру Европы, мира микенских и минойских государств Называть исторические и мифологические причины Троянской войны | Устный опрос |
Домашнее задание | 1 | § 25. рабочая тетрадь упражнение № 6, 7 | Объясняет выполнение домашнего задания и критерии оценки | Записывают в дневник | Фронтальная | Рефлексируют уровень сложности задания | Записи в дневнике |
Сообщение учащегося. Открытие Генриха Шлимана
ШЛИМАН Генрих
ШЛИ́МАН (Schliemann) Генрих (6 января 1822, Нейбуков, Мекленбург-Шверин, Германия — 26 декабря 1890,Неаполь), знаменитый немецкий археолог-самоучка, первооткрыватель-исследователь Трои, Микен, Тиринфа и Орхомена.
Сын бедного протестантского пастора. С 7 лет, после того как отец подарил ему «Всемирную историю для детей» с изображением объятой пламенем Трои, открытие этого описанного Гомером города стало его мечтой. Из-за постигших семью несчастий Шлиман не смог окончить курс в гимназии, работал сидельцем в мелочной лавке, после чего устроился юнгой на отправляющийся из Гамбурга в Венесуэлу корабль. После крушения у голландских берегов он, прося милостыню, отправился в Амстердам, где получил место рассыльного, а затем бухгалтера в одной торговой конторе. Все свободное время он изучал иностранные языки, тратя половину жалования на свое образование, живя на чердаке и довольствуясь самой скудной пищей. Начав с английского языка, он выучился французскому, голландскому, испанскому, итальянскому, португальскому, громко читая и заучивая наизусть упражнения. В 1844 он принялся за изучение русскогоя зыка с помощью грамматики, лексикона и плохого перевода «Похождений Телемаха», а в 1846 переехал в Петербург в качестве агента торгового дома, чтобы позднее открыть самостоятельную торговлю индиго. Расширяя свои операции, к началу 1860-х Шлиман стал миллионером.
В 1868 через упомянутые Гомером Ионические острова с Итакой, через Пелопоннес и Афины Шлиман отправился на поиски древней Трои, сгоревшей после захвата ее ахейцами. В 1869 он опубликовал свое первое исследование Древней Греции: «Итака, Пелопоннес и Троя». Предварительные данные убедили исследователя, что Троя могла находиться лишь на холме Гиссарлык. Получив разрешение от турецкого правительства, осенью 1871 он начал здесь раскопки, которые производил на свои средства при содействии своей второй (с 1869) жены, гречанки Софии. Она была такой же почитательницей Гомера, как и ее муж, энергичной его помощницей. Впоследствии она открыла одну из куполообразных могил в Микенах и продолжала финансирование раскопок Трои после смерти супруга. На зиму раскопки прекращались, а с весны возобновлялись. Приходилось мириться с неудобствами бивуачной жизни. Особенно тяжелой была холодная весна 1873. Вознаграждением был большой клад, состоявший из бронзового оружия, нескольких серебряных слитков, множества медных, серебряных и золотых сосудов, двух кубков, двух диадем, около8700 мелких золотых вещей, серег, браслетов и пр. Шлиман собственноручно производил расчистку сокровищ с риском для жизни под грозящей падением стеной. Результатом раскопок было открытие в холме Гиссарлык 7 сменявших друг друга городов. По мнению Шлимана, 5 нижних были доисторическими, 6-й —лидийским, а 7-й — греко-римским Илионом. За Гомеровскую Трою Шлиман принимал 3-й, позднее 2-йснизу горизонты.
Шлиман открыл целую эпоху в истории Греции, о масштабах которой даже не подозревали. Обнаруженные им две неизвестные цивилизации значительно удлиняли перспективу европейской истории. Исследуя микенскую (гомеровскую) Грецию, Шлиман постулировал существование предшествующей культуры и открыл бы ее при раскопках в Кноссе, если бы цена, назначенная владельцем земли, не возмутила его чувств бизнесмена. Шлиман был первым исследователем стратиграфии — порядка отложений культурного слоя на ближневосточных многослойных холмах — теллях, он привлек интерес всего мира к возможностям археологического метода, а также установил стандарты внимательного наблюдения, тщательного отчета и незамедлительной публикации. Конечно, его сочинениями надо пользоваться с некоторою осторожностью: Шлиман не имел университетского образования и некритично относился к древним поэтическим сочинениям. Однако, его нескрываемый энтузиазм и вера в правдивость Гомера, повлекшие за собой некоторые ошибки, не смогли подорвать его репутации. Он был также первым популяризатором археологических открытий. Посылая телеграммы, публикуя газетные статьи и книги, он держал мир в постоянном напряжении.