Актуализация знаний Цель: повторение ранее изученного материала, фиксация затруднения | Методы: метод перспективы, метод ретроспекции; наглядно-иллюстративный метод; метод образного мышления. Приемы: необъявленная тема урока | Ф И | Презентация Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | Ребята сейчас я вам загадаю загадки о музыкальных инструментах, а вы внимательно послушаете и попробуете отгадать. Отгадки мы проверим при помощи экрана. 1.У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку, Он и пляшет, и поет — Если в руки попадет. Сорок пуговиц на нем С перламутровым огнем. Весельчак, а не буян Голосистый мой… Давайте, проверим ваш ответ! 2. Деревяшка, три струны, Натянутых, тонких. Вы узнать её должны! Поёт очень звонко. Поскорее угадай-ка. Что же это? 3. Я тебе сыграю без гармошки, Принеси мне с кухни эти… Проверяем ответ! 4. Если дни бывали плохи, Доставали скоморохи Этот малый инструмент, И замены ему нет: Легкая, трехструнная, А игра не нудная. На гитару так похожа. Знаете ее, быть может? 5. На дощечке - есть насечки. Проведи по ним рукой, И услышишь голос звонкий, Деревянный, озорной! 6. Он под шапочкой сидит, не тревожь его — молчит. Стоит только в руки взять и немного раскачать, Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон» - Ребята вы большие молодцы! - Ребята, все эти инструменты в течение столетий были созданы народом. Каждый, кто делал инструмент, вносил в него что-то свое. Но конкретного автора у этих инструментов нет. Давайте подумаем, как мы можем их назвать? - Да все верно ребята. | Внимательно слушают загадки, дают ответ. - Баян - Балалайка - Ложки - Домра - Рубель - Колокольчик - Это русские народные музыкальные инструменты. |
Постановка темы и цели урока Цель: формирование умения формулировать тему, цель урока, составлять план по решению поставленной цели урока | Методы: метод образного мышления. Приемы: необъявленная тема урока | Ф И | Презентация Слайд 7 | - А как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить на сегодняшнем уроке? -Да все верно ребята, мы будем говорить о русских народных инструментах. Тема нашего урока: «У каждого свой музыкальный инструмент. Музыкальные инструменты» | - Мы будем говорить о русских народных музыкальных инструментах. |
Усвоение новых знаний и способ действий Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способ действий | Методы: наглядно-иллюстративный метод; | Ф И | Презентация Слайд 8 | -Ребята, как вы думаете, как и где возникли музыкальные инструменты? Рассказ о истории возникновения музыкальных инструментов Сейчас я вам расскажу происхождение немногих музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности. Первые музыкальные инструменты изготавливались из костей животных в них выдавливались отверстия для воздуха. Также были широко распространены различные ударные инструменты, колотушки, трещотка, барабан. Музыкальные инструменты изготавливали из различных материалов, это были стебли тростник, камыш даже раковины, а позже дерево и металл. В настоящее время существует два типа музыкальных инструментов народные и возникшие на их основе инструменты симфонического оркестра. | Ответы учащихся. Слушают рассказ учителя о возникновении музыкальных инструментах. |
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала | Методы: метод контрастного сопоставления, наглядно-иллюстративный метод; метод слухового анализа. Приемы: рассматривание инструментов. | Ф, И | Музыкальные инструменты: баян, балалайка, домра, шумовые: ложки, рубель, колокольчик. Презентация. Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 | - Ребята у меня есть некоторые народные инструменты, давайте с вами рассмотрим их, и я вам расскажу немного о каждом из инструментов. Баян Баян - это ручная кнопочная гармонь с полным звукорядом на правой клавиатуре, басами и готовым аккордовым аккомпанементом на левой. Этот инструмент назвали в честь русского сказителя и певца Бояна. - Ребята, как вы думаете. Кто такие Сказители? Почему их так называют? -А вообще, Боян - это славянский языческий бог музыки и поэзии. Звуки баяна – яркие, насыщенные, способные передать всю гамму человеческих чувств, от восторга до щемящей тоски. Игру на баяне часто встречают на ансамблях, на свадьбах, домашних и семейных торжествах. Балалайка Балалайка – это старинный русский музыкальный инструмент. Она бывает треугольной или продолговатой формы с удлиненным корпусом и струнами. В давние времена встречались и круглые балалайки. В старинные времена играли на балалайках веселые скоморохи, а также пастухи. Крестьяне очень любили слушать песни под балалайку. Это считалось очень веселым времяпрепровождением. Домра Домра — древний славянский музыкальный инструмент, выполненный из дерева, относится к категории струнных щипковых. Домра используется для сольного исполнительства и в составе ансамблей и оркестров русских народных инструментов. Домра широко применялась скоморохами на Руси. Ложки Скажите, ребята, для чего нам нужны ложки? А из какого материала они изготовлены? Это сейчас мы обедаем железными ложками. Раньше их вырезали из дерева искусные мастера и украшали расписными узорами. У каждого члена семьи была своя собственная ложка! Ложки — древнейший славянский ударный музыкальный инструмент. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для сопровождения пения или пляски. Как вы думаете, а каким способом играют на ложках? Рубель Рубель, как и ложки – предмет повседневного обихода русского народа. В прежние времена, когда утюга еще не было, белье гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем утрамбовывали продолжительное время – рубелем. Возможно, что кто-то, когда-то случайно провел по его зубцам другим упругим предметом и получился искристый каскад звуков, похожий на тот, который мы извлекаем палкой из досок забора. Колокольчик музыкальный инструмент. Подумайте, а где в жизни использовали колокольчик? - Правильно, его одевали на шею животным. - А знаете ли вы для чего? - Да все верно. | - Сказитель - создатель, рассказчик (певец) былин, сказок и других произведений устного народного творчества. - Его одевали животным на шею. - Для того чтобы звон колокольчика отгонял зло, нечестий. |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: применение нового способа действия, рефлексия достижения цели | Методы: метод образного мышления; наглядно-иллюстративный метод слухового анализа. | Ф И | Презентация. Слайд 16 | - Сейчас я вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте! Загадка: И красива, и стройна Средь подруг стоит она. Вся в кудряшках и серёжках. Это белая… - Береза, с какой песней у вас ассоциируется у вас это слово? Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Послушайте, как поэт Олег Шестинский писал о березе: «Без берёзы не мыслю России, – Так светла по-славянски она, Что, быть может, в столетья иные От берёзы – вся Русь рождена». - Давайте послушаем эту песню. - Какое настроение в этой песне? - Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? Как танцевать? Прыгать, выполнять разные движения? Под эту песню водили хороводы. Ребята, а что такое хоровод? Хоровод - Народный танец Древний народный круговой массовый обрядовый танец восточных славян. | - Березка - С песней: «Во поле береза стояла» Слушаю песню - Веселое, бодрое - Танцевать Ответы детей. |
Включение в систему знаний и повторение Цель: включение нового в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Методы: метод слухового анализа. Приемы: рассматривание инструментов на слайдах. | Ф И | Слайд 18 Слайд 19 Слайд 20 Слайд 21 | - А сейчас я проверю как вы знаете другие инструменты. (Учитель включает звуки инструментов, а дети отгадывают, что это за музыкальный инструмент) | Гусли, барабан, дудочка, труба |
Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока, рефлексия деятельности. | | Ф И | | - Ребята, наш урок подходит к концу, скажите: - С какими вы познакомились музыкальными инструментами? - Какие вы ещё запомнили музыкальные инструменты? - Молодцы. Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо за урок. До свидания. | - Мы познакомились с такими музыкальными инструментами: баян, балалайка, домра, шумовые: ложки, рубель, колокольчик. |