Постановка проблемы. Актуализация знаний | Учитель приветствует детей. После приветственного слова учитель предлагает познакомиться с высказыванием Кабалевского с целью организации деятельности и постановки учениками собственных целей. Проблемное задание - сформулируйте вопросы к предложенному эпиграфу урока: «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству, учила любить жизнь и человека». Беседа - о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? - с какими народными песнями вы уже знакомы? | Ученики приветствуют учителя. Варианты вопросов учеников: -Что означает выражение «учила любить жизнь и человека»? - в чем мастерство народной песни, ведь они такие простые по мелодии? - чему могла научить народная музыка профессиональных композиторов? -Может ли народная мелодия звучать в композиторской музыке? -Может ли музыка изображать что-либо? -Зачем композиторы используют народные мелодии в своих произведениях? Варианты ответов учеников: - о народной музыке, о народной песне; - о русских композиторах; - о музыке русских композиторов; - об отношении композиторов к народной песне; - «Во поле береза стояла», «Во кузнице», «Уральский хоровод», «Во саду ли, в огороде», «Вниз по матушке, по Волге» и др. | Регулятивные: учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них. |
Совместное открытие новых знаний | На экране - портрет Н. А. Римского-Корсакова Беседа Учитель. Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) – русский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель, участник кружка «Могучая кучка», критик. Среди его сочинений – 15 опер, 3 симфонии, оркестровые сочинения, концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная, хоровая и духовная музыка. Римский-Корсаков часто использовал в своих сочинениях подлинно народные мелодии. Нередко он сам сочинял в духе народных напевов. Так, например, в опере «Сказка о царе Салтане» композитор цитирует мелодию народной песни «Во саду ли, в огороде». - Кого характеризует данная мелодия? - почему композитор выбирает именно эту мелодию? Предлагаю вам сформулировать тему сегодняшнего урока Обобщая ответы детей, учитель подводит их к формулированию темы урока - «Народная песня в музыке русских композиторов». Учитель конкретизирует тему урока («Народная песня в музыке русских композиторов Оперы-сказки Н.А. Римского-Корсакова») и предлагает записать ее в тетради. -Конечно, не только у Римского-Корсакова можно встретить в музыке народные мелодии, не только он обращался к жанру сказки, но именно его сочинения будут сегодня в центре нашего внимания. - Следующая сказка вам хорошо знакома – о холодной девочке, которая растаяла с наступлением лета. Что это за сказка? - А известно ли вам, что эта сказка существует и в авторском варианте? По мотивам народной сказки писатель-драматург Александр Островский создал сказочную пьесу, перенеся действие в сказочный лес, где родилась Снегурочка, и в Берендеево царство, где жили люди в гармонии с природой, в доброте и счастье. Опера Римского-Корсакова написана на сюжет пьесы Островского. Она вся пронизана народными мелодиями и авторскими, похожими на народные напевы. (слушание Песни Леля). Слушание и анализ музыки Задание: в процессе звучания музыкального фрагмента определите солирующий инструмент, найдите изобразительные моменты, определите способы их создания. Учитель координирует работу учащихся, направляя их на поиск истины через разнообразные формы деятельности: анализ звучащих тембров, средств музыкальной выразительности, разбор текста песни для понимания содержания. - Понравилась ли вам эта музыка? -Можете назвать музыкальный инструмент, который здесь солирует? - если знать, что Лель – пастушок, то что изображает флейта в его песне? Песни Леля, а в опере их три, буквально сотканы из народных мотивов, хотя все принадлежат перу автора. Именно песни Леля манили Снегурочку к людям, согрели ее холодное сердце и наполнили его любовью. - Если песни Леля созданы самим композитором, то сцена «Песни и пляски птиц» основана на двух подлинно народных мелодиях. Эта сцена вошла в мультипликационный фильм «Снегурочка», созданный по мотивам оперы Н.А. Римского-Корсакова. - Псени, тспользуемые композитором в своих операх, нередко подвергались изменениям, благодаря чему мелодия народной песни обретала новую жизнь. Так, в опере-былине «Садко» напев былины автор превращает в молодецкий хор, удалую песню. | Учащиеся слушают рассказ учителя. - белку. - так написано в сказке у Пушкина: «…распевает при народе «Во саду ли, в огороде» Формулируют тему урока. Варианты: - музыка народная и композиторская; - народная песня в операх; - народные мелодии в музыке композиторов. - «Снегурочка» - да, нет (с пояснениями) - флейта - пастушью дудочку Работа в тетрадях Ученики записывают в тетради название прослушанных фрагментов с пояснениями. Просмотр видеофрагмента. Слушание фрагмента из оперы. Работа в тетради: запись названий прослушанных и просмотренных фрагментов с пояснениями. | Познавательные: учатся размышлять над содержанием музыкального произведения; определять средства музыкальной выразительности; высказывать суждения о музыке. Регулятивные: Коммуникативные: Познавательные: формирование исполнительских навыков, Коммуникативные: учатся выражать эмоциональное отношение к образам произведений искусства. Познавательные: |
Рефлексия | Беседа - Как вы думаете, зачем композитор включал в свои произведения народные мелодии? - Как вы считаете, нужно ли нам знать народную музыку? Для чего? Учитель вместе с учениками оценивает работу класса. Задание по желанию: нарисовать в тетради любого из персонажей опер-сказок Н.А. Римского-Корсакова. | Варианты ответов учеников: - композитор любил народную музыку; - для сказочных сюжетов лучше подходят народные песни; - нам надо знать народную музыку, ведь в ней можно проследить историю народа; - через народные песни можно узнать, что волновало людей в прошлом, как они жили; - народную музыку нельзя забывать, это наша культура. | Регулятивные: |