СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Народные праздничные обряды" 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Народные праздничные обряды 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Народные праздничные обряды" 5 класс»

Технологическая карта урока

Народные праздничные обряды


Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5 класс

Тип урока

Закрепление изученных знаний

Технология построения урока

Личностно-ориентированная

Тема урока

Народные праздничные обряды

Цель урока

обобщить знания учащихся по теме «Древние корни народного искусства»; познакомить учеников с русским фольклором.

Основные термины, понятия

Русские народные обряды; русские народные песни; русские народные пословицы, русский фольклор (русская народная песня); оформление народного праздника

Оборудование



Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учебник Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 191 с.: ил.

Альбом, простой карандаш, ластик, кисти, краски.

Планируемый результат

Предметные умения

- Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;

- Умение компоновать рисунок;




Личностные: формирование ответственного отношения к учебе, формирование гражданственности и патриотизма, развитие навыков доброжелательного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Предметные: формирование основ художественной культуры, умения самостоятельного получения и применения новых знаний по предмету, приобретение опыта работы различными художественными материалами, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;

Метапредметные:

регулятивные: умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей, умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

познавательные: овладеть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм, самостоятельно планировать пути достижения цели;

коммуникативные: освоение диалоговой формы общения, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения





Структура урока

Этапы урока

Цели этапа

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный

Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Личностные УУД

эмоционально-положительный настрой на урок. Метапредметные:

регулятивные:

осуществляют самоконтроль;

познавательные:

интерес к предмету;

коммуникативные

планирование сотрудничества с учителем, одноклассниками.

Проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей

Постановка учебной проблемы

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока.

Личностные:

устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?)

Метапредметные:

формулируют тему, цель, проблему урока;

определяют последовательность действий;


- Давайте вспомним, какие темы мы изучили.

Обращает внимание на оформление доски.

-Ребята, а вы знаете, как называется праздник, когда празднуют его всем селом?

-Итак, кто попробует сформулировать тему урока?

Исходя из темы, сформулируем цели урока

Ученики рассуждают, отвечают на вопросы учителя, и предполагают название темы урока.

Формулируют цели урока , опираясь на слова.

Организация выполнения плана деятельности.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания.

Личностные:

умеют удерживать учебную задачу;

Предметные:

воспитание интереса к истории культуры своего Отечества, понимание красоты человека;

Метапредметные:

познавательные:

находят ответы на вопросы;

овладевают умением поиска и выделения необходимой информации;

выполняют логические операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение;

регулятивные:

отличают верно, выполненное задание от неверного;

коммуникативные:

участвуют в коллективном обсуждении;

аргументируют свое мнение;

умение сформулировать вопрос;


Рассказ учителя: Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.

Существовали всевозможные обряды. Например, святочные обряды, которые проводили в новогодние праздники. Масленичные обряды, которые включали проводы Масленицы, катание на лошадях, приготовление блинов. Без блинов не обходилась ни одна Масленица. Из соломы мастерили огромную куклу, которую вывозили в поле и сжигали, тем самым провожая зиму, холод

и все тяготы. По-своему отмечалась и Пасха, после которой непременно праздновали «зеленые Святки». Девушки убегали в рощу или в лес и загадывали там заветные желания. Пели песни, водили хороводы, украшали головы плетеными венками. После жатвы крестьяне готовились к осенним праздникам. Пекли пироги, созывали родных. Праздник был народным творчеством, которому придавали огромное значение. К нему специально шили костюмы, придумывали песни и различные игры. Многие из старинных русских праздников живы и по сей день.

Русские народные пословицы

Пословицы представляют собой народную мудрость, переда-

ваемую из поколения в поколение. Например:

• Делу время – потехе час.

• К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

• Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

• Всякий пляшет, да не как скоморох.

• Тогда пляши, когда играют.

Попробуйте объяснить смысл этих пословиц.

Ученики отвечают на вопрос учителя, делают сравнительный анализ, высказывают свои предположения, находят правильный ответ.


Самостоятельная работа учащихся.

Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий.

Предметные УУД:

умеют применять знания на практике.

Метапредметные УУД:

познавательные:

осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, выбирают нужный уровень сложности

регулятивные:

контроль, коррекция, умеют обнаружить и устранить отклонения от эталона

коммуникативные:

рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества.

личностные:

самоопределение.


контроль

-индивидуальный

-выборочный

Организует взаимопроверку, обсуждение способов решения поставленной задачи.

Учащиеся выбирают уровень и выполняют практическую работу, осуществляя проверку и взаимопроверку выполнения задания.

Воспринимают на слух советы и ответы учащихся по устранению недочетов в работе



Закрепление изученного.

Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий.

Личностные УУД:

следуют моральным нормам и этическим требованиям.

Метапредметные УУД:

регулятивные:

контролируют, оценивают процесс и результат своей деятельности;

дают оценку деятельности на уроке;

коммуникативные:
участвуют в коллективном обсуждении.



– Как вы думаете, почему праздники были необходимы людям и в древние времена?

– Чем современные празднества и обряды отличаются от русских народных?

Ребята! На занятиях этой четверти мы говорили с вами о русском народном искусстве.

– Как вы думаете, что нашло отражение в древних образах

народного искусства?

– Для чего люди издавна украшали свои дома?

– Чем отличается современный интерьер от русского народного?

– Какие чувства возникают у вас при изучении русского на-

родного искусства?

– Из чего на Руси строился узор? (Из солярных знаков: горизонтальных и вертикальных линий, прямоугольников, ромбов.)

– Назовите образ, символизирующий силу крестьянской жизни. (Конь.)

– Вспомните, о каких видах окон мы говорили с вами при

изучении темы «Убранство русской избы». Назовите их.

(Смотровые, световые, проветривающие, косящатые, светелочные, слуховые, окончины.)

– Что олицетворял такой предмет быта, как ковш? (Образы

ладьи, коней, солнца, птиц.)

– Назовите два вида вышивки. Чем они отличаются друг

от друга? (Крестьянская и городская. Крестьянская сохраняла

старинные обычаи и традиции Руси; городская подвергалась

веяниям моды).

Отвечают на вопросы учителя, поддерживают беседу

Итог урока

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

- Сегодня я выступил (а) в роли…

- Я на уроке научился(лась)…

- У меня получилось…

- Делать своими руками – это…

- Мне понравилось …

Заключительное слово учителя.

Дети осознают свою учебную деятельность, осуществляют самооценку результатов своей деятельности и всего класса.