СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира "Полезные ископаемые" 4 класс»

Технологическая карта урока

Данные об учителе: Савельева Лариса Николаевна, первая категория, филиал МБОУ СОШ № 1 г. Нижний Ломов имени Тархова С.Ф

. в с. Усть-Каремша

Учебный предмет: окружающего мира

Класс: 4 класс

Автор УМК (программы учебного курса): Школа России, А.А. Плешакова

Тема

Полезные ископаемые, их разведка и добыча

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использования, показать важность рационального их использования

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

(предметные)

Знания:

- знать свойства важнейших природных ископаемых

Умения:

- проводить простейшие наблюдения и опыты по изучению свойств полезных ископаемых;

- характеризовать свойства полезных ископаемых на основе результатов наблюдений;

-приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

- применять знания о свойствах полезных ископаемых для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач

Личностные результаты

- становление мотивационной основы учебной деятельности;

- чувство ответственности при выполнении своей части работы в группе;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- бережное отношение к природе, любовь к родному краю, чувство гордости за свою Родину

Метапредметные УУД

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- использовать учебник и демонстрируемые опыты в качестве источников информации,

- с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать.

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждения, относить к известным понятиям.

- овладевать начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, природных процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- осваивать способ решения проблем по­искового характера, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять совместную работу, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Методы обучения

Репродуктивный, проблемный, исследовательский

Образовательные ресурсы

  • Учебник Окружающий мир: 4 класс А.А. Плешакова

  • образцы полезных ископаемых (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) и их условные обозначения;

  • словари, справочники;

  • компас, спиртовка для опытов;

  • компьютер, проектор



Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

I Этап мотивации учебной деятельности

2 мин

Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне 

Фронтальная. Словесный. Слово учителя.

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением

Улыбнись! Даже если на сердце темно

И мешают в дороге ошибки,

Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,

Разве это не стоит улыбки?

Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками


II Актуализация знаний

4 мин







1. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.


1 мин





III. Постановка учебной задачи



2 мин

Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

• обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

• вызвать познавательный интерес к проблеме;

• организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели




• выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения



Индивиду-альная. Фронтальная.



















Фронтальная. Словесная. Беседа.



Ребята, мы сегодня проведём блиц-опрос по очень простым и интересным вопросам.

ВНИМАНИЕ ВОПРОС:

- Из чего построена наша школа?

- Из чего изготавливают автомобили, самолёты?

- Что нужно для того, чтобы автомобиль поехал, а самолёт полетел?

- Как назвать все отгадки одним словом?



ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

- А знаете ли вы ответы на такие вопросы как:

  • Свойства добываемых полезных ископаемых.

  • Их месторождение.

  • Применение в народном хозяйстве.

Как вы думаете какая же тема нашего урока?

Слайд 1





Слушают вопросы учителя.


Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают свой ответ.

(Из камня, песка, цемента…)


(Из стали, чугуна, меди…)

(Бензин, горючее, топливо…)



(Полезные ископаемые)

Выдвигают предположения о теме урока .








Высказывают свои предположения




Познавательные УУД:

Выделять существенную информацию Выдвигать гипотезу и обосновывать ее.

Осуществлять актуализацию знаний по ранее изученному материалу, жизненному опыту.

Коммуникативные УУД:

Взаимодействуют с учителем во время опроса, беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

Регулятивные УУД:

Уметь слушать.

Принимать и запоминать учебную задачу и цель.

Уточнять, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.












IV. Усвоение новых знаний и способов действий

24 мин

































Физкультминутка 2 мин





















































































V. Этап закрепления новых знаний и способов действия

6 мин

VI. Рефлексивно-оценочный

3 мин













Этап информации о домашнем задании

2 минуты

Организовать построение проекта выхода из затруднения.

Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению)

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения



























Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности






































Создать представление месторасположении природных ископаемых нашей страны













Систематизировать имеющиеся знания














Формировать умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме



Развивать навыки работы с различными источниками информации













































Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу


Осмысление процесса и результата деятельности















Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Коллективная, индивидуальная.

Словесный, практический

Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов).




























Коллективная.

Практический









































Индивидуальная. Практический.














Групповая.

Практический.

Исследование











Индивидуальная. Практический





Фронтальная. Словесная. Беседа














































Индивидуальная. Практический. Упражнение





Фронтальная., индивидуальная. Словесный. Беседа














Индивидуальная. Практический. Творческая работа



1. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»?

А почему они полезные?

От куда же человек добывает полезные ископаемые?


Давайте подведём итог тому, о чём говорили. Что такое полезные ископаемые?

Слайд 2



2.Работа с текстом учебника



























Мы становимся всё выше,

Достаём руками крыши.

На два счёта поднялись,

Три, четыре – руки вниз.







































3. Работа с картой «Природные ископаемые России».

- Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений.


На какие группы можно распределить полезные ископаемые?








4. Попробуем систематизировать полученную информацию.

Составим кластер.

5. Работа в группах

- Поработаем в парах для того, чтобы как можно больше выяснить о свойствах полезных ископаемых.

Учитель демонстрирует полезные ископаемые (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда)

Каждая группа получает материал для работы инструкцию:

1.Изучите соответствующий материал учебника с. 46-47,

2. Исследуйте полезные ископаемые и заполните таблицу.


6. Защита проектов.


- На какие  группы можно разбить полезные ископаемые в зависимости от их применения? Предлагайте.


7. Показ слайдов презентации.

На них изображения шахты, скважины, карьера.

Ребята, догадайтесь о чем дальше мы будем беседовать?

8.- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? 
- Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? 

























- А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? 

Слайд 5





Задания в рабочей тетради № 5 стр.18







Продолжите моё высказывание:

  • - сегодня я узнал…

  • - было интересно…

  • - было трудно…

  • - я выполнял задания…

  • - я понял, что…

  • - теперь я могу…

  • - я научился…

  • - меня удивило…

  • - урок дал мне для жизни…

  • - мне захотелось…

  • - я расскажу своим родителям…


Кого и за что вы хотели бы похвалить на уроке?


Домашнее задание

Учебник с. 45- 48, вопросы с.48. 1) Поиск информации: узнать есть ли в нашей местности месторождения полезных ископаемых и каких.

2) Творческое задание: Практическая работа с поваренной солью с. 45-48.

Отвечают на вопросы учителя. Строят гипотезы.

(От слова копать)

(Приносят пользу человеку)


(Из недр земли)



Самостоятельно делают вывод:

«Полезные ископаемые – это вещества залегающие в недрах земли и на её поверхности, приносящие пользу человеку»


Сравнивают свой вывод с материалом учебника.

























Выполняют движения по тексту










































Работают с картой «Природные ископаемые России», определяют их месторождение





Составляют кластер

(Приложение 1)








Самостоятельная работа в группах.

Исследование полезного ископаемого по инструкции.

(Приложение 2)

Результаты заносят в таблицу рабочей тетради









Ответственный каждой группы выходит и зачитывает данные таблицы.



Дополняют кластер.



Учащиеся предполагают, какие полезные ископаемые добывают при помощи этих устройств, как перевозят к месту их переработки




Рассуждения и выводы учеников


Сообщение ученика

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.   Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! 

Выводы учащихся


Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь и природный



Выполнение задания в рабочих тетрадях








Отвечают на итоговые вопросы урока.

Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников.













Записывают домашнее задание в дневник.


Познавательные УУД:

- искать и выделять необходимую информацию;

- строить логическую цепь рассуждений

- структурировать знания;

- формулировать вопросы

- формулировать выводы

- подведение под понятия, выведение следствий

Предметные УД:

- проводить исследование, заполнять таблицу, интерпретировать полученные результаты

- применять знания для оценки предложенных примеров


Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные УУД:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор информации в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные УУД

Формируют:

- умение соотносить свои действия с действиями учителя;

-умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы;

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

Коммуникативные УУД

Обеспечивают

- социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение участвовать в коллективном решении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.



Личностные УУД

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

Познавательные УУД:

воспроизводить знания в устной и письменной форме

Коммуникативные УУД:

- использовать речевые средства для аргументации своей позиции

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания.

Регулятивные УУД:

санкционировать факт завершения действий



















ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Составление кластера



























ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Инструкция по исследованию полезного ископаемого

Инструкция по исследованию торфа.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения торфа в нашем крае. Запишите в тетрадь.

  • Исследуйте свойства торфа:
    а) Какого цвета торф?
    б) Плотное или рыхлое вещество?
    в) Прочный или непрочный?
    г) Тяжелее или легче воды?
    д) Хорошо или плохо впитывает воду?

  • Где используется торф в народном хозяйстве?

  • Отметить на контурной карте залежи торфа.


Инструкция по исследованию песка.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения песка в нашем крае. Запишите в тетрадь.

  • Исследуйте свойства песка:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости песка (Смешать песок и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) Установить водопроницаемость песка.

( выяснить, как пропускает воду – песок. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать песок. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).

  • Где используется песок в народном хозяйстве?

  • Отметить на контурной карте залежи песка.



Инструкция по исследованию глины.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.

  • Исследуйте свойства глины:

а) Какого цвета?

б) Установление сыпучести.

в) Определение вязкости глины(Смешать глину и сделать шарики, колбаску, калачик)

д) .  Установить водопроницаемость глины.

( выяснить, как пропускает воду глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в воронку засыпать глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Понаблюдать, как проходит вода).

  • Где используется глина в народном хозяйстве?

  • Отметить на контурной карте залежи глины.


Инструкция по исследованию железной руды.

  • Рассмотрите образец. Запишите название в тетрадь.

  • По физической карте определите, каким условным знаком обозначается. Зарисуйте значок в тетради.

  • По карте найдите основные месторождения. Определите, есть ли месторождения глины в нашем крае. Запишите в тетрадь.

  • Исследуйте свойства железной руды:
    а) Какого цвета железная руда?
    б) Имеет ли блеск?
    в) Твёрдая или рыхлая?
    г) Прочная или хрупкая?
    д) Легче или тяжелее воды?

  • Где используется железная руда в народном хозяйстве?

  • Отметить на контурной карте залежи железной руды.













ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ИТОГОВЫЙ КЛАСТЕР