II Актуализация знаний 4 мин 1. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. 1 мин III. Постановка учебной задачи 2 мин | Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; • обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • вызвать познавательный интерес к проблеме; • организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели • выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения | Индивиду-альная. Фронтальная. Фронтальная. Словесная. Беседа. | Ребята, мы сегодня проведём блиц-опрос по очень простым и интересным вопросам. ВНИМАНИЕ ВОПРОС: - Из чего построена наша школа? - Из чего изготавливают автомобили, самолёты? - Что нужно для того, чтобы автомобиль поехал, а самолёт полетел? - Как назвать все отгадки одним словом? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - А знаете ли вы ответы на такие вопросы как: Свойства добываемых полезных ископаемых. Их месторождение. Применение в народном хозяйстве. Как вы думаете какая же тема нашего урока? Слайд 1 | Слушают вопросы учителя. Отвечают на вопросы учителя. Обосновывают свой ответ. (Из камня, песка, цемента…) (Из стали, чугуна, меди…) (Бензин, горючее, топливо…) (Полезные ископаемые) Выдвигают предположения о теме урока . Высказывают свои предположения | Познавательные УУД: Выделять существенную информацию Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию знаний по ранее изученному материалу, жизненному опыту. Коммуникативные УУД: Взаимодействуют с учителем во время опроса, беседы, осуществляемой во фронтальном режиме Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: Уметь слушать. Принимать и запоминать учебную задачу и цель. Уточнять, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий 24 мин Физкультминутка 2 мин V. Этап закрепления новых знаний и способов действия 6 мин VI. Рефлексивно-оценочный 3 мин Этап информации о домашнем задании 2 минуты | Организовать построение проекта выхода из затруднения. Содействовать усвоению уч-ся способов, которые привели к определенному выводу (обобщению) Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов, доказательства своей точки зрения Снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности Создать представление месторасположении природных ископаемых нашей страны Систематизировать имеющиеся знания Формировать умений и навыков по сбору, обработке и представлению информации по указанной теме Развивать навыки работы с различными источниками информации Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу Осмысление процесса и результата деятельности Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобще-ние данных, формули-рование выводов). Коллективная. Практический Индивидуальная. Практический. Групповая. Практический. Исследование Индивидуальная. Практический Фронтальная. Словесная. Беседа Индивидуальная. Практический. Упражнение Фронтальная., индивидуальная. Словесный. Беседа Индивидуальная. Практический. Творческая работа | 1. Как вы думаете, от какого слова произошло слово «ископаемые»? А почему они полезные? От куда же человек добывает полезные ископаемые? Давайте подведём итог тому, о чём говорили. Что такое полезные ископаемые? Слайд 2 2.Работа с текстом учебника Мы становимся всё выше, Достаём руками крыши. На два счёта поднялись, Три, четыре – руки вниз. 3. Работа с картой «Природные ископаемые России». - Назовите природные ископаемые, которыми богата наша страна и примерное место их расположений. На какие группы можно распределить полезные ископаемые? 4. Попробуем систематизировать полученную информацию. Составим кластер. 5. Работа в группах - Поработаем в парах для того, чтобы как можно больше выяснить о свойствах полезных ископаемых. Учитель демонстрирует полезные ископаемые (нефть, каменный уголь, природный газ, торф, железная руда, цветная руда) Каждая группа получает материал для работы инструкцию: 1.Изучите соответствующий материал учебника с. 46-47, 2. Исследуйте полезные ископаемые и заполните таблицу. 6. Защита проектов. - На какие группы можно разбить полезные ископаемые в зависимости от их применения? Предлагайте. 7. Показ слайдов презентации. На них изображения шахты, скважины, карьера. Ребята, догадайтесь о чем дальше мы будем беседовать? 8.- Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые? - Как вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? - А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? Слайд 5 Задания в рабочей тетради № 5 стр.18 Продолжите моё высказывание: - сегодня я узнал… - было интересно… - было трудно… - я выполнял задания… - я понял, что… - теперь я могу… - я научился… - меня удивило… - урок дал мне для жизни… - мне захотелось… - я расскажу своим родителям… Кого и за что вы хотели бы похвалить на уроке? Домашнее задание Учебник с. 45- 48, вопросы с.48. 1) Поиск информации: узнать есть ли в нашей местности месторождения полезных ископаемых и каких. 2) Творческое задание: Практическая работа с поваренной солью с. 45-48. | Отвечают на вопросы учителя. Строят гипотезы. (От слова копать) (Приносят пользу человеку) (Из недр земли) Самостоятельно делают вывод: «Полезные ископаемые – это вещества залегающие в недрах земли и на её поверхности, приносящие пользу человеку» Сравнивают свой вывод с материалом учебника. Выполняют движения по тексту Работают с картой «Природные ископаемые России», определяют их месторождение Составляют кластер (Приложение 1) Самостоятельная работа в группах. Исследование полезного ископаемого по инструкции. (Приложение 2) Результаты заносят в таблицу рабочей тетради Ответственный каждой группы выходит и зачитывает данные таблицы. Дополняют кластер. Учащиеся предполагают, какие полезные ископаемые добывают при помощи этих устройств, как перевозят к месту их переработки Рассуждения и выводы учеников Сообщение ученика На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком! Выводы учащихся Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь и природный Выполнение задания в рабочих тетрадях Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке и работу одноклассников. Записывают домашнее задание в дневник. | Познавательные УУД: - искать и выделять необходимую информацию; - строить логическую цепь рассуждений - структурировать знания; - формулировать вопросы - формулировать выводы - подведение под понятия, выведение следствий Предметные УД: - проводить исследование, заполнять таблицу, интерпретировать полученные результаты - применять знания для оценки предложенных примеров Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные УУД: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор информации в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные УУД Формируют: - умение соотносить свои действия с действиями учителя; -умения контролировать в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; - умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения; оценивать результат своей работы; -умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную. Коммуникативные УУД Обеспечивают - социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; - умение слушать и вступать в диалог; - умение участвовать в коллективном решении проблем; - умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Личностные УУД Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал. Познавательные УУД: воспроизводить знания в устной и письменной форме Коммуникативные УУД: - использовать речевые средства для аргументации своей позиции Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания. Регулятивные УУД: санкционировать факт завершения действий |