Урок окружающего мира (УМК «Школа России »)
Тема: «Водные богатства нашего края», 4 класс
Учитель: Косменюк Н. А.
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоемов нашего края.
2. Сформировать представления учащихся о естественных и искусственных водоемах.
3. Раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека.
4. Показать необходимость и способы охраны водоемов.
5. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Планируемые результаты:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником; формировать понятие река и ее части, учить различать водоемы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; формировать понятия значимости водоемов в жизни
Личностные: имеют ответственное отношение к учению; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1 часть; презентация; карта Оренбургской области схемы реки, озера, моря, раздаточный материал, карта Гайского района (река Урал выделена), карта Ириклинского водохранилища; видеофильм «Моря России. Белое море», карты разных районов Оренбургской области, пазлы (разрезанные картинки с изображением реки, озера , моря (водохранилища)
Технологии: АМО-технологии по структуре урок делится на логически связанные фазы и этапы, которые обеспечивают целостность и системность образовательного процесса), ИКТ-технологии с использованием проектора, элементы проблемно-исследовательского обучения, развивающее обучение.
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия. |
1) Инициация (приветствие, знакомство). Метод «Поздоровайся глазами». 2 мин | Звучит песня об Оренбургской области. Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, что вы желаете им добра, улыбнитесь. -Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Пожелаем друг другу здоровья. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой) Успеха (Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй ( всей ладонью) - Я тоже хочу пожелать всем нам интересной и плодотворной работы. В мире много интересного, нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело! |
2)Вхождение или погружение в тему (определение целей урока). 2 мин 9 минут Слайд - песочные часы/ музыка Песочные часы | Метод «Инструментальный пазл». - Из музыкального сопровождения вы уже догадались, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? - Мы должны вспомнить то, что мы изучили по теме и , конечно, познакомиться с чем-то новым. - Но вот в чём беда тема, с которой я хотела вас познакомить, таинственным образом пропала с доски. А вместо неё остались лишь осколки льдинок. - Готовы ли вы отправиться в путешествие и отыскать ТЕМУ? - Тогда вставайте из-за парт, каждая команда берётся за руки - у нас получится сверхскоростная машина с тремя двигателями. Каждая команда - это двигатель. Закройте глаза, мы отправляемся в путешествие (музыка) - Открываем глаза. Поздравляю вас! Мы с вами сегодня путешествуем по нашей родной Оренбургской области. - Каждый стол - это комната со своей тайной. Вы должны побывать во всех 3-х комнатах и в каждой выполнить своё задание. Будете двигаться по часовой стрелке. В каждой команде - свой капитан. Когда задания будут выполнены, вы сможете раскрыть тайну - узнать название новой темы. Но будьте внимательны: время в каждой комнате ограничено. Вы можете выполнять задания, пока не зазвенит колокольчик. Детям предлагается выполнить 3 задания (Приложение 1). Каждая группа выполняет эти задания в своей последовательности. В результате выполнения группа получает подсказку. Таким образом, у каждой команды получается своя картинка. Задания составлены на основе материала полученного детьми на предыдущих уроках. Проверка с показом на доске (Оренбургской области) |
3)Определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока и формирование безопасной образовательной среды). | -Ну, вот вы и вернулись на свои места. Сложите пазлы. -Что получилось? (схемы: река, озеро, море) -Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? -Каковы цели нашего урока? Водные богатства нашего края -Что вы ожидаете от урока? (Какие водоёмы бывают? На какие группы можно разделить водоёмы? из каких частей состоит река? Хочу научиться сравнивать водоёмы. Какие водоемы есть в нашем крае?) Слайд. Карта Оренбургской области |
Фаза 2. Работа над темой |
Этапы: 1) Интерактивная лекция (передача и объяснение педагогом новой информации). «Инфо-угадайка» Физминутка | - Ребята, посмотрите на глобус. Какого больше цвета не нём? - А что обозначено синим цветом? Да, ребята, синим цветом на глобусе обозначена вода. А вы знаете, что 2/3 земной поверхности занимает вода? - А какая на вкус вода? (Пресная и соленая, разбирают эти понятия) - Какая вода в наших водоемах? - А где вода соленая? (в морях и океанах) - Сейчас вы назвали водоемы. Давайте разделим водоемы на 2 группы по их происхождению. - На какие группы разделим? (естественные и искусственные) - Что это значит «естественные»? (Созданные природой) -Что значит искусственные? (Созданные человеком) Что отнесем к естественным водоемам? К искусственным? - Все ли из естественных водоемов есть у нас в Оренбургской области? - А как вы думаете, чего у нас на карте больше рек или озер? Как вы думаете, о чём говорят эти числа: 3492 РЕКИ 5700 ОЗЁРА 0 МОРЕ - Рассмотрите карту Оренбургской области. (Вывод: озёр больше) - А какие части реки вы помните? Давайте вспомним схему реки. Как называют место, где река берет свое начало? Что еще имеет река? (Притоки. Река течет по руслу, есть правый и левый берег. Притоки тоже бывают правыми и левыми) - Молодцы, вспомнили. - А расскажите мне, как же «живут» естественные водоемы? За счет чего питаются реки и озера? - А что скажете про море? |
(Под тихую музыку моря). Закройте, пожалуйста, глаза. Наберите грудью побольше воздуха и ощутите солоноватый запах моря. Морской воздух свежий и немного влажный. Вы слышите, как кричат чайки, и чувствуете себя сейчас совершенно спокойно и безмятежно. Потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь, свежи и полны бодрости. |
3) Проработка содержания темы (групповая, парная работа). «Научный эксперимент» (исследование) | Правила работы в группе: (на доске) 1. Уважать мнение товарищей 2. Слушать и слышать друг друга 3. Не обижать и не обижаться 4. Быть внимательным 5. Участвовать всем Работа в группах (5 минут) Приложение 2 Отчёт 1 группа. Реки Оренбургской области. Река Урал (карточка+ карта р. Урал) 2 группа. Озёра (карточка+ Атлас Оренбургской области) 3 группа. Ириклинское водохранилище (карточка + карта) А отчитываться вы будете в таком порядке: отгадываете загадку про водоём, с которым работали и выходите, отчитываетесь. На слайдах- родные кадры. Проверка. 1 группа (р. Урал) Задание: 1. найти притоки реки Урал.(Притоки реки: Сакмара и Илек, Большой Кизил, Тана) 2. Отметить правый берег и левый берег. Найдите на карте самые крупные реки Оренбургской области. Проверка. 2 группа (озеро Шалкар-Ега-Кара) С реками и озёрами мы поближе знакомы, но и Ириклинское водохранилище находится не так далеко, как озеро «Шалкар-Ега-Кара». Хотите узнать о нём больше? Видеофильм Проверка. 3 группа (Ириклинское водохранилище) Сто ручьёв С горы сбежали, Под горою — Морем стали. (Водохранилище) С реками и озёрами мы поближе знакомы, но и Ириклинское водохранилище находится не так далеко, как озеро «Развал». Хотите узнать о нём больше? -Что узнали или что вас поразило? В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы. |
| Какое значение у водных богатств? - Ребята, подумайте, а какие у нас есть экологические проблемы, связанные с водоемами? (мусор, сточные воды, мытье транспортных средств, удобрения и ядохимикаты) (СЛАЙД ) - Предлагаю вас составить памятку поведения у водоема. Как вы считаете, что самое главное мы с вами не должны делать, чтобы не загрязнять водоемы? С чем надо бороться? ПАМЯТКА 1. Не бросай мусор в воду. 2. Не оставляй мусор на берегу. 3. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах. В водоемы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты. |
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия. |
1)Эмоциональная разрядка | Метод сигнальных карточек «Светофор» Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. Учащиеся показывают зеленую сигнальную карточку, если работа выполнена, красную – если нужна помощь. |
Подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока). Метод «Все дело в шляпе» (вместо шляпы использовала штурвал) Д/з | - Молодцы ребята. Хорошо поработали на уроке. Давайте сделаем вывод и подведем итоги. Значение водоёмов велико (СЛАЙД) - Посмотрите на вопросы на доске. На все ли вопросы мы ответили? - Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли нам достигнуть её. - Ребята, наш сегодняшний урок мне запомнился вашими выступлениями, умениями работать в группах, рассуждать, делать выводы. А чем вам запомнился урок? Что показалось вам более интересным? - Что на уроке получалось хорошо? - Над чем еще нужно поработать? Продолжаем работать над проектом «МОЯ РОДИНА – Оренбургская область (ребятам выдан план работы над страничкой проекта, который называется так же, как и тема урока), даны пояснения, как можно оформить работу Спасибо за урок! Любите и берегите наш край! |
Приложения
Приложение 1.
Задания для групп
№1
Из списка найдите название городов Оренбургской области.
Абдулино Владимир Бугуруслан Москва Бузулук Углич Гай Кувандык Медногорск Самара Новотроицк Иваново Оренбург Новгород Орск Соль-Илецк Ростов Сорочинск Суздаль Ясный Кострома
Всего городов в Оренбургской области –
№2
Естественные | Искусственные |
| |
| |
| |
| |
№ 3
«Составьте рассказ»
Оренбургская область находится на юго-востоке ……………………………………………
Слева, на западе, Оренбургская область граничит с …………………………………………..
На востоке Оренбургская область – с ………………………………………… областью,
на юге — с ……………………………….
А если поехать на север, то мы попадем в …………………………Республику ________________ .
Приложение 2
Задание группе №1
Запишите самые крупные реки Оренбургской области:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Опишите реку Урал:
-куда впадает_______________________________________________
-использование человеком____________________________________
3. Задание: 1. найти притоки реки Урал. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Отметить на карте правый берег и левый берег.
Задание группе №2
1. Запишите самые крупные озёра Оренбургской области:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Найдите на карте озеро Шалкар-Ега-Кара.
Расскажите о них.
- Размеры_______________________, площадь-_______________________
Достопримечательности:__________________________________________
Крупнейшее озеро Оренбургской области. Оно расположено на востоке Светлинского района, недалеко от границы с Казахстаном. Водоём имеет форму почти ровного круга, диаметром около 11 километров и длинной береговой линии почти 96 километров.
Озеро простирается на площади немногим более 9 тыс. гектар, его средняя глубина редко превышает 50 см, максимальная же - 90 см, но во время разлива она может увеличиться до четырех метров. Абсолютная высота - 299 м.
C казахского "Шалкар-Ега-Кара" переводится как "Озеро у высокого холма". В настоящее время озеро является гидрологическим памятником природы и охраняется государством.
Подпитывается озеро водами из ближайшей реки Буруктал, но только во время весеннего ее разлива. Из-за этого озеро пересыхает раз в 10 лет, и полностью промерзает раз в 3 года.
Во времена засушливых периодов водоем пересыхает и образуются несколько более мелких озер, начинает активно расти камыш. Дно озера покрыто глиной и илом, вода по большей степени прозрачная.
Задание группе №3
1. Запишите водохранилища Оренбургской области:
__________________________________________________________________
2. Найдите на карте _________________________водохранилище
- Размеры_______________________, площадь-_______________________
Достопримечательности:__________________________________________
Ириклинское водохранилище – самый крупный искусственный водоём Южного Урала.
Водохранилище возникло при строительстве плотины Ириклинской гидроэлектростанции, пущенной в 1958 году.
Помимо выработки электроэнергии, решалась задача надёжного водоснабжения промышленных предприятий и населённых пунктов. Ириклинское водохранилище снабжает водой города Орск и Новотроицк.
Протяжённость водохранилища с севера на юг -73 км., протяжённость береговой линии около 415 км. Средняя глубина 12 м, при максимальной глубины у плотины – 38 м. Площадь – 262 км2
Водохранилище — искусственный (рукотворный) водоём, образованный, как правило, в долине реки водоподпорными сооружениями для регулирования воды в реке в целях её использования в народном хозяйстве.