СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Оксиды углерода"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Оксиды углерода"»











Конспект урока химии в 9 классе



Тема: «Оксиды углерода (II и IV)»











Подготовила: учитель химии и биологии


МБОУ «Жердевская СОШ №2»


Рабодзей Татьяна Ивановна

Класс: 9


Тема: Оксиды углерода (II и IV)


Тип урока: Урок открытия нового знания


Вид урока: Урок – исследование


Цель: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свой- ствах, получении, применении, физиологическом действии на организм челове- ка и на природу в целом.


Задачи:

  • Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе, развитие ответственного отношения к учебе, познава- тельного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы.

  • Предметные – систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода, усвоить строение, физические свойства, химиче- ские свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, каче- ственную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравни- вать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать ин- формацию из сети Интернет.

  • Метапредметные – формирование научного мировоззрения (о реально- сти существования этих оксидов и связанных с ними превращений), раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять способы действий и соот- носить с планируемыми результатами.


Методы: словесные, наглядные, исследовательские


Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, эксперимент.


Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проек-

тор.


Оборудование и реактивы для учащихся: лабораторная посуда (пробирки,

штатив для пробирок, химические стаканы), реактивы (уксусная кислота, гид- рокарбонат натрия (сода), гидроксид кальция), индикаторы.






Литература для учителя:


  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учре- ждений. – М.: Дрофа, 2009

  2. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2011

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и по- ступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999

  4. Некрасова Л.И. Химия. 9 класс. Карточки заданий. – Саратов: Лицей, 2008

  5. Павлова Н.С. Дидактические карточки-задания по химии: 9-й класс.: к

учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». – М.: Изд – во «Экзамен», 2006



Литература для учащихся:


  1. Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учре- ждений. – М.: Дрофа, 2009

  2. Габриелян О.С. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С.Габриеляна «Хи- мия. 9 класс». – М.: Дрофа, 2009

  3. Ким Е.П. Химия. ГИА. Диагностика готовности.- Саратов: Лицей, 2011.

  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и по- ступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999

  5. Физика и химия: Универсальная энциклопедия школьника/ А.А. Ворот- ников. – Мн.:Валев, 1995

  6. Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999


Условные обозначения:

Л – личностные УУД Р – регулятивные УУД

П – познавательные УУД

К – коммуникативные УУД




























Технологическая карта урока:


п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД



1



Орга- низа- цион- ный мо- мент



Приветствие учащихся. Настрой на со- трудничество путем создания положи- тельной мотивации.



Приветствуют учителя, настраи- ваются на работу.

Самоопределе- ние (Л) Учебно-

познавательная мотивация, планирование учебного со- трудничества (Р)



2



Акту- ализа- ция опор- ных зна- ний

На прошлом уроке мы познакомились с элементом углерод и узнали, что при сгорании он образует два оксида. Помните ли вы, какие это оксиды? Предлагаю отгадать загадки. Отгадка- ми будут являться вещества, о которых вы слышали и с которыми неодно- кратно сталкивались в обычной жизни.


1.Чтоб появиться, я сумел, Прокаливают белый мел.




Высказывают мнения, отгады- вают загадки, называют форму- лы (СО, СО2).

Смыслообра- зование (Л) Формулирова- ние и аргумен- тация своего мнения (К); Учет разных мнений, коор- динирование в

сотрудничестве разных пози-



Я в газированной воде,

Я в хлебе, в соде; я везде. И фотосинтез без меня

И не туда и не сюда.

И пламя маленькой свечи

И нужно только сделать вдох Чтоб я на свет явиться мог.

Меня дает огонь в печи

(Углекислый газ или оксид углерода (IV))

2. Горю я синим пламенем Угаром угрожаю,

Когда совсем сгораю я, Из печки улетаю.

(Угарный газ или оксид углерода(II))


О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?


А в природе эти оксиды существуют? Вместе с учащимися указываем глав- ные причины интенсивного притока углекислого газа в атмосферу.

  1. сжигание ископаемого топлива, от- ходы целлюлозно-бумажного произ- водства;

  2. огромное потребление кислорода ме- таллургической и химической про- мышленностью;

  3. истребление лесов, особенно тропи- ческих;

  4. разрушение и минерализация лесных подстилок, дернины лугов, степей;

  5. осушение болот, сопровождающего- ся интенсивным окислением торфяни- ков;

  6. уничтожение водной растительности в дельтах рек, загрязнение водоемов и морей, приводящего к угнетению фото- синтеза и, как следствие, к увеличению концентрации углекислого газа в атмо- сфере.

Масштабы круговорота СО2 (в млрд. т в год)

Поступление в атмосферу Из океанов 200

Дыхание и гниение 60

Горячие источники и вулканы 0,1 Сжигание топлива 6

Освоение целинных земель 2 Уход из атмосферы

В океаны 200

Фотосинтез 60

Выветривание 0,1














Формулируют те- му урока и запи- сывают ее в тет- радь.



Высказывают мнение о наличии этих оксидов в природе и причи- нах их появления.


















Анализируют таб- лицу и делают вы- воды. (Из таблицы видно, что в природе образование и расхо- дование углекислого газа сбалансирован- ное. Но деятельность человека нарушает

ций (К) Достаточно полное и точ- ное выражение своих мыслей (К);



Поиск и выде- ление инфор- мации (П) установление причинно- следственных связей (П) Построение логической це- пи рассужде- ний (П) Доказатель- ство (П) Выдвижение гипотез и их обоснование (П)



Целеполагание (Р)

Коррекция (Р)




Углекислый газ часто называют “пар- никовый газ”. Как вы думаете, почему? и с чем это связано?

Глобальная проблема человечества “Парниковый эффект”

баланс).



Высказывают мнения, объясня- ют суть парнико- вого эффекта.




3




Поста- ста- новка учеб- ной задачи

Мы узнали, какую роль играют оксиды в природе. Хватит ли нам этих знаний? А что же еще нам нужно знать об этих веществах? И как мы будем это делать?

Высказывают мнения, опреде- ляют цели и зада- чи урока. Предла- гают план изуче- ния темы.

Смыслообра- зование (Л)


Формулирова- ние и аргумен- тация своего мнения (К); Учет разных мнений (К) Достаточно полное и точ- ное выражение своих мыслей (К);


Самостоятель- ное выделение познаватель- ной цели (П) Выбор основа- ний и критери- ев для сравне- ния (П) Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Коррекция (Р)


Признаки сравне-

ния

СО (угар-

ный газ)

СО2 (угле- кислый газ)

Строение молеку-

лы



Физические свой-

ства



Химические свой-

ства





Физиологическое

действие на орга- низм






Способы получе-

ния






Применение






Данные, которые будут получены в ходе изучения темы должны быть за- несены в таблицу. Вы начнете запол- нять ее на уроке, а продолжите запол- нение дома.




1. Чтобы ответить на вопрос урока, мы должны заняться исследованием оксидов. Для этого каждая из команд получит задания, с которыми будет работать в течение 10 минут. Команды

  • «Знатоки»,

  • «Уравнители»,

  • «Добытчики»,

  • «Физиологи»,

  • «Историки»,

  • «Аналитики»,

Результат работы команды представляет иллюстратор. В итоге на доске образуется общая схема (кластер, опорный конспект или др.), отражающая сравнительную характеристику оксидов углерода (II) и (IV).


Ресурсы:


https://resh.edu.ru/subject/lesson/2071/start/



https://www.yaklass.ru/p/himija/89-klass/khimiia-nemetallov-157456/uglerod-soedineniia-ugleroda-163475

Учащиеся отве- чают на вопросы и обосновывают свое мнение. За- полняют таблицу.

Смыслообра- зование (Л)

-достаточно полное и точ- ное выражение своих мыслей (К);

4

Откры кры- тие нового знания

Команды получают инструкции с заданиями и приступают к их выполнению.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Работают с учеб- ником, выделяя физические свой- ства оксидов угле- рода.


Отвечают на во- просы учителя, а затем выполняют практическую ра- боту, повторив технику безопас- ности. Далее запи- сывают реакции в таблицу.


Учащиеся выска- зывают мнения и ищут информа- цию в Интернете, заполняют табли цу.

поиск и выде- ление инфор- мации (П) смысловое чтение (П) синтез как со-

ставление це- лого из частей,


восполняя недостающие компоненты (П)

Установление причинно- следственных связей (П) Построение логической це- пи рассужде- ний (П) Доказательство (П)


Оценка (Р) Коррекция (Р) Контроль (Р)


5


2. Мини-проект

Проблема о взаимодействии карбонатных пород (мрамор, известняк) с соляной кислотой, а именно, в природе эти породы разрушаются очень медленно. Другое дело в городе, этот процесс очень сильно ускоряется. Почему?

Дети самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос. учащиеся проводят мини-исследование

«Определение карбоната кальция в различных минералах»



ПРИЛОЖЕНИЕ 2






5


Пер- вич- ное закреп креп- ление

Ситуационное задание для оценки сформированности у обучающихся естественнонаучной грамотности и метапредметных умений

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8&theme_guid=20FB50AB6DFD807F400696CC1C2FEDD9&md=qprint&groupno=3



Выведение следствий (П) Синтез как со- ставление це- лого из частей (П)

Коррекция (Р) Контроль (Р)



6



Само- стоя- тель- ная работа с мопро про- веркой по этало- ну.

Выберите из предложенных утвержде- ний те, которые справедливы:

I вариант: - для угарного газа (CO)

II вариант: - для углекислого газа (СО2)

  1. Бесцветный газ, без запаха.

  2. Газообразный при обычных услови- ях.

  3. Ядовит.

  4. Не ядовит.

  5. Хорошо растворим в воде.

  6. Плохо растворим в воде.

  7. Газ легче воздуха.

  8. Газ тяжелее воздуха.

  9. Проявляет кислотные свойства.

  10. В молекуле 3-я связь образуется по донорно - акцепторному механизму.

  11. Соединяется с гемоглобином кро- ви.

  12. Степень окисления углерода +2. 13.Степень окисления углерода +4.

  1. В реакциях может быть и окисли- телем, и восстановителем.

  2. В реакциях может быть только окислителем.

  3. При пропускании через известко- вую воду наблюдается помутнение. Варианты ответов проецируются на экран:

отметка «5» - 9 правильных ответов

«4» - 8

«3» - 7-6

«2» - 5 и менее



Учащиеся выпол- няют тест пись- менно и осу- ществляют взаи- мопроверку по эталону.


Смыслообра- зование (Л)


Оценка (Р) Коррекция (Р) Самоанализ и самоконтроль (Р)

7

Ре-

флек-

Оценивание учащихся.

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Выставляют себе

оценку, завершая

Формулирова-

ние и аргумен-



сия

Оцените своё состояние на уроке («Я

урок анализом по-

тация своего

дея-

это знаю», «Я много узнал», «Как все-

лученных знаний.

мнения (К);

тель-

гда», «Мне хотелось бы ...»).


Достаточно

ности



полное и точ-

(итог



ное выражение

уро-



своих мыслей

ка).



(К);




Установление




причинно-




следственных




связей (П)




Доказательство




(П)




Оценка (Р)



1. Доделать таблицу.

2. Подготовить сообщение



8

До-

маш-

3. Творческое задание: придумать загадку о любом из рассмотренных сегодня веществ

Записывают до-

машнее задание.


нее

4. Олимпиадная задача (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)



зада-




ние







ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Задание для команды «Знатоки».

Зная названия оксидов углерода (II) и (IV) и имеющиеся у вас знания, дайте характеристику этим веществам по плану:

1. Химические формулы и тривиальные названия.

2. Вид химической связи в молекулах.

3. Степени окисления атомов углерода.

4. Окислительно-восстановительные свойства.

5. Химические свойства обоих веществ.

Сравните свои предположения с текстом учебника. Запишите ответ в тетрадь.


Задание для команды «Уравнители».

Выполните задания, расположенные на рабочем столе ноутбуков в папке «Оксиды углерода». После окончания работы не закрывайте задания для последующей проверки учителем.

Сделайте вывод, к каким оксидам относят оксид углерода (II) и (IV) с точки зрения химических свойств? На основании, каких свойств вы пришли к этому выводу? Запишите вывод в тетрадь.


Задание для команды «Физиологи».

Используя материал учебника, интернет-ресурсы и др.источники информации заполните пропуски в тексте. Составьте памятку по оказанию первой помощи при отравлении оксидом углерода (II) и (IV) и запишите её в тетрадь.

Текст 1.

Газ без _______, без _______ (почувствовать его невозможно) — тем и коварен! Этот газ коварен еще и тем, что распределяется в воздухе __________________. Мr (СО) = _____ и приблизительно равна Мr (воздуха) = 29. В воде нерастворим. Горит голубоватым пламенем. Ядовит,  ПДК (СО) = 20 мг/м3. Соединяясь с гемоглобином _____________ кровяных телец, переносчиков _________________ от легких к тканям организма, угарный газ вызывает кислородное голодание, и человек может погибнуть. При вдыхании воздуха, содержащего до 0,1% CO ,человек может потерять сознание и умереть. Угарный газ необратимо связывается с ______________________________ крови, препятствуя газообмену, человек — задыхается.

Оказание помощи — дышать ________________________________, ____________________крови.




Текст 2.

Газ без ____________, без ____________, хорошо растворим в ____________, Мr(СО2) = _____________. Сравним с Мr(воздуха) = 29. В ________ раза тяжелее воздуха. При t = - 760С – «сухой лёд».

Оказывает на человека наркотическое действие, раздражает кожу и слизистые оболочки. ПДК (СО2) = 30 мг/м3 Для человека вреден как ________________ его, так и ________________. В небольших количествах (до 2%) углекислый газ стимулирует деятельность дыхательного центра. С ____________________ концентрации возникают серьёзные расстройства, и при 10%-й концентрации ________________ останавливается, происходит _________________сознания, при 20% - паралич жизненных центров в течение _______________ секунд. К счастью, человек редко сталкивается с такими большими концентрациями СО2 в воздухе (это возможно, например, в подвалах без ________________, где хранят сухой лёд).

Как помочь человеку, отравившемуся углекислым газом?


Задание для команды «Историки».

У вас на рабочем месте находятся разные предметы или картинки с их изображением. Подумайте, что объединяет эти предметы? Где они находят применение? Сделайте вывод о применении оксидов углерода (II) и (IV). Запишите вывод в тетрадь.


Задание для команды «Аналитики»

Выполните виртуальную практическую работу «Получение и свойства оксида углерода (IV). Какие вещества могут служить для обнаружения оксида углерода (IV)? Составьте уравнения химических реакций в тетради.


Задание для команды «Добытчики».

Просмотрите видеофрагмент о получении оксида углерода (IV) и определите возможность его получения из предлагаемых природных материалов. Какая реакция будет качественной на оксид углерода (IV)? Составьте уравнения химических реакций в тетради.














ПРИЛОЖЕНИЕ 2


«Определение карбоната кальция в различных минералах»

Оборудование и реактивы:

Образцы минералов из школьной коллекции, лупа, пипетка, раствор соляной кислоты.

Ход исследования: Рассмотрите выданные вам образцы минералов, капните на образец 1-2 капли раствора соляной кислоты. При наличии в минералах карбоната кальция будет наблюдаться выделение пузырьков газа.

Отчёт о работе оформите в виде таблицы и сделайте вывод.


№ образца

Внешний вид

Наблюдение

Уравнение химической реакции

Вывод о наличии карбоната кальция

1





2





3
























ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Ситуационное задание для оценки сформированности у обучающихся естественнонаучной грамотности и метапредметных умений











Сухой лёд

Сухой лёд – так называют углекислый газ в кристаллическом состоянии. Его вырабатывают на специальных концентраторах, в результате чего он приобретает сходство со льдом. Особенность сухого льда в том, что он быстро испаряется и сразу превращается в обычный углекислый газ, минуя жидкое состояние.

Сухой лёд используется главным образом в пищевой промышленности: для шоковой заморозки продуктов, их охлаждения и транспортировки. Также его применяют в научно-исследовательской деятельности, например при испытаниях и сборке некоторых агрегатов в машиностроении. Кроме того, сухой лёд часто становится атрибутом химических шоу, так как от него исходит эффектная пелена тумана.

 

1. Почему кристаллическую форму углекислого газа называют именно «сухим» льдом? В чём его отличие от обычного льда – кристаллической воды?


Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

Возможный ответ

Ответ: углекислый газ (при атмосферном давлении) переходит из твёрдого состояния в газообразное, минуя при этом, в отличие от обычного льда, жидкое состояние

Записан верный ответ

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов


 

Начало формы

2. Сухой лёд используют для охлаждения и транспортировки пищевых продуктов. Температура сухого льда обычно составляет –78,33 °С. В быту сухой лёд можно использовать с такой же целью. Для этого надо насыпать немного гранул сухого льда в термос или контейнер с двойными стенками, сверху насыпать обыкновенный лёд, затем положить пищевые продукты или напитки. Продукты могут храниться таким образом от 5 до 7 дней.

1) Объясните, зачем поверх гранул сухого льда необходимо поместить кусочки обычного льда?

2) Какой лёд – «сухой» или обычный – «исчезнет» в термосе первым? Поясните, почему.

 

Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

 

Возможный ответ

Ответ: 1) сухой лёд имеет слишком низкую температуру и при соприкосновении с продуктами может повредить их, а наличие обычного льда предотвратит переохлаждение продуктов

2) Первым «исчезнет» сухой лёд, так как температура его превращения в газ ниже, чем температура плавления обычного льда

Записаны верные ответы на два вопроса

2 балла

Записан верный ответ на один из вопросов

1 балл

Другие ответы или ответ отсутствует

0 баллов


Начало формы

3. Сухой лёд считается безвредным для человеческого организма веществом. Но если при таянии большого количества сухого льда комната заполняется углекислым газом, то люди могут сначала почувствовать головокружение, а затем начать задыхаться и терять сознание.

Объясните, почему человек может потерять сознание при повышенном содержании углекислого газа в помещении?

Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

 

Возможный ответ

Ответ: при повышении содержания углекислого газа в воздухе происходит уменьшение содержания кислорода, и человек может потерять сознание от удушья

Записан верный ответ

1 балл

Другой ответ или ответ отсутствует

0 баллов

 



Начало формы

4. Выберите все верные утверждения о свойствах и применении углекислого газа.

  

 1) 

При повышении температуры воды растворимость в ней углекислого газа увеличивается.

  

 2) 

Углекислый газ может скапливаться в шахтах и колодцах, так как он тяжелее воздуха.

  

 3) 

Углекислотные огнетушители можно применять для тушения горящей электропроводки.

  

 4) 

Повышенная концентрация углекислого газа приводит к отравлению организма, так как этот газ является токсичным для человека.

  

 5) 

Газированная вода имеет кислый вкус за счёт растворённого в ней углекислого газа.


Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)

 

Ответ: 235

Записан верный ответ

2 балла

Допущена только одна ошибка в ответе

1 балл

Допущено более одной ошибки или ответ отсутствует

0 баллов

 


Начало формы

5. При концентрации в воздухе углекислого газа более 3% по объёму ситуация становится опасной для человека. Состав воздуха, который не содержит вредных примесей и безопасен для человека, представлен в таблице:

 

 

Газ

Содержание, %

1

азот

78,09

2

кислород

20,95

3

углекислый газ

0,03

4

аргон, неон, гелий и др.

0,93

 

Будет ли концентрация углекислого газа опасной для человека, если в закрытом помещении площадью 20 м2 и высотой 2,5 м испарить 2 кг сухого льда? Ответ подтвердите расчётами.

Конец формы

 Ответ (критерии оценивания)


Возможный ответ

Ответ: нет, не будет.

Проведены вычисления и сделан вывод:

вычислен объём помещения V помещ = 20  2,5= 50 м3;

молярная масса углекислого газа M = 44 г/моль;

вычислено количество вещества углекислого газа n = 2000 / 44 = 45,45 моль;

вычислен объём углекислого газа V газа = 45,45  22,4 = 1018, 08 л или 1,018 м3;

вычислена доля углекислого газа w = 1,018 / 50 = 0,02, или 2%.

То есть, с учётом испарения 2 кг сухого льда концентрация в 3% не будет превышена.

Верно выполнены три элемента ответа: вычислен объём помещения, вычислен объём углекислого газа, сделан верный вывод

3 балла

Верно выполнены два элемента ответа

2 балла

Верно выполнен один из элементов ответа

1 балл

Все элементы ответа неверны или ответ отсутствует

0 баллов







ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Олимпиадная задача

18 г смеси оксида углерода (II) и оксида углерода (IV) занимает объём 11,2 л. Определите объём оксида углерода (II) после пропускания исходной смеси над раскалённым углем.


Решение:

Пусть х моль угарного газа и у моль углекислого газа. Переведём объём смеси в количество вещества, что составит 0,5 моль.

Тогда получим, что х + у = 0,5

М(СО) = 28 г/моль; М(СО2) = 44 г/моль; 28х + 44у = 18

х + у = 0,5


Решая систему уравнений получим, что у = 0,25 моль; х = 0,25 моль;

0,25 моль 0,5 моль

CO2 + C = 2CO

1 моль 2 моль

После этой реакции угарного газа будет:

0,25 моль + 0,5 моль = 0,75 моль

Следовательно, объём угарного газа составит 0,75* 22,4 = 16,8 л