Образовательное учреждение | МОУ школа №54 пос. Октябрьский Люберецкого г.п. |
Учитель | Зотьев Р.А |
Предмет | Литература |
Класс | 10А |
Автор УМК | Лебедева Ю.В., Журавлева В.П. |
Тема урока | Система образов в драме А.Н. Островского «Гроза» |
Тип урока | Комбинированный (усвоения новых знаний и формирования умения и навыков) |
Цель и задачи | Цель: Мотивировать к изучению творчества драматурга А. Н. Островского Задачи: Уметь систематизировать человеческие качества литературных образов. Способствовать развитию навыков аналитического чтения художественного текста, умений сравнивать, сопоставлять, обобщать. Выработать умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на серьезное осмысление прочитанного Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать патриотическое отношение к русской культуре. |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом Формирование навыка самостоятельного принятия решений Предметные: углубление знаний творчества Островского; понимание и правильное использование литературных фразеологизмов; умение формулировать характеристику героя Метапредметные: а) познавательные: Базовые логические действия - анализ и выбор информации для подготовки презентации; - установление причинно-следственных связей при анализе эпизода пьесы. - построение логической цепи рассуждений при аргументации мнения по проблеме; Базовые исследовательские действия: - формулировка основных проблем пьесы; - формулировка выводов, подтвержденных доказательствами б) регулятивные: понимание цели своих действий проявление познавательной и творческой инициативы адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя в) коммуникативные умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; умение слушать собеседника и вести диалог |
Основные понятия | драма, авторская позиция, действующие лица, духовность, грехопадение, театральная постановка. |
Формы, методы, технологии обучения | На уроке применяется технология проблемного обучения, диалогового обучения, критического мышления, информационно-коммуникативная технология. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, групповой. |
Средства обучения и организационные условия | Компьютер; проектор; презентация, раздаточный материал ; доска; текст произведения; учебник; |
Этап урока | мин | Деятельность учителя Осуществляемые действия | Деятельность учащегося Осуществляемые действия | Результаты (личностные/ предметные/ познавательные/ коммуникативные/ регулятивные) |
1. Мотивационно-целевой этап Сообщение темы и проблемы урока | 2 | Приветствие. Разделение детей на группы. 3 группы по 6-7 человек. Тема: Система образов в драме «Гроза» Проблема: «В чем дуализм русской души в образах Островского Катерины и Бориса?». В конце урока мы должны прийти к выводам. В чем заключается двойственность этих героев. Написать на доске проблему. Представить ученика с презентацией | Слушание, анализ полученной информации | Познавательные. Усвоение новой информации. Предметные. Повышение интереса к уроку. |
| 4 | | Презентация ученика «Основные этапы жизни и творчества А.Н. Островского» Погружение в тему, визуализация образов, слушание. | Визуализация образов |
| 4 | Погружаясь в одно из самых ярких произведений автора и иллюстрируя образы героев, мы посмотрим отрывок сценки, который разыграют по ролям ваши одноклассницы и отрывок из телеспектакля. Подумайте, по каким фразам и моментам можно судить о характере и внутренних противоречиях героев. | Ученицы разыгрывают диалог Варвары и Катерины Остальные внимательно следят за сюжетом Подготовка ответов, реплики | Осознают цели своих действий; проявление познавательной и творческой инициативы; адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя |
| 4 | Спасибо за сценку. А теперь внимание на экран. Сцена расставания Катерины и Бориса Просматривая этот фрагмент ответьте на вопрос. Что можно сказать о личности Бориса? | Визуальное восприятие информации; Пометки в листках | Осуществляют работу с информацией, выполнение логических операций, анализ. |
2. Актуализация знаний | 7 | Учитель формулирует проблемный вопрос для каждой группы (написать на доске). 1-я. Почему Катерина, по мнению Добролюбова, «Луч света в темном царстве» ? Найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение. 2-я. «И от такой-то безнадежно зачумленной личности Добролюбов ждет решительного разрыва» (Писарев Д.И.). Расскажите о противоречиях, которые терзают душу Катерины Найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение. Раздает каждой группе справочный материал для анализа, текст произведения. Найдите и выделите ключевые фразы для аргументации ответа учащегося | Дети работают в группах. Получают раздаточный материал. Читают его. Подчеркивают необходимые для ответа на вопрос фразы Обсуждают с другими варианты ответа. Выбирают, кто будет отвечать за группу. | Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе |
| 7 | Предоставляет слово детям. Отвечают представители групп. | Один представитель от группы пишет на доске ключевые моменты, другой презентует ответ классу. | Формулируют основные проблем пьесы; выводы, подтвержденные аргументами. |
3. Применение опорных знаний Эвристическая беседа | 7 | Спасибо за ваши ответы. Давайте обобщим наши идеи и ответим на вопрос: В чем же двойственность русской души? К чему приводит противостояние духовности и греховности в человеке. Какой вы видите Катерину в современном обществе? Предложить варианты ответов. Какой наиболее популярный для учеников класса. | Дети выборочно высказывают свое мнение. По последнему вопросу каждый говорит свой вариант из предложенного. | Осуществляют структурирование знаний, работу с информацией. |
Резервное задание | 3 | В завершении нашего обсуждения я вам предлагаю увидеть Катерину глазами разных художников (Кустодиев, Глазунов и неизвестный). Какой из них, на ваш взгляд, соответствует замыслу автора и почему. | Дети голосуют за тот вариант, который им больше нравится. | Формируют навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
4. Самоконтроль и самооценка | 2 | Оцените по 10ти бальной шкале, на сколько работа на уроке была для вас информативной и интересной. Запишите в анкете. Предлагается заполнить по цепочке. Учитель берет анкету и говорит, что средний балл 8. Я рад, что большинству детей урок понравился. | Рефлексия, самооценка, самоанализ | Осознают важность знаний для человека. Формируют навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. |
Подведение итогов и домашнее задание | 2 | Выставление оценок за работу на уроке Домашнее задание. Цитатная характеристика Катерины или Бориса по выбору. | Подведение итогов | Учатся принимать объективную оценку со стороны. |