СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по ФГОС 2022

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 10 классе по произведению "Гроза" Островского А.Н. в соответствии с ФГОС 2022.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по ФГОС 2022»

Технологическая карта урока


Образовательное учреждение

МОУ школа №54 пос. Октябрьский Люберецкого г.п.

Учитель

Зотьев Р.А

Предмет

Литература

Класс

10А

Автор УМК

Лебедева Ю.В., Журавлева В.П.  

Тема урока

Система образов в драме А.Н. Островского «Гроза»

Тип урока

Комбинированный (усвоения новых знаний и формирования умения и навыков)

Цель и задачи

Цель: Мотивировать к изучению творчества драматурга А. Н. Островского

Задачи:

  1. Уметь систематизировать человеческие качества литературных образов.

  2. Способствовать развитию навыков аналитического чтения художественного текста, умений сравнивать, сопоставлять, обобщать.

  3. Выработать умение отстаивать свою точку зрения, опираясь на серьезное осмысление прочитанного

  4. Развивать монологическую и диалогическую речь.

  5. Воспитывать патриотическое отношение к русской культуре.

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

Развитие навыков сотрудничества с одноклассниками и педагогом

Формирование навыка самостоятельного принятия решений

Предметные:

углубление знаний творчества Островского;

понимание и правильное использование литературных фразеологизмов;

умение формулировать характеристику героя

Метапредметные:

 а) познавательные:

Базовые  логические действия

- анализ и выбор информации для подготовки презентации;

- установление причинно-следственных связей при анализе эпизода пьесы.

 - построение логической цепи рассуждений при аргументации мнения по проблеме;

 Базовые исследовательские действия:

- формулировка основных проблем пьесы;

- формулировка выводов, подтвержденных доказательствами

б) регулятивные:

понимание цели своих действий

проявление познавательной и творческой инициативы

адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя

в) коммуникативные

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

умение слушать собеседника и вести диалог


Основные понятия

драма, авторская позиция, действующие лица, духовность, грехопадение, театральная постановка.

Формы, методы, технологии обучения

На уроке применяется технология проблемного обучения, диалогового обучения, критического мышления, информационно-коммуникативная технология.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный, групповой.

Средства обучения и организационные условия

Компьютер; проектор; презентация, раздаточный материал ; доска; текст произведения; учебник; 












Этап урока

мин

Деятельность учителя

Осуществляемые действия

Деятельность учащегося

Осуществляемые действия

Результаты (личностные/ предметные/ познавательные/ коммуникативные/ регулятивные)

1. Мотивационно-целевой этап

Сообщение темы и проблемы урока


2

Приветствие. Разделение детей на группы. 3 группы по 6-7 человек.

Тема: Система образов в драме «Гроза»

Проблема:

«В чем дуализм русской души в образах Островского Катерины и Бориса?». В конце урока мы должны прийти к выводам. В чем заключается двойственность этих героев. Написать на доске проблему.

Представить ученика с презентацией

Слушание, анализ полученной информации

Познавательные. Усвоение новой информации. Предметные. Повышение интереса к уроку.


4


Презентация ученика «Основные этапы жизни и творчества А.Н. Островского»

Погружение в тему, визуализация образов, слушание.

Визуализация образов


4

Погружаясь в одно из самых ярких произведений автора и иллюстрируя образы героев, мы посмотрим отрывок сценки, который разыграют по ролям ваши одноклассницы и отрывок из телеспектакля. Подумайте, по каким фразам и моментам можно судить о характере и внутренних противоречиях героев.

Ученицы разыгрывают диалог Варвары и Катерины


Остальные внимательно следят за сюжетом


Подготовка ответов, реплики

Осознают цели своих действий;

проявление познавательной и творческой инициативы;

адекватное восприятие предложений одноклассников, учителя



4

Спасибо за сценку. А теперь внимание на экран. Сцена расставания Катерины и Бориса Просматривая этот фрагмент ответьте на вопрос. Что можно сказать о личности Бориса?

Визуальное восприятие информации;

Пометки в листках

Осуществляют работу с информацией, выполнение логических операций, анализ.


2. Актуализация знаний

7

Учитель формулирует проблемный вопрос для каждой группы (написать на доске).

  • 1-я. Почему Катерина, по мнению Добролюбова, «Луч света в темном царстве» ? Найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.

  • 2-я. «И от такой-то безнадежно зачумленной личности Добролюбов ждет решительного разрыва» (Писарев Д.И.). Расскажите о противоречиях, которые терзают душу Катерины Найдите цитаты из текста, подтверждающие ваше мнение.

  • 3-я. Что можно сказать о личности Бориса. Неоднозначость его образа.


Раздает каждой группе справочный материал для анализа, текст произведения. Найдите и выделите ключевые фразы для аргументации ответа учащегося

Дети работают в группах.

Получают раздаточный материал.

Читают его.

Подчеркивают необходимые для ответа на вопрос фразы

Обсуждают с другими варианты ответа.

Выбирают, кто будет отвечать за группу.

Осуществляют работу с информацией, обмениваются мнениями, могут работать в коллективе


7

Предоставляет слово детям. Отвечают представители групп.

Один представитель от группы пишет на доске ключевые моменты, другой презентует ответ классу.

Формулируют основные проблем пьесы;

выводы, подтвержденные аргументами.


3. Применение опорных знаний

Эвристическая беседа

7

Спасибо за ваши ответы. Давайте обобщим наши идеи и ответим на вопрос: В чем же двойственность русской души? К чему приводит противостояние духовности и греховности в человеке.

Какой вы видите Катерину в современном обществе? Предложить варианты ответов. Какой наиболее популярный для учеников класса.


Дети выборочно высказывают свое мнение. По последнему вопросу каждый говорит свой вариант из предложенного.

Осуществляют структурирование знаний, работу с информацией.


Резервное задание

3

В завершении нашего обсуждения я вам предлагаю увидеть Катерину глазами разных художников (Кустодиев, Глазунов и неизвестный). Какой из них, на ваш взгляд, соответствует замыслу автора и почему.


Дети голосуют за тот вариант, который им больше нравится.

Формируют навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.


4. Самоконтроль и самооценка

2

Оцените по 10ти бальной шкале, на сколько работа на уроке была для вас информативной и интересной. Запишите в анкете. Предлагается заполнить по цепочке. Учитель берет анкету и говорит, что средний балл 8. Я рад, что большинству детей урок понравился.

Рефлексия, самооценка, самоанализ

Осознают важность знаний для человека.

Формируют навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.


  1. Подведение итогов и домашнее задание

2

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание. Цитатная характеристика Катерины или Бориса по выбору.

Подведение итогов

Учатся принимать объективную оценку со стороны.


6