МКОУ «Садовская сош № 2 имени Д. А. Маковкина»
Технологическая карта урока ОРКСЭ
модуль: Основы православной культуры
4 класс
тема: «Библия и Евангелие»
Учитель начальных классов МКОУ «Садовская сош № 2 имени Д. А. Маковкина»
с. Садовое Сарпинского района РК
Бондаренко Ольга Ивановна
2020 год
Тема урока: Библия и Евангелие.
Тип урока: Урок «открытия нового знания»
Цель урока:
- воспитание нравственной личности через знакомство с «Библией» и «Евангелием».
Задачи урока:
- сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;
- с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися значения для христиан книг Ветхого и Нового завета;
- сформировать представления о Библии как священной книге христиан;
- развивать представления о духовно-нравственных ценностях изложенных в Библии для христиан;
- формировать бережное отношение к духовно – культурным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре христианства как хранительнице общечеловеческих ценностей;
- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- формировать умение выделять главное в учебной статье, развивать логическое мышление обучающихся;
- обогащать лексический запас и формировать эрудицию.
Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, групповая работа.
Основные термины и понятия: Библия, Евангелие, Ветхий Завет и Новый Завет, Священное Писание, Пророк, Апостол, Христианин, Откровение.
Словарик к уроку: Библия, Священное Писание, пророки, Завет, время Ветхого Завета, апостолы, Евангелие, время Нового Завета.
Оборудование к уроку: Библия, презентация, иллюстративный ряд учебника, таблички с опорными словами, учебник Основы православной культуры, автор А. В. Кураев, словарик, электронное приложение.
Планируемые результаты урока:
Личностные: овладение знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним.
Метапредметные:
- отработка навыков извлечения существенной информации из различных источников;
- совершенствование навыков постановки учебной задачи;
- участие в коллективном обсуждении вопросов урока.
Познавательные УУД:
- учиться умению выделять существенную информацию из различных источников;
- иметь представление о понятиях: «Библия», «Евангелие», «Ветхий Завет», «Новый Завет», «Пророк», «Апостол», «Христианин», «Откровение».
Регулятивные УУД:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока;
- понимать цель выполняемых действий; - осуществлять анализ с выделением существенных признаков; - делать самостоятельно простые выводы.
Коммуникативные УУД:
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Технологическая карта урока
№ | Этапы урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
I | Организационный момент. | Проверка готовности к уроку. Приветствие детей. | Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Девочки за парты сели, Мальчики за парты сели. На меня все посмотрели. Слушаем, запоминаем, Ни минутки не теряем. | (Дети выполняют.) |
II | Проверка домашнего задания. | Беседа. | - О чем мы с вами говорили на прошлом уроке? - На прошлом уроке мы говорили о молитве. Что такое молитва? - Назовите виды молитв. Приведите примеры. - Посмотрите в таблицу, вспомните. О какой распространённой молитве мы говорили на прошлом уроке? (Слайд 1) Молитва - просьба. | «Подай, Господи!» «Господи, помилуй». «Спаси, Господи, люди Твоя…». | Молитва – благодарение. | «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил…». | Молитва – славословие. | «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Аллилуйя!» («Слава Богу»). «Хвалите имя Господне…». | - Какая из молитв самая распространенная? - В одной из молитв мы произносим «Отче наш». Что означает эта фраза? - Это молитва самая известная. Поработаем в парах. Прочтём эту молитву друг другу. - А какая молитва самая редкая? - А когда ее произносят? | - На прошлом уроке мы говорили о молитве. - Молитва - это обращение к Богу. - У православных три вида молитв: молитва-просьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. - Самая распространённая молитва - это молитва – просьба «Подай, Господи!» - Отче наш - это отец наш (в звательном падеже). (Дети читают.) - Молитва – благодарение. - Когда благодарят. |
III | Мотивация к учебной деятельности. | | - Ребята, где можно услышать молитвы? - А где можно прочитать молитвы? - А кто знает, как называется такая книга? – А кто знает, что оно обозначает? (Слайд 2) Если обратиться к толковому словарю, то в переводе с древнегреческого языка оно переводится как «Книга». В христианской традиции собрание священных, записанных через избранных от Бога людей: пророков и апостолов. Сегодня мы и поговорим об этой книге. (на доске появляется карточка с этим словом) - У кого дома есть Библия? - Давайте подберем однокоренное слово к этому слову. - Ребята, Библия это - священная книга христиан. Это обычное слово и обозначает оно «книги». От него и произошло слово библиотека. (Слайд 3). - Запишем новое слово «Библия» в словарик. | - Молитвы можно услышать в храме. - Прочитать молитвы можно в специальных книгах. - Это Библия. (Ответы детей.) - Библиотека. Дети записывают. |
IV | Сообщение темы и целей урока. | | - Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии, о Священном Писании. Тема сегодняшнего урока «Библия и Евангелие». (Слайд 4) | |
V | Изучение нового материала. | Беседа. Работа в группах. Физминутка для глаз. Работа с учебником. Просмотр презентации. Работа с дополнительным материалом рубрики «Это интересно». | - Ребята, давайте прочтем на с. 21 учебника, с какими понятиями мы познакомимся на сегодняшнем уроке (Христиане, Библия, Евангелие)? - Кто, по вашему мнению, является христианином? - Кто знает, о чем говорится в Библии? - Ребята, подойдите вот к этой выставке и рассмотрите Библию. - Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? - Как вы думаете, что обозначает слово Завет? - Запишем слово «Завет» в словарик. (Слайд 5) Физминутка для глаз. - Ребята, откроем учебник на с. 22 – 23, прочитаем текст учебника о Ветхом Завете. - Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит? - Что же такое время Ветхого Завета? - Кто написал Ветхий Завет? - А кто такие пророки? (Слайд 6). - Запишем в словарик новое слово «пророк». - С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет всех людей с Богом. (Слайд 7) - Рассмотрите иллюстрации на с. 24. Что здесь изображено? - Сейчас, мы посмотрим небольшую презентацию. - Евангелие – это книги Нового Завета, в которых говорится о земной жизни Иисуса Христа. В переводе «Евангелие» - это «добрая весть». (Слайд 8) - Оно состоит из 27 книг. Священное Писание Нового Завета. (Слайд 9) - Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. (Слайд 10) - Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. (Слайд 11) У каждого из этих апостолов есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром). - Евангелие - четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну. (Слайд 12) - Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке. Новый Завет – на древнегреческом. (Слайд 13) - Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. - Ребята, а вы встречались с таким понятием, как «откровение»? Найдем в учебнике, что об этом сказано. - Как вы поняли это определение? - Через что Бог может открываться людям? - На с.23 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который называется притча. (Слайд 14) - В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо. Прочитаем этот рассказ. - Как вы поняли смысл притчи? Какая женщина была настоящей матерью? Почему так решили? - Какие слова в притче помогли вам это понять? | Дети читают и отвечают. - Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа. - В Библии рассказывается о Христе. (Дети рассматривают выставку, обсуждают, отвечают.) - Библия содержит 77 книг и состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета. - Это союз или договор человека с Богом. (Дети записывают) (Дети выполняют) (Дети читают текст учебника) - Священное Писание Ветхого Завета (старого) состоит из 50 книг. - Это время ожидания прихода Христа, рождения и учения. - Ветхий Завет написали пророки. (Слайд 6) (Дети отвечают) (Дети записывают) - Это Евангелие. (Дети просматривают презентацию) - Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным, открытым. - Бог может открываться людям через: - совесть; - других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли); - красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец); - обстоятельства жизни. (Чтение притчи «Мудрый царь Соломон» заранее подготовленным учеником) - Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым. - «Отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!» |
VI | Закрепление материала | 1. Выполни задание. 2. Работа с материалом электронного приложения «Тренажёр» | Задание. Поясни, что означают следующие слова: Завет………………………………. Ветхий……………………………. Библия……………………………., буквально «……………..». Работа с материалом электронного приложения «Тренажёр» | «Выполняют задание» (Выполняют задание) |
VII | Рефлексия. Лист самооценки. | | 1. На уроке мне больше всего понравилось … 2. Из урока мне запомнилось … 3. Мне бы хотелось узнать больше о … 4. Родителям, я хотел бы рассказать… Молодцы, вы хорошо поработали на уроке. А более подробно об Иисусе Христе мы поговорим на следующем уроке. | (Дети отвечают) |
VIII | Домашнее задание. | | - Запишем задание на дом: 1. Стр. 21-26 читать, ответить на вопросы. 2. Рассказать членам семьи, о чем узнали на уроке. | (Дети записывают) |
Литература:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [А. Я. Данилюк, Т. В. Емельянова, О. Н. Марченко и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 153 с.
2. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Г. А. Обернихина. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.
3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учебник для образовательных учреждений /А. В. Кураев.- М.: Просвещение, 2015. – 144 с.
4. Данилюк А. Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей/А. Я. Данилюк.- М.: Просвещение, 2010. – 94 с.
5. Электронное приложение к учебному пособию А. В. Кураева Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
6. Библия. Ветхий завет.
7. Библия. Новый завет.
8. Евангелие.
9. Сборник. Детский молитвослов.