ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева»
Щеголькова К.С.
-формировать умение правильно использовать знаки.
-развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
- обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
-совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста.
- способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности.
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей.
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста.
- развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД Планируемые результаты |
Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте ребята, садитесь! - Проверьте, все ли готово к уроку? На доске эпиграф: «С малой удачи начинается успех!» - Какое ключевое слово в этом высказывании? (успех) - Что необходимо для успешной работы на уроке? - Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха. | Подготовка класса к работе. | Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
Актуализация знаний | У.Вспомните, что вы знаете о знаках препинания с уроков русского языка? У.Для чего они служат в речи? На слайде записаны предложения. Прочитайте. Вы бывали в зимнем лесу какая тишина только снег скрипит под ногами. У. Легко ли понять этот текст? Почему? Расставим знаки. - Какие предложения по цели высказывания перед вами? А по интонации? Прочитайте. У. Легко ли понять текст, когда рассталены знаки? - Какую роль они играют в речи? | Дети отвечают. Д. Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. | Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Предметные: - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Постановка учебной задачи | Послушайте четверостишие. Предположите тему урока. Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения. - О чем идет речь в четверостишии? У. Что это за неприметные значки? У. Почему они требуют почтения? У. Знаки препинания очень важны в устной и письменной речи. А знаете ли вы историю их возникновения? У. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? Тема нашего урока:Как и когда возникли знаки препинания. Роль знаков препинания в устной и письменной речи | Д. В четверостишии говорится о знаках препинания. Д. Точка, запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие. Д. Нет. Д. О знаках препинания. Д. Сообщают примерную тему урока. Учитель корректирует тему урока и сообщает учащимся. | Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Предметные: -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; |
Изучение нового материала | У.Из истории знаков препинания. (Слайд) Прочитайте строки писателя о знаках препинания: «Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». К. Г. Паустовский У.Сегодня нам трудно представить, что когда – то книги печатались без знаков препинания. Мы уже настолько привыкли к ним, что уже просто не замечаем и практически не задумываемся над тем, как и когда они появились, кто их создал. У. Вот и раньше, ребята, книги печатались без этих маленьких значков. Посмотрите, как выглядели древние тексты. На слайде: ЯСЕГОДНЯСБИЛАСЬСНОГУМЕНЯПРОПАЛЩЕНОК У. Кроме этого во многих языках писали без гласных букв. Посмотрите, как бы выглядело это предложение в таком случае. См. на слайд. СГДНСБЛСЬСНГМНПРПЛЩНК У. Ребята, тяжело читать такие тексты? У. Затем слова в тексте стали делить небольшой точкой в центре. Посмотрите на слайд. Теперь возможно прочитать? Я∙СЕГОДНЯ∙СБИЛАСЬ∙С∙НОГ∙У∙МЕНЯ∙ПРОПАЛ∙ЩЕНОК∙ Потом появился небольшой пробел Я СЕГОДНЯ СБИЛАСЬ С НОГ У МЕНЯ ПРОПАЛ ЩЕНОК У. И вот появилась точка. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. „ТОЧКА (ткнуть) , значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. И лишь в 15 веке появились запятые, а в 1956 году появились «Правила орфографии и пунктуации», которыми мы сейчас с вами пользуемся. У.Всего в русском языке 10 знаков препинания. Давайте их назовем. | Д.Читают. Д. Трудно. Нет знаков препинания. Дети читают, обращая внимание на знак в конце предложения. Дети смотрят на слайд, пробуют читать. Д. Да. Дети называют, учитель вывешивает на доске. | Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Предметные: - обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Закрепление изученного материала | 1. Работа с учебником «Русский родной язык» У. Откройте учебник стр. 68 упр. 1. Прочитайте упражнение. У. Почему раньше учение о знаках препинания называлось учением о силе точек? Какой знак препинания в русской письменности является самым древним? Приведите два доказательства из текста для подтверждения своего ответа. Выполните упражнение. | Дети открывают. Читают задание в упражнении. Отвечают на вопросы. | Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Предметные: - обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
| ФИЗМИНУТКА | Дети выполняют упражнения. | |
Работа в тетради. | 2. Работа в тетради. - Выпишите из последнего абзаца все однокоренные слова к слову точка. - Как раньше назывались вопросительный и восклицательный знаки? Почему? | Точка, двоеточие, многоточие. Корень –точ. Вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный – точка удивления. | Предметные: - обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; |
Самостоятельная работа. | 1. Самостоятельная работа. Упр. 2 стр. 70 (1 часть). Взаимопроверка. Сравнение с образцом. У.Зачем нужны точки в этих текстах? В 16 веке учение о знаках препинания называлось учение «О силе точек» или «Точечном разуме». | Выполняют задание по учебнику, осуществляют взаимопроверку в парах, сравнивают с образцом, отвечают на вопросы в упражнении. | Предметные: -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; |
| 2. Работа в группах Стр. 70-73 а) Чтение информации о значении термина «Знаки препинания». б) Упр. 3 стр. 71 в) Проверка выполнения задания. | Дети делятся на малые группы (4-5 человек). Изучают информацию по учебнику. Выполняют задание, Заполняют таблицу на карточке для групповой работы, отвечают на вопросы. Представитель от группы отчитывается о выполнении упражнения. | Предметные: - обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; - осуществлять совместную деятельность в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
| 3. Самостоятельная работа. Упр. 5 стр. 72. Тест. Проверка на слайде. | Самопроверка на слайде. Самооценка. | Предметные: -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. |
Расширение представлений о роли знаков препинания. | А) У.Прочтите, как сможете. Казнить нельзя помиловать. У. Посмотрите, ребята, как поступил Виктор Перестукин, чтобы спасти свою жизнь. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков» - Приговор Виктора Перестукина. (25,6 МБ продолжительность 00:01:19) В стране невыученных уроков http://teramult.org.ua/mult/1969_su_v.strane.nevyuchennyx.urokov У. Чему учит нас этот фрагмент? У.В каком ещё произведении мы встречались с этой фразой? Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев» 12 месяцев http://teramult.org.ua/mult/1980_jp_12.mesjacev У. Как в этой сказке принцесса решила судьбу человека? Чему он нас учит? Б) Продолжение работы Учить нельзя забыть. Уходить домой нельзя есть мороженое. Смотреть телевизор хватит учить уроки. | Д. Этот фрагмент учит нас рассуждать, быть внимательными. От неправильной постановки запятой может зависеть жизнь человека. Д. В сказке «Двенадцать месяцев» Д. Ответы детей. | Личностные: -развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; Предметные: - обогащать активный и пассивный словарный запас, расширять объём используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; -совершенствовать умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи текста. Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста. - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения. |
Домашнее задание. | Упр. 2 (2 часть) стр. 70 | Слушают объяснение учителя. | |
Итог урока. Рефлексия деятельности. | У. Что нового узнал на уроке? Зачем нужны знаки препинания? Можно ли без них обойтись? -Напишите синквейн о любом знаке препинания. | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке. Д. Сегодня на уроке я узнал…. Мне было интересно узнать…. Я понял, что… | Регулятивные: - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - способность к оценке своей учебной деятельности на основе критериев успешности. Познавательные: - строить сообщения в устной и письменной форме; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: - развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения. |