Умение анализировать и сопоставлять факты языка | Слово учителя: – Здравствуйте! Ребята, сегодня нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха. Готовы! Тогда начинаем наш урок. Открываем тетради, записываем число, классная работа. – Вспомните, как называется раздел лингвистики, который изучает словарный состав языка? – На какие группы делится значение слов? – Вспомните, о каких единицах лексики мы уже говорили? | Презентация | Ф | Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Слушание и осмысливание сказанного. Запись в тетради. – Раздел лингвистики, в котором изучается лексика, называется лексикологией. – Значение слов бывает лексическим, грамматическим, прямым и переносным, однозначным и многозначным. – Мы говорили об антонимах, синонимах, паронимах и омонимах. | Л: мотивация к учебной деятельности Р: умение формулировать цели и ставить учебные задачи |
Актуализация знаний о лексических единицах | Работа с карточкой № 1: – Сегодня нам предстоит познакомиться с новым пластом лексики – сферой употребления слов, но сначала давайте вспомним, что же такое антонимы, синонимы, паронимы и омонимы. Приведите по 1 примеру на каждую единицу. – Верно. Давайте выполним задание в карточке. Не забудьте указать часть речи. 1. Подберите синоним к слову алый. 2. В каком словосочетании слово употреблено в переносном значении? а) горячий кофе б) горячий человек в) горячее солнце 3. Каким прилагательным можно заменить антонимом «чёрствый»? 4. Дайте толкование словам артистический-артистичный. 5. Подберите пример на каждый вид омонимии (омофоны, омографы, омоформы). 6. Определите значение слов вода, лозина, солнце, майна. – Молодцы. Какие трудности возникли у вас при выполнении заданий? Почему? Целеполагание: – Попробуйте понять, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? – Верно. Открываем тетради, записываем число и тему нашего урока – «Общеупотребительная лексика и слова ограниченного употребления». – Определите цель урока и задачи, необходимые для достижения цели. | Презентация, раздаточный материал | Ф Ф, И | – Антонимы – это слова, отличающиеся друг от друга звучанием и написанием, являющиеся одной частью речи, имеющие противоположные лексические значения (старость-молодость). Синонимы – это слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое или близкое значение (верить-доверять). Паронимы – это слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но различающиеся лексическим значением (болотный-болотистый). Омонимы – это слова, совпадающие по звучанию и/или по написанию, но имеющие разное лексическое значение (Атлас-атлАс). 1. Красный. 2. Под б) горячий человек. Это обозначает добрый, щедрый, человечный. 3. Это можно определить только по контексту: жестокий человек, свежий хлеб. 4. Артистический – относящийся к артисту, свойственный ему; артистичный – отличающийся артистизмом, художественным вкусом. - Омофоны – за нос и занос. Омографы – белкИ и бЕлки. Омоформы – печь (гл) и печь (сущ). - Вода – жидкость, предназначенная для питья. Солнце – природное явление, космическая звезда. – Мы не смогли определить значение слов лозина и майна, потому что они нам неизвестны. – Мы будем изучать новые сведения о лексике русского языка. Запись темы урока в тетради. – Цель: сформировать представление о словах различного употребления. Задачи: а) определить отличия этих слов; б) сформировать представления о группах этой лексики; в) научиться видеть в тексте и правильно употреблять в речи. | Р: актуализация знаний Л: мотивация к учебной деятельности Р: способность к самооценке и самоконтролю |
Формирование представления о сферах употребления слов Умение находить в тексте общеупотребительную лексику и слова ограниченного употребления. | Слово учителя с элементами беседы: – Изучать эту тему мы будем по следующему плану: 1. Сферы употребления слов. 2. Виды слов ограниченного употребления (обзор). 3. Роль и употребление в речи. – В составе лексики русского языка есть слова, которые понятны всем, их употребляют повсеместно и в устной, и в письменной речи: слово, земля, лес, хлеб, люди, идти, работать, читать и т. д. Таких слов в русском языке подавляющее большинство, они встречаются во всех стилях речи. Их называют общеупотребительными. – Как вы думаете, какие слова называются необщеупотребительными? В чьей речи мы можем услышать такие слова? – В отличие от слов, которыми пользуются все, необщеупотребительные слова используются в речи жителей определённой местности (диалектизмы: кочет — петух, вица — прут), в речи представителей определённых профессий (профессионализмы: кок — повар, баранка — руль), в речи каких-либо социальных или возрастных групп (жаргонизмы: общага — общежитие, хибара — дом). – Давайте схематично это зафиксируем. – Иногда слова ограниченного употребления внедряются в обычную, общеупотребительную лексику и со временем становятся понятны всем. Например, слова шуршать, самодур, завсегдатый, раньше были диалектными, а слова животрепещущий, разношёрстный – профессиональными. В современном русском языке эти слова входят в состав общеупотребительной лексики. Бывает и наоборот: некоторые общеупотребительные слона со временем могут переходить в разряд необщеупотребительных. Так, существительное брезг (рассвет) сейчас встречается только в некоторых русских говорах, корень же слова сохранился в глаголе брезжить. Общеупотребительные слова иногда могут становиться профессионализмами: баранка — руль (в речи шофёров, водителей). Иногда общеупотребительные слова могут становиться жаргонизмами: бабки — деньги. Известные всем слова приобрели новые значения. В первом случае переход произошёл на основе сходства формы (булочное изделие баранка, также, как и руль, имеет форму кольца). Во втором случае ответ не столь очевиден. Остановимся на этом чуть позже. - Зафиксируем схематично структуру национального языка. Работа с карточкой № 2: – У вас на столах лежат карточки со словами книга, быстрина, словарь, мешать, знаменатель, розовый, плетёнки, запах, сумма, плыть, суффикс, лирика, родной, тетрадь, косовица, печать, кислород, страница, кислота, бирюк, атом, скакать. – Распределите слова, в зависимости от их сферы употребления в 2 столбика. – Какие из слов во 2-м столбике вам показались незнакомыми? – Посмотрите значение этих слов в словаре, обратите внимание на пометы. – Молодцы. Откройте учебник на стр. 65 и прочитайте лингвистическую справку. Обо всем ли мы сказали? – Как вы думаете, зачем нужны слова ограниченного употребления? – Верно, на следующем уроке мы познакомимся с видами необщеупотребтельной лексики подробнее. | Презентация, словарь, раздаточный материал, учебник | Ф Ф Ф | Слушание и осмысление сказанного. Обсуждение. – – – книга быстрина мешать словарь розовый знаменатель запах плетёнки плыть сумма родной суффикс тетрадь лирика скакать кислота косовица кислород бирюк атом – Плетёнки, косовица, бирюк, быстрина – Да. – Они используются как средство выразительности, для передачи времени и колорита эпохи, для выражения авторской мысли и т.д. | Л: стремление к речевому самовершенствованию Р: способность проводить анализ над языковыми фактами |
| Работа с учебником (стр. 65, упр. 137): – Найдите общеупотребительные и необщеупотребительные слова в приведённых отрывках; объясните значение слов и уместность их употребления. Выполните пунктуационный разбор предложения. | Презентация, учебник | И, Ф | – 1. Лес кончается. Внизу — высохшие болота-мшары*, поросшие редким лесом. 2. Особенно хорошо это видно с маленького самолёта У-2, который прилетает опылять от комарья мочажины* и болотца. 3. В произведениях К. Г. Паустовского можно найти много настоящих лесных слов: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга*, чернолесье*, пустошь*, наполненных живописным содержанием5. | |