Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Организационный момент (2 мин) | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы. С каким настроением пришли на этот урок? Каким бы вы хотели видеть наш урок? А какими вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите? | Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы. | Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками. | Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке. |
2. Актуализация знаний (8 мин) | Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам. 1. Что такое план местности и для чего нужен человеку. 2. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили. 3. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя. | Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме. | Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности. |
3. Постановка цели и задачей урока (5 мин) | Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте». Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом (ответы учеников). Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке. | Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы. | Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки. | Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей. |
4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин) | Учитель знакомит с понятиями относительная и абсолютная высота. Учитель предлагает поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор). С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих. Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи. | Записывают определение в тетрадь. Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты. Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране – это Балтийское море. Находят его на карте. Используя рисунок 25, учащиеся выясняют, как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь. Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю. | Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы. | Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности. |
5. Первичная проверка понимания (5 мин) | Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии? Какую высоту называют абсолютной? | Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия: относительная высота, абсолютная, бергштрих. | Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы. Слушать и понимать речь других. | Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности. |
6. Первичное закрепление (5 мин) | Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов. Выполнение практической работы «Составление описательного маршрута по плану местности». | Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали. Отмечают, что они изображаются коричневым цветом. Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих. Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма). | Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам. Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей. | Работать в соответствии с поставленной задачей. |
7. Домашнее задание (1 мин) | Изучить параграф 11. Выполнить задание 3,4. | | | |
8. Итог урока (2 мин) | Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни? | Высказываются ответы с применением новых понятий. | Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение. | Оценивать свою работу на уроке. |
9. Рефлексия (2 мин) | | Отвечают на вопросы: Это я знаю. Это я могу. | | |