СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по тем: "Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения "

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изображение на плане и карте неровностей земной поверхности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по тем: "Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения "»

Технологическая карта урока

Тема: Ориентирование по плану местности. Разнообразие планов и области их применения.

Предмет

География

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Цель урока


1. Содержательная:   Выяснить, как на плане и карте изображают неровности земной поверхности; раскрыть понятия «абсолютная высота», «относительная высота».

2. Деятельностная:  Определять относительную и абсолютную высоту.

Задачи урока

(планируемые результаты)

Определять относительные и абсолютные высоты; определять по плану с помощью горизонталей направление повышения (понижения) местности.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная, коллективная

Средства обучения

Учебник, атлас, тетрадь, настенные карта.



Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. Включение в деловой ритм урока. Просьба ответить на следующие вопросы.

С каким настроением пришли на этот урок? Каким  бы вы хотели видеть наш урок? А какими  вы должны быть, чтобы случилось все так, как вы хотите?

Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Делают предположения по ходу урока. Предлагают свои ответы.

Планируют сотрудничество с учителем и сверстниками.

Понимание цели урока. Организация своей учебной деятельности. Соблюдение норм и правил на уроке.

2. Актуализация знаний (8 мин)

Выявить уровень полученных знаний прошлого урока по вопросам.

1. Что такое план местности и для чего нужен человеку.

2. Изобразите условные знаки на листочках, лежащих на столе, те, которые хорошо запомнили.

3. Проводится топографический диктант в форме связанного рассказа, в процессе которого учащиеся вместо слов, обозначающих объекты, рисуют топографические знаки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности мыслительной операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы учителя.

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владеть новыми терминами по теме.

Выполнение заданий, тренирующие способности к учебной деятельности.

3. Постановка цели и задачей урока (5 мин)

Сегодня мы с вами продолжаем изучение темы «Земная поверхность на плане и карте». Попробуйте нанести на карту (чистый лист) участок занятый холмом (ответы учеников).

Затрудняетесь, что-то не получается? (ответы учеников). Почему не можем занести эти объекты? Каких знаний не хватает? Постарайтесь сформулировать, что нам нужно ещё знать и чему нужно научиться на этом уроке.

Учащиеся выполняют задания. Пытаются ответить на поставленные вопросы. Ставят цели. Анализируют ситуацию. Вступают в спор. Решают проблемный вопрос как изображают на плане и карте неровности земной поверхности – овраги, холмы, горы.

Ребята пытаются излагать своё мнение, выражать свои мысли, выделять существенные признаки.

Ставят учебную задачу под руководством учителя. Планируют свою дальнейшую деятельность и работу в соответствии с поставленной задачей.

4. Первичное усвоение новых знаний (10 мин)

Учитель знакомит с понятиями относительная и абсолютная высота.

Учитель предлагает  поработать с физической картой и найти точки абсолютных высот крупных форм рельефа (гор).

 С помощью рисунка 25 вводятся новые понятия – горизонталь, бергштрих.

Учитель отвечает на интересующий вопрос и даёт расшифровку понятию бергшрихи.

Записывают определение в тетрадь.

Учащиеся обращаются к рисунку 24 и находят в учебнике определение относительной высоты.

 Учащиеся так же работают с рисунком 24 и находят в учебнике определение абсолютной высоты. Делают вывод. Абсолютная высота измеряется от уровня моря. В нашей стране – это Балтийское море. Находят его на карте.

 

Используя рисунок 25, учащиеся выясняют,  как изображают холм на плоскости. Находят определение понятия горизонтали и записывают в тетрадь.

Обращают внимание на короткие черточки у горизонталей. Задают вопросы учителю.

Умение работать в паре. Использовать ИКТ как инструмент для достижения своей цели. Умение выражать свои мысли. Анализировать ситуацию. Сравнивать и делать выводы.

Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

5. Первичная проверка понимания (5 мин)

Учитель просит рассмотреть предложенные рисунки холмов и оврагов и ответить на вопросы. С помощью чего измеряют высоту неровностей поверхности? Какую высоту можем измерить мы, находясь на экскурсии?

Какую высоту называют абсолютной?

Ребята отвечают на поставленные вопросы. Называют понятия: относительная высота, абсолютная, бергштрих.

Умение работать в парах. Точно и полно выражать свои мысли. Правильно задавать вопросы.

Слушать и понимать речь других.

Работать в соответствии с поставленной задачей. Участвовать в совместной деятельности.

6. Первичное закрепление (5 мин)

Учитель просит открыть топографические планы в атласах и найти горизонтали, показывающие изображение холмов и обрывов, а так же определить их относительную высоту, крутизну склонов.


Выполнение практической работы «Составление описательного маршрута по плану местности».

Ребята рассматривают топографические планы. Находят горизонтали.

Отмечают, что они изображаются коричневым цветом.

Находят холмы и обрывы, используя понятие бергштрих.

Схематично зарисовывают на доске холм и обрыв. Объясняют их отличие (если черточки бергштриха наружу – это холм; если вовнутрь – это яма).

Учатся читать карты по горизонталям, бергштрихам.

Излагать своё мнение, доказывать свою правоту. Работать в соответствии с поставленной задачей.

 Работать в соответствии с поставленной задачей.

7. Домашнее задание (1 мин)

Изучить параграф 11. Выполнить задание 3,4.

 

 

 

8. Итог урока (2 мин)

Что нового вы узнали? Пригодятся ли вам эти знания? Где бы вы смогли применить в своей жизни?

Высказываются ответы с применением новых понятий.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, излагать своё мнение.

Оценивать свою работу на уроке.

9. Рефлексия (2 мин)

 

 

Отвечают на вопросы:

Это я знаю.

Это я могу.





2