СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме Бактерии: строение и жизнедеятельность.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока биологии.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме Бактерии: строение и жизнедеятельность.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема урока: Бактерии: строение и жизнедеятельность


Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели образовательные:

- познакомить учащихся с Царством Бактерии, показать особенности строения клетки бактерии (отличия клеток прокариот и клеток эукариот);

- углубить знания о типах питания бактерий;

- систематизировать знания учащихся о жизнедеятельности бактерий

Цели развивающие:

- продолжить отработку навыков работы в группе;

- продолжить формирование навыка работы с различными источниками информации

Цели воспитательные:

 - привитие правил экологической культуры поведения;

 - способствовать формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту

Планируемые результаты

Личностные

реализация установок здорового образа жизни в процессе изучения материала о бактериальных инфекциях и их профилактике;

Метапредметные


  • познавательные

Продолжить формирование умения работать с таблицей.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы - опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

  • коммуникативные

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

  • регулятивные

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Продолжить формирование умения определять критерии изучаемого объекта.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Предметные

выявление существенных признаков прокариот и эукариот;

определение принадлежности бактерий к прокариотам;

различение на рисунках частей бактериальной клетки;

выявление существенных признаков автотрофов и гетеротрофов, их роли в природе

Средства обучения компьютер, таблицы

класс:7 класс, УМК Пасечник «Линия жизни»



Этапы урока

Содержание учебного материала




Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

I. Организационный


Приветствует учащихся

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Подготовка учебных принадлежностей

Отвечают на приветствие учителя.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку

II. Этап проверки домашнего задания

Систематика. Царства живой природы

Предлагает расположить систематические категории в порядке возрастания

ВИД, РОД,СЕМЕЙСТВО, КЛАСС, ТИП, ЦАРСТВО;

выбирает ученика, который будет выполнять задание устно, остальные – в тетрадях

Предлагает эталон ответа предлагает оценить свой ответ ответчику

Расставляют систематические категории в порядке соподчинения;

Отвечающий озвучивает свой вариант выполнения задания;

Остальные осуществляют самоконтроль, корректируют ответы по необходимости

III. Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению учебного материала


Задает вопросы, подводящие к теме урока:

- Все ли организмы имеют клеточное строение?

- Все ли клетки имеют ядро?

Обращает внимание учащихся на особенности строения бактериальной клетки, которые уже изучены на предыдущих уроках

Предлагает определить тему урока

Дают устные ответы на вопросы

IV. Постановка познавательной задачи


Задает вопрос: «Почему бактерии настолько многочисленны, широко распространены на Земле и легко выживают в неблагоприятных условиях?»

Основываясь на ответах учащихся, формулирует цели урока


Высказывают свое мнение, план поиска ответа на вопрос

V. Усвоение новых знаний и способов действий

Бактрии как особое царство живых организмов с определенным набором признаков

Задает вопрос: «Кто такие бактерии?», предлагает найти ответ в учебнике или вспомнить то, что было сказано о бактериях в ходе обсуждения на уроке

Дают ответ на вопрос, ищут определение бактерий в учебнике, предлагают свою формулировку, записывают формулировку в тетрадь

Строение бактериальной клетки

Определяет задание «Зарисовать схему строения бактериальной клетки», Найти в тексте значение каждой части клетки бактерии

Обращает внимание учащихся на сложную структуру оболочки бактериальной клетки

Зарисовывают бактериальную клетку, используют рисунки из учебника или на слайде презентации

Находят в тексте учебника значение компонентов бактериальной клетки

Формы бактериальных клеток, типы питания, тип размножения

Предлагает найти в тексте учебника и назвать возможные формы бактериальных клеток,

Анализирует ответы учащихся, корректирует при необходимости, используя слайд-презентацию

Дает задание составить схему «Формы бактериальных клеток», корректирует ответы учащихся, предлагает наиболее удачный вариант схемы для записи в тетрадь

Ищут в тексте учебника, называют возможные формы бактериальных клеток, предлагают свои варианты оформления схемы «Формы бактериальных клеток», переносят схему в тетрадь

Ведет диалог с учащимися класса, помогает им вспомнить типы питания организмов, предлагает предположить какие формы будут характерны для бактерий;

Один из учащихся называет типы питания организмов, остальные проверяют правильность ответов

Дает задание, основываясь на фотографии бактериальной клетки определить какой тип размножения будет для нее характерен


VI. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учащимися ново­го материала


Предлагает найти определение терминов в учебнике, ответить на вопросы:

  • Фотосинтез - …….

  • Цианобактерии - ……

  • Автотрофы - …….

  • Синезеленые водоросли -

Ищут в тексте учебника определения терминов, основываясь на знании терминов, отвечают на вопросы (устно) (работа в группе)

VII. Физкультминутка


Дает задание учащимся по снятию напряжения в мышцах рук

Выполняют задания учителя, повторяют упражнения

VIII. Закрепление знаний и способов действий, самопроверка знаний


Предлагает объяснить роль бактерий в природе, основываясь на схеме «Круговорот веществ в природе»

Высказывают свои варианты, обосновывают их

IX. Обобщение и систематизация знаний


Объясняет задание, соотнести название форм бактериальной клетки и определение терминов, предлагает эталон правильного ответа для взаимоконтроля учащихся

Проводит фронтальный опрос

Каковы основные признаки бактерий?

  1. На какие группы делятся бактерии по питанию?

  2. Как размножаются бактерии?

  3. Что такое спора бактерий и для чего она служит?


Отвечают в тетрадях, осуществляют взаимопроверку по эталону






Отвечают на вопросы

Х. Рефлексия


Предлагает высказать свое мнение о результативности работы на уроке, просит дать оценку работе класса в целом, эмоциональной оценке урока в целом

Высказывают свое мнение о результативности работы на уроке, Дают оценку работе класса в целом, эмоциональную оценку урока в целом

XII. Домашнее задание


Объявляет домашнее задание.

Дает комментарии по выполнению домашнего задания:

«3» Параграфы 9-10 читать, устно ответить на вопросы в конце параграфов;

«4» Заполнить таблицу «Значение бактерий в природе и жизни человека»;

«5» Составить 5 вопросов по теме «Бактерии» с кратким ответом (слово или термин в ответе)

  • Подготовить сообщение о роли цианобактерий на Земле


Используя информационные ресурсы (учебник, интернет-ресурсы, материалы библиотеки) выполняют задания