Технологическая карта урока биологии 10 класс.
Тема урока: Биологические системы и их свойства.
Уровень изучения: базовый уровень.
Тип урока: комбинированный урок.
- способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её;
- умение учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
— готовность к сотрудничеству в процессе совместного выполнения учебных, познавательных и исследовательских задач, уважительное отношение к мнению оппонентов при обсуждении спорных вопросов биологического содержания.
- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне:
- использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);
- применять схемно-модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах, а также противоречий разного рода, выявленных в различных информационных источниках;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
- живые системы (биосистемы) как предмет изучения биологии, отличие живых систем от неорганической природы,
свойства биосистем и их разнообразие.
- уровни организации биосистем: молекулярный, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный.
Этапы урока.
№ | Название этапа урока | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: мотивировать обучающихся к учебной деятельности. | | Приветствует обучающихся и проверяет готовность их к уроку. | Приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | | Формирование УУД: волевая саморегуляция. |
2. | Актуализация знаний. | Давайте вспомним: 1. Чашка, линейка, лампа, телефон ,что это? (это физические тела) 2. Из каких веществ они могут состоять? ( фарфор, пластмасса, стекло и т.д.) 2. На столах изображения различных систем органов и отдельных органов – предлагается разделить эти изображения на две группы. Повторяется понятие «система органов» Коллективно с помощью учителя формулируется тема урока: «Биологические системы и их свойства» | Учитель проводит беседу по заданиям и помогает обучающимся сформулировать тему урока | 1.Обучающиеся формулируют определения «вещество» и «физическое тело» 2.Обучающиеся объясняют, как были разделены данные изображения. Обосновывают свой выбор. Производят самоконтроль своих знаний. | Фронтальная индивидуальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. (П) формирование мыслительных операций: анализ, обобщение. |
3. | Постановка цели: | Ты узнаешь, уровни организации живой природы, что такое биологическая система, как организованы биологические системы и каковы их свойства. В чем отличия живых систем от неживых систем. Как взаимосвязаны компоненты живой системы. | Учитель озвучивает содержание урока. | На основе темы обучающиеся формулируют цель урока. | Фронтальная беседа | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему |
4. | Освоение нового материала. | 1.Просмотр видеофрагмента и заполнение таблицы в тетради Уровень организации | Биологическая система | Элементы образующие систему | | | | Работа с видеофрагментом https://youtu.be/ueBDxqlp8DI ( видео « Уровни организации живой материи») 2.Работа с кластерами: обучающиеся делятся на три группы : 1 группа кластер «Эмерджентность» Задание: Дают определение новым понятиям и приводят примеры. 2 группа кластер «Энтропия» Задание: Дают определение новым понятиям и приводят примеры. 3 группа кластер: « Генетическая информация» готовят ответ на вопрос: значение ДНК для организма. Представители выносят работу группы и рассказывают о выполненном задании. | Учитель помогает формулировать вывод: всем живым системам присущи общие черты и сами системы непрерывно взаимодействуют. Учитель помогает учащимся формировать ответы на вопросы, организует обмен мнениями. | Учащиеся просматривают видеофрагмент и заполняют таблицу. Учащиеся делятся на группы и выбирают старшего (отвечающего на вопрос задания). | Индивидуальная Групповая работа | Формирование УУД: (Р) проговаривание последовательности действий на уроке; формирование познавательной инициативы. (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные |
5. | Проверка первичного усвоения. | Учащимся предлагается выполнить задание на соотношение. 1. печень | А)молекулярный уровень | 2. стадо олений | Б) клеточный уровень | 3. океан | В) органный | 4. инфузория | Г) организменный | 5.биосфера | Д)популяционно-видовой | 6. белок | Е)биогеоценотический | 7.клетка крови | Ж) биосферный | 8. лес | З) тканевой | 9. мышечная ткань | | 10.нос | | | Учитель организует индивидуальную работу и контролирует работу по взаимопроверке. | Выполняют работу и обмениваются работами. | Индивидуальная работа, работа в паре ( взаимопроверка) | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль. |
6. | Применение знаний. | 1.Просмотр презентации и выполнение практической работы «Механизм саморегуляции.» стр.200 учебника. 2. Учащимся предлагается выполнить задание на развитие функциональной грамотности. Зарастаемость азовских лиманов и степных рек Краснодарского края высшей водной растительностью принимает угрожающие масштабы. Покрытие водного зеркала многих водоемов растительностью достигает 80-90 %, а в некоторых случаях и 100 %. Общая сырая фитомасса погруженной высшей водной растительности в азовских лиманах в настоящее время оценивается в более чем 2.0 млн т, тогда как в период 1979-1985 гг. она составляла около 1.19 млн т. Таким образом, за последние десятилетия биомасса водной растительности в целом по азовским лиманам увеличилась в 1.7 раза. Этот факт связан с изменением водного режима лиманов, возрастанием содержания в воде биогенных элементов и уменьшением объемов мелиоративных работ. Помимо аборигенных видов высшей водной растительности в азовских лиманах и реках постепенно увеличиваются площади водного зеркала, покрытые видоминтродуцентом – лотосом орехоносным Nelumbo nucifera. Естественной областью его распространения являются водоёмы Индии, Филиппинских островов и островов Малайского архипелага, острова Цейлон, юга Японии, полуострова Индостан, а также Китая, Ирана и Азербайджана, в России – водоёмы Дальнего Востока, дельта р. Волги и прибрежные участки Каспийского моря. На Кубани лотос орехоносный появился менее ста лет назад – в 1938 г. в результате целенаправленного вселения. Если в других районах страны он распространён локально и встречается в настолько небольших количествах, что включён в Красную книгу России, то в водоемах Краснодарского края область его распространения из года в год устойчиво увеличивается. Уменьшение уровня воды в азовских лиманах, наблюдающееся в последнее время, только способствует возрастанию площадей, занимаемых лотосом. По предварительным наблюдениям сотрудников Краснодарского отделения ФГБНУ «АзНИИРХ», заросли этого растения существенно снижают площади нагула различных видов водных биологических ресурсов в азовских лиманах, в межлиманных соединениях и низовьях впадающих в лиманы рек. На примере этого растения видно, насколько сложным бывает баланс отношений природы и общества. Заросли цветущего лотоса образуют красивые плантации, радующие глаз человека, в местах его произрастания организованы заказники. Но отсутствие контроля его распространения в водоемах может нанести серьёзный вред рыбному хозяйству. Задания: 1. Какой уровень биологической системы описан? 2. Какой элемент образует данную биологическую систему? 3. Какую пользу для населения можно извлечь из-за распространения лотоса на Кубани? 4. Какой вред наносит лотос природе Краснодарского края? | 1.Объяснение работы с показом презентации. 2.Помогает учащимся сформулировать ответы на вопросы. | 1.Выполняют работу и делают вывод к работе. 2.Учащиеся читают данный текст и формулируют ответы на поставленные вопросы. Совместно обсуждая ответы товарищей. | 1.Индивидуальная работа. 2. Фронтальная беседа с классом, обсуждение ответов на вопросы. | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
7 | Систематизация знаний | 1.Установите последовательность расположения уровней организации живого. А. Популяционно-видовой Б. Биогеоценотический В. Организменный Г. Молекулярно-генетический Д. Клеточный Е. Биосферный 2.Выберите три верных ответа. Для всех живых организмов характерна способность к 1) питанию белками, жирами, углеводами 2) раздражимости и движению 3) фотосинтезу 4) наследственности 5) росту и развитию 6) вегетативному размножению | Учитель предлагает обучающимся совместно выполнить задание. | Обучающиеся выполняют задание в тетради индивидуально, а затем обсуждают всем классом. | Фронтальная беседа с классом | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
8 | Рефлексия. | Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: Зеленый - шевелил мозгами, Желтый - слышал краем уха, Синий - хлопал ушами, Красный - считал ворон Подумайте какое выражение в большей степени отражает ваше отношение к уроку. Почему? | Учитель предлагает обучающимся выразить свое отношение к уроку. | Обучающиеся выбирают соответствующее выражение и прикрепляют квадратик соответствующего цвета на доску. | Индивидуальная работа | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. |
9 | Домашнее задание | П. 4, проработать дополнительный материал с. 37-39 1 вариант – выписать примеры взаимосвязей строения и функций в биологических системах; 2 - выписать примеры саморегуляции в биологических системах. Дополнительно можно предоставить свои примеры саморегуляции. https://youtu.be/5wRzkjYMGeI - просмотреть видеофрагмент и сформулировать вопросы для одноклассников. | | | | |