Технология проведения | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
I. Организацион ный момент Цель: 1) мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 2) определить содержательные рамки урока. | Проверяют готовность рабочего места, приветствуют учителя и гостей. Настраиваются на работу. | Настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе. | Снег летает и сверкает В золотом сиянии дня, Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег – снежок, Начинаем наш урок. Мы сегодня снова будем читать, писать, делать выводы и рассуждать. - Ребята, сегодня у нас необычный урок. В гости к нам спешит сказка. А какая - догадайтесь сами. Закройте глаза, послушайте... Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. - Что вы представили, услышав эти строки? - Молодцы, я думаю, вам не составит труда отгадать, в какую сказку мы попали? (зимнюю) - Кто сможет ответить, чьи строки так красиво нарисовали картины зимы? - Вспомните сказки А.С. Пушкина и скажите, как они заканчиваются? - Я думаю, что и у нашей сказки будет счастливый конец. У нас с вами всё обязательно получится. Личностные УУД |
II Актуализация знаний. Цель: актуализировать знания обучающихся; сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке; упражняться в умении работать со словарной статьей развивать орфографическую зоркость; -обогащать словарный запас, развивать речь. | Работать с информацией, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать фронтальную работу по нахождению орфограмм в разных частях слова, создать условия для повторения признаков родственных слов; включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов; организовать работу с различными видами словарей (пиши правильно, словарь происхождения слов, толковый словарь) | - Итак, сказка начинается... В дружном школьном государстве Жил да был 2 Г класс. Слышите, ребята, я про вас. Царь - учитель строгий был, Он всему ребят учил И в конце первого полугодия он захотел, Подвести итог всех дел. И во все концы страны Были посланы гонцы. Разузнать и доложить: Хорошо ли в царстве жить? Все ли правила в нём знают И как в жизни применяют? Много времени проходит, С донесеньями гонцы Воротились, молодцы. Царь собрал все донесенья для скорейшего прочтенья. (по щелчку переход на слайд 4) В донесениях как раз Все задания для вас, Кто заданье выполняет, Приз - снежинку получает. Чистописание. Посмотрите внимательно на донесения и скажите, чем мы сегодня будем заниматься?(минуткой чистописания; орфографической работой, работой в группах, самостоятельной работой) - Но прежде, чем приступить к выполнению заданий, запишите число. - Посмотрите на доску, зимний февральский ветер надул в зимнем лесу большие сугробы, и, чтобы нам двигаться вперёд, мы должны эти сугробы преодолеть. Я попрошу вас написать эти буквы, изображающие зимний узор. Ззз Зве Зим - Повторим правильное написание заглавной и строчной буквы З, з Познавательные УУД |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | | | 1. - Запишем слова: зима, зимний, зимняя, зимушка - Где образовались однокоренные слова, а изменилась форма слова? Докажите. 2. Игра «Снежинки». К нам на землю спустились снежинки. На обратной стороне есть значок, обозначающий часть слова. Нужно назвать его и дать определение.  
     ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Свободные высказывания детей. 3.Решение проблемной ситуации. - Послушайте сказку «Родственница». - Вы кто такие? - Я гусь. Это гусыня, это наши гусята. А ты кто? - А я ваша родственница – гусеница. - Права ли гусеница? - Назовите 2 признака родственных слов. (однокоренные слова имеют общий корень и общее основное значение) - Как вы думаете, ребята, что мы сегодня будем повторять на уроке? (части слова) - Правильно, сегодня на уроке мы повторяем состав слова. - С этим заданием все ребята справились очень хорошо, все получают первый приз. |
IV.Первичное закрепление: в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные) Цель: закреплять знания о родственных словах и корне слова; -развивать орфографическую зоркость, творческое воображение; | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в группе). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать работу в группах; обеспечить контроль за выполнением задания. | -- Следующее задание - орфографическая работа Перед вами предложение, прочитайте его. Как вы считаете, что мы должны сделать в этом предложении. М(о/а)ро(з/с) и со(л/-)це; день чудес(-/т)ный! - Какая ещё орфограмма встретилась в этом предложении? (чу - щу пиши с буквой "у") - А теперь запишите это предложение, подчеркнув все разобранные орфограммы. - Выделите ту часть слова, в которой встретились опасные места? - Обменяйтесь с соседом по парте тетрадками и проверьте его работу. Познавательные УУД Регулятивные УУД |
V.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного материала. | Участвовать в практической работе по нахождению родственных слов в предложении Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре). Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организовать практическую самостоятельную работу по нахождению и выделению корня в родственных словах. Организовать работу в парах обеспечить контроль за выполнением задания. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов Физминутка для глаз. Вот метель гулять пустилась. Сюда снежинка прилепилась. Вот она летает, порхает, Следите за ней глазками. | Работа в группах. Для каждой группы приготовлены конверты - кейсы с документами: для 1 группы конверт- кейс с корнем " зим"; для 2 группы - с корнем "лёд"; для 3 группы - с корнем "мороз"; для 4 группы -с корнем "снег"; - Приступим к выполнению задания, поднимите глазки на экран. - Вы найдёте в конверте слова - подсказки, которые спрятались в карточках - заданиях №1 . Также в кейсе находятся сигнальные карточки, для того чтобы оценить ответы других групп. Если группа ответила правильно - показываем зелёную карточку, если вы заметили ошибки, то сигнализируем красной карточкой. - А вот и вопросы, на которые каждая группа должна дать ответ (вопросы для всех групп одинаковые): 1. Подберите и запишите родственные слова, используя данный корень. 2. Подберите и назовите слово, которое состоит только из корня и окончания (может быть нулевое) 3. Подберите и назовите слово, которое образовано с помощью суффикса 4. Подберите и назовите слово, которое образовано при помощи приставки и суффикса одновременно.  Отчёт групп и оценка. Проверка: взаимоконтроль. Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
IV.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) Цель – развивать умение находить родственные слова; создать условия для успешного закрепления изученного материала. | | | - Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…». Какое чувство возникло? (Стало холодно и грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.). - Зиму можно представить по-разному. Посмотрите, как представлена зима в работах известных художников. Очень ярко изобразил красоту зимнего леса известный русский художник, живописец Иван Иванович Шишкин в своей картине «Зима». - Что можно сказать об этой работе художника? - Иван Иванович Шишкин воспевал былинное величие русского леса. - Художник для описания использует краски. А вот писатель при помощи слов описывает зиму. - Давайте прочитаем отрывок из рассказа Григория Скребицкого. - Стр. 23 учебника упражнение 1. - Как писатель описывает зиму? Какая она у него? 3.Работа в парах. - Выпишите слова в два столбика: в первый - слова, образованные при помощи суффикса, во второй – слова, образованные при помощи приставки). - Как называется первый способ образования? (Суффиксальный). - Как называется способ образования во втором столбике? (Приставочный). Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД |
III. Динамическая пауза. Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм, мотивировать к изучению темы. | | | III. Динамическая пауза. А сегодня у зимы – новоселье, Мы с вами приглашены на веселье. Дом построен из сугроба Вот такой вышины. Белый коврик у порога Вот такой ширины. Погляди-ка потолки – ледяные Высоки-превысоки – кружевные! Мы по лестницам шагаем. Выше ноги, топ-топ. Двери комнат отворяем, Справа – хлоп, слева – хлоп. |
| | | 4. Самостоятельная работа - Следующее задание - самостоятельная работа. Перед вами два пакета с материалами: на синих листах - карточки - задания №2 с четырьмя звёздочками (средний уровень); на зелёных листах - карточки - задания №2 с пятью звёздочками (повышенный уровень). Выберите, пожалуйста, для себя ту карточку, которую вы пожелаете. На эту работу вам отводится _____ минут. - Кто справится с заданием раньше остальных, может выполнить дополнительное задание. Дополнительное задание (средний уровень) 1. Отметь "+ " слова, в которых первая буква о является приставкой. осина осмотреть овраг ослабить олень 2. Запиши слово, в котором правильно выделен корень. |
| Речушка, побелить, высокая, ручной ___________________ Дополнительное задание (повышенный уровень) 1. Отметь "+ " слова, в которых сочетание букв до является частью корня? достирать дожди дошкольник дорога доктор 2. Каждое словосочетание замени одним словом с подходящим суффиксом. Выдели суффикс. Тот, кто любит мечтать, - : Участок, где растёт виноград, - : Стебелёк соломы - : (по щелчку на конверте "самостоятельная работа" переход на слайд 12) - Перед вами ключи к вашим заданиям. Проверьте сами себя. Ключи: № задания | **** | ***** | 1. | 4 | 4 | 2. | 1,2,4 | 2,5 | 3. | лестница | смешивать | 4. | домик, гномик | заморозки | Проверка: самоконтроль - Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работе на уроке; формировать личную ответственность за результаты своего труда. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. | | - Кто доволен своей работой на уроке? знаю  Я запомнил смог - Вот и сказочке конец, Кто работал - молодец! - Как вы себя ощущаете в конце урока? - Какие задания вам больше всего понравились? - Были ли какие-то затруднения? - Наш урок к концу подходит, Сказка отдыхать уходит, Поделиться каждый рад, Сколько получил наград. - В благодарность за хорошую работу на уроке я приготовила для вас подарок - новогоднюю песню. - Урок закончен. Личностные УУД Коммуникативные УУД |
Домашнее задание: | | | |