Слово делится на части.
Делать слово из частей.
Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие схематичного мышления.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Мотивация ( самоопределение ) к учебной деятельности (1 мин) |
Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Учитель загадывает ТРИЗ-загадку. Сложное, но не задание Важное, но не сообщение Нужное, но не ремесло Интересное, но не кино (словообразование) | Взаимодействуют с учителем | Л., П., К., Р |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (2 мин) |
Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии | Просит выдвинуть предположение о том, в чем же важность и нужность словообразования и чем отличается словообразование от морфемики | 1.Составляют диаграмму Венна. 2.Работают с морфемным конструктором (приложение 4) | П., К., Л. |
3. Выявление места и причины затруднения (1 мин) |
Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявит места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний и умений | 1. Составляя слова в морфемном конструкторе, использовали мы какой-нибудь способ? | 1. Дают определение слова «способ». 2. Читают стихотворение упражнения 168 и отвечают на вопросы | П., К. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин) |
Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 1.Выслушивает ответы 2.Просит самостоятельно выполнить упр. 169 | 1.Начинают работу по таблице «З-Х-У» 2. Выполняют упражнение 169 | П., Р., К. |
5. Реализация построенного проекта (3 мин) |
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 1. Выслушивает ответы | 1.Формулируют названия способов образования слов 2. Составляют схему «Способы образования слов» | П., Р., К. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (9 мин) |
Цель: первичное усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач | 1.Учитель дает задание по группам. 2. Просит сформулировать, каким образом определяли способ образования слова. | 1.Выполняют по группам (4 группы) упражнение 174( каждая группа собирает слова, образованные одним способом) 2. Формулируют, как определить способ образования слова. | П., К., Р. |
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону |
Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | 1.Предлагает сравнить выведенный алгоритм с имеющимся в учебнике на странице 97 | Выполняют задания из приложения 1 и 2 | П., К., Р. |
8. Этап включения в систему знаний и повторения |
Цель : повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, включение нового способа действий в систему знаний. | Использует прием ТКРМ «Вопросительные слова (приложение 3) | Составляют вопросы, используя термины и вопросительные слова из двух столбцов таблицы. | П., К., Р. |
9. Рефлексия УД на уроке |
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия | | Заканчивают таблицу «З-Х-У» | Л., П., К., Р. |